Столпи инокующим женам и правило

К прославлению Преподобных Жен Дивеевских

 

Благословением Его Высокопреосвященства мне было поручено собрать и представить сведения о жизни и чудесах преподобных Жен Дивеевских ввиду предстоящего их прославления в лике святых угодниц Божиих собором Российской Православной Церкви. Поэтому я осмелюсь предложить вашему вниманию краткую подборку составленную, в основном, по материалам Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, собранной и изданной впервые архим. Серафимом (Чичаговым) в 1898 г.

 

Крестный ход на прославление Преп. Жен ДивеевскихСв. царь и пророк Давид воспевает в псалме Бога Израиля, “дивного во святых своих” а св. Апостол Павел благодарит Бога, хотящего всегда прославляться во святых Своих и являться дивным во всех веровавших (2 Сол.1,10). Божественный Максим Исповедник объясняет нам смысл этих выражений, а именно он говорит, что Бог наш становится узнаваемым именно в святых, то есть мы уже здесь, на земле, можем узнать и увидеть Бога, что Он — именно такой а не какой-то другой: “через святых Бог становится узнаваемым смертными”[1] Именно поэтому Бог наш именует Себя и воспевается в Церкви как Бог Отец наших, то есть Бог святых отцов. Православия. Церковь поэтому всегда знает святых своих и чтит их уже при их жизни, как близких друзей Божиих, прося молитв и помощи. Иногда Богу угодно прославить святых своих после их смерти и даже через много лет после нее. Тому есть примеры в агиографии.

По учению св. Отцов Бог воплощается в каждом человеке в добродетелях, которые “по благодати обоживают их в Боге, изглаживая признаки, свойственные человекам, и очеловечивают Бога, благодаря усвоению, насколько это доступно человеку, божественных свойств”[2]. Святые явили в себе Бога как живые иконы Божии, приятелища божественной благодати. Будучи едины в Боге, святые всех времен составляют живое предание. Но можно спросить: кто может прославлять святых? кто может видеть Бога во святых? Бог видит Сам Себя и знает Сам Себя, и только Истинная Церковь Божия может видеть святость, ибо Церкви не может быть без святых. Поэтому мы и собрались здесь, чтобы еще раз прославить Бога, дивного во святых Своих, и просить едиными усты и единым сердцем их теплого заступничества и помощи.

Серафимо-Дивеевский монастырь, основанный св. Серафимом Саровским и мат. Александрой с благословения Царицы Небесной, был прославлен Богом явлением многочисленных святых жен и подвижниц.

 

Св. Первоначальница Схи-монахиня Александра

В мiру богатая помещица Ярославской, Владимiрской и Рязанской губерний Агафия Семеновна Мельгунова. Рано овдовев, она ок. 1760 г. прибыла в Киево-Флоровский женский монастырь, где приняла монашество под именем Александры и стала ревностно подвизаться. Однако ей не суждено было оставаться здесь долго: Божия Матерь открыла ей Свою волю, явившись в видении и сказав, что ей суждено основать новую обитель,

Под водительством Божией Матери после продолжительных странствий св. Александра достигла, наконец, места, избранного Богоматерью для создания Своей новой обители —  “четвертого жребия Ея во вселенной”. Это было село Дивеево Нижегородской губернии. В то время поблизости процветал Саровский общежительный мужской монастырь со строгим уставом, знаменным пением, множеством святой жизни подвижников (основан в 1705 г.). Его монашеская традиция, по видимому, восходила к Киево-Печерскис святым исихастам.

Здесь поблизости, под руководством саровских подвижников, м. Александра начала проводить подвижническую жизнь в келлии рядом с церковью в честь Казанской иконы Богородицы. Она благоупотребила свое немалое богатство на построение и возобновление церквей, обеспечила немало сирот, вдов, нищих, и жила своим рукоделием, упражняясь в самой трудной и черной работе, (очищала хлев, стирала). Дивеевские крестьяне долго помнили о ее глубоком смирении и тайных благотворениях.

Вскоре к ней стали присоединяться послушницы и образовалась маленькая общинка. Добровольная нищета, странноприимство, рукоделие, непрестанное делание Иисусовой молитвы — вот то, что насадила м. Александра в своей Казанской общине — “плоть от плоти и кость от кости Саровской пустыни”. Все это изначально ввело новую общину в русло и традицию православного монашества.

Уже при жизни многие знали и почитали м. Александру как подвижницу и весьма опытную в духовной жизни. ”К ней стекались со всех сторон не только простые люди, ног и высокопоставленные лица, купечество и даже духовенство, чтобы послушать ее наставления, получить благословение, совет и удостоится ее привета” (с.31).

Преставилась св. Александра 13 июня 1789 г., перед смертью предсказав устроение большой обители и будущие в ней нестроения. За неделю или две она была пострижена в великий ангельский образ с именем Александры.

Сам св. Серафим еще при ее жизни всегда отзывался о ней с глубоким уважением а после смерти свидетельствовал о том, что она находится у престола Божия и учил сестер просить ее молитв за всех: “одежда ее была многошвенная, плат ветхий, а зеницы не пересыхали от слез; и доныне я стопы ея лобызаю... Она почивает в мощах... Ходи, матушка, на ея гроб каждый день и, поклонившись, говори: “госпожа наша и мать, прости меня и помолися о мне, как ты прощена от Господа, так бы и мне быть прощенной и помяни меня у престола Божия” (с.284). После смерти в обители письменно засвидетельствованы чудеса и исцеления, творимые м. Александрой, например, в 1879 г., будучи при смерти, выздоровел от неизлечимой болезни отставной поручик Ф.Н. Сергеев: будучи восхищен умом в Саров и получив там от св. Серафима повеление идти за врачеванием в Дивеево к матери Александре, он исцелился через помазание св. мvром, от мощей св. Александры. При этом он созерцал сами мощи — “цельный скелет, кости которого походили на самый чистый янтарь, а из черепа струились три тока св. мvра, один посередине лба, два другие по бокам из глазных впадин” (с.730). Однажды св. Александра явилась во сне тяжело больной женщине и приказала обратиться за исцелением к св. Серафиму, при этом назвав себя. (с.201). Также м. Александра продолжала совершать исцеления и знамения от своего портрета, который стал почитаться в обители чудотворным (с.730-731).

 

Схи-монахиня Марфа

Близким духовным другом св. Серафима и послушницей его была Мария Семеновна Мелюкова. Пришед в обитель в 1823 г. в возрасте 13 лет, она несла подвиг молчания и “всегда была погружена в ничем не рассеивающуюся молитву”, проводя подвижническую жизнь, превосходившую, по суровости самых строгих сестер и исполняла безусловное послушание Серафиму. Она была столь духовно близка св. Серафиму, что ей старец открывал все тайны о будущем монастыря и откровения, которые он получал от Св. Богородицы. После ее смерти 21 августа 1829 г. Св. Серафим открыл дивеевским сестрам, что он постриг ее в схиму и теперь “душа ея в Царствии Небесном и близ Святыя Троицы у Престола Божия и весь род ваш по ней спасен будет!” (с. 267) Все возрадовались тогда о явлении новой молитвенницы на небесах за обитель и мир весь, а старец Серафим созывал всех на погребение Схимон Марфы, обещая присутствовавшим отпущение грехов. Во время отпевания старица Прасковья Семеновна, родная сестра покойной, явно увидела в Царских вратах Царицу и м Марфу, стоящих на воздухе. Прасковья Семеновна тогда начала юродствовать, пророчествовать, раздавать свои одежды. Все тогда слышали крики и шум изгоняемых бесов. Когда об этом было рассказано св. Серафиму, то он сказал: “это Господь и Царица Небесная захотели прославить мать нашу Марфу и Госпожу Марию . А если бы я, убогий Серафим, был бы на погребении ея, то от духу ея было бы многим исцеление!”. Позже, будучи в Духе Святом св. Серафим еще раз подтвердит, что схимонахиня Марфа “в Царствии Небесном у престола Божия близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит! Она за весь ваш род молитвенница!”, и завещал молиться у ее могилы. (с.268-269).

 

Св. мать Елена

Прямой продолжательницей традиции м. Александры стала по благословению о. Серафима Елена Васильевна Мантурова. Господь избрал ее для себя. Имея с детства “крайне веселый характер, любовь к светской, общественной жизни, стремление к веселью и забавам” и готовясь выйти замуж, она внезапно и непонятно для себя самой почему отвергла жениха. Вскоре Господь извел Свою избранницу из мира, показав ей в видении чудовищного змия, готового пожрать ее, и от которого ее спасла Богоматерь. Тогда Елена Вас дала клятву пойти в монастырь. Она совершенно отказывается от мирской жизни, много читает творения св. Отцов, молится и работает над собой. Св Серафим три года подготавливал ее к поступлению в его общину, что и произошло в 1825 г. Он прозорливо предвидел ее жизненный путь и заповедал во всем подражать м. Александре. Мать Елена подвизалась в непрестанной молитве, созерцании и совершенном молчании. Однажды, когда Елена ухаживала за своей больной чахоткой сокелейницей Устинией, последняя, быв восхищена в рай, предсказала, что Богом уготован он им обоим.

Сама жизнь ее закончилась очень удивительно: по послушанию св. Серафиму, она умерла вместо своего брата Михаила Васильевича Мантурова. Перед смертью она была восхищена в райские селения, где созерцала Бога в виде неизреченного Огня, общалась с Пресвятой Богородицей, Которая показала ей участь настоящих, бывших и будущих дивеевских сестер(с.420-23). Преставилась она 28 мая 1832 г. и во время заупокойной литургии три раза как живая радостно улыбнулась в гробу. Вскоре св. Серафим открыл, что св. мать Елена “удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы, аки дева”, что она — “фрейлина Царицы Небесной” и что она вместе со св. Марфой удостоилась от Бога нетления мощей за добродетель беспрекословного послушания (с.425).

Как указывает в “Летописи” архим Серафим, на могиле Елены Васильевны Мантуровой не раз творились чудеса и исцеления,  Они записаны в обители (с.732).

 

 

Ксения Михайловна Кочеулова

Вторая после м. Александры настоятельница Казансклй общины. По видимому, она не была пострижена в монашество. Ревность ее к подвижничеству была удивительна. Св. Серафим называл ее “огненным столбом от земли до неба” и “терпугум духовным”. Перед смертью она приказала по кончине ея 40 дней принимать и кормить всех приходящих в обитель странников. После ее смерти произошло чудо: в продолжение этих 40 дней Господь по молитвам св. Ксении уменьшил в два раза ежедневно расходуемую в обители норму продуктов, хотя кроме сестер много кормили странствующего народа (с.506).

 

Св. мать Капитолина

Очень была близка к св. Серафиму и любима им Ксения Васильевна Путкова. Любя своего жениха, но убежденная Серафимом, она решилась оставить мир и поступить в монастырь м. Александры, где прославилась своей подвижнической жизнью (с.174-175)

 

Св. мать Евпраксия

В миру — Евдокия Ефремовна княжна Енгалычева.

Она также была очень близка и любима св. Серафимом, и по его молитвам была удостоена видения Божией Матери в 1831 г. в келлии старца (:630). Преставилась ко Господу 28 марта 1865 г.

В Летописи об этих подвижницах сказано немного, но сказанного достаточно, чтобы увидеть в них избранные сосуды Божией благодати, несомненно получившие дерзновение в молитвах за нас ко Господу.

 

Св. игумения Мария

В мiру Елисавета Алексеевна Ушакова  Ее избрали в настоятельницы в 1859 г. и она фактически управляла разоренным монастырем в тяжелые годы. После дивеевской смуты с 1862 г. настоятельница Елисавета Алексеевна была пострижена и по указу Св. Синода возведена в сан игумении. С этих пор обитель начинает процветать, были приобретены земли, выстроены новые корпуса, отремонтированы храмы, заведено партесное пение, и живописная мастерская. Сама св. Мария стяжала множество добродетелей, и стала для сестер воистину матерью. Известны были случаи ее прозорливости, и по ее молитвам все сложности с огромным монастырским хозяйством чудесно решались сами собой.

 

Св. блаженные Дивеева

 

Особенно Бог явил Свою Премудрость, яже есть безумие мiру, в подвижниках, взявших на себя подвиг юродства, то есть добровольного безумия. Распаляемые сильным желанием растоптать, уничтожить в себе основную и первую страсть себялюбия — мать всех страстей, они предпочли даже в глазах людей отказаться от такого божественного дара как разум человеческий, чтобы стяжать разум Божественный, “ум Христов”, как говорит св. Павел. Возненавидев мир, они во всем стали неотмiрны. Хотя сам св. Серафим говорил, что среди множества ходивших по России юродивых настоящих подвижников можно найти одного из тысячи, но тем не менее он поручил своих сирот именно блаженным юродивым, которыми так прославилась Дивеевская обитель.

 

Блаженная Пелагия Ивановна

В мiру Пелагия Ивановна Серебренникова. Она родилась в Арзамасе и уже с детства за необычное поведение прослыла “дурочкой”. Родители выдали ее замуж, но после посещения старца Серафима, она стала все ночи проводить в молитве и юродствовать, как бы теряя разум. У нее родились два сына, которые вскоре умерли по молитве блаженной. Пелагия терпела жестокие побои, стала ходить по улицам, безумствуя и терпя насмешки и издевательства, все ночи проводя в молитве на паперти церковной.

В 1837 г. Пелагия была принята в Дивеевскую обитель, где продолжала подвижническую жизнь “безумной юродивой”: жила на улице в яме, наполненной навозом, била стекла в келлиях, колотилась головой и руками о стены построек, всегда ходила босиком, прокалывала ноги гвоздями и всячески истязая сове тело, питалась хлебом и водой, никогда не ходя в трапезу. Часто, прося по келлиям хлеб, она терпела побои, толчки и пинки, называла себя безумной и дурой. Одни сестры ее почитали, другие ругали ее безумной бабой, в которой сидит прозорливый бес. Блаж. Пелагию Ивановну почитали все дивеевские блаженные: Прасковья Яковлевна, Прасковья Семеновна, Прасковья Ивановна, называя ее маменькой. (с.765).

Уже при жизни блаж. Пелагия исцеляла обращавшихся к ней так от паралича руки был исцелен художник М. П. Петров (с.777), Она видела всю жизнь любого человека и прозорливо предсказывала, являлась во сне и  исцеляла, угашала на расстоянии пожар (с.780). С прозорливой блаженной советовались сестры обители и сама матушка игумения Мария. Слава о ее прозорливости распространилась повсюду и блаженную посещало много народа со всех концов России (с.641). За четыре года до смерти блаж. Пелагия, провидев о распространении в Империи якобизма и терроризма, приведших в конце концов к цареубийству Александра II, непрестанно плакала и молилась.  (с.756)

После 20-ти лет подвижничества блаж. Пелагия, по указанию явившегося ей Серафима, заключилась в келлии, стала избегать людей, молчала, сидела и спала всегда на полу около входной двери, ночи проводила на молитве. Питалась она в основном черным хлебом, из которого катала шарики, которые служили ей вместо четок для молитвы Иисусовой. Никогда не мыла тело и не стригла ногтей. (с. 781-782). В обители блаженная прожила до самой смерти и, по пророчеству св. Серафима, через нее  “спаслось много душ”.

Перед смертью она пообещала, что тех кто ее помнит, и она будет помнить и молиться о них (с.774). Преставилась блаженная Пелагия 30 января 1884 г.

 

Блаженная Наталья Димитриевна

С 1848 г. в Дивееве проживала кроме юродивой Пелагии Ивановны Серебренниковой блаженная Наталия Димитриевна. Родом из крестьян Оренбургской губернии, она приняла тайный постриг в Киеве Сначала ее хотели выслать за некоторые странности в поведении, но блаж. Пелагия Ивановна, явившись во сне благочинной, показала ей бумагу, на которой было написано крупными буквами: “не трогайте Наталью, ей назначено здесь жить!”.

В отличие от других блаженных она ежедневно была на всех богослужениях, никогда не ходила по келлиям и имела сестру для присмотра за ней. Послушание ее был читать по ночам псалтырь и ударять в колокол к полуношнице. Как писала о ней игуменья Мария, “по своему блаженному Наталья имеет свои странности: ходит боком, не позволяет обходить кругом себя и тому подобное, но все эти странности никому не вредят. В свободное от молитвы время она занимается чтением духовных книг, но более всего она любит читать Евангелие... она находится всегда в Церкви и некоторым иногда делает замечания. Странники ея уважают по ея назидательным наставлениям”. Как и прочие блаженные, св. Наталия не одевалась в монашеские одежды, говоря что она — дурочка и недостойна носить их.

Бл Наталья жила или в церкви или на открытом воздухе под навесом рядом с келлией в любое время года и в любую непогоду. Там она непрестанно молилась, исполняла монастырские правила, беседовала с приходящим народом а по ночам еще читала и писала. Ела она чрезвычайно мало, в постные дни не вкушала ничего. У нее постоянно толпится народ. Когда она очень изнемогала, то удалялась в келлию. Келлия ее никогда не убиралась, посреди пола стояли два корыта, одно с водой, другое с корками и остатками хлеба, в которых предлагалась пища для крыс, чтобы они всегда были сыты и ей не мешали заниматься и молиться. Одежду она никогда не снимала, пока она не истлеет, спала всегда сидя, никогда не ложась, никогда не смотрит на людей, для чего она сидит согнутая в талии, облокотясь локтями о колени. Она не разрешала подходить близко к себе, никогда не брала ничего в руки кроме священных предметов, бумаги и карандаша, за нее все делают послушницы, кормили ее, переворачивали листы книги и проч.. Также св. Наталия двигалась всегда боком и непременно по той же дороге или половице пола и туда и назад (с.623-625). Такими тяжелыми подвигами блаженная лишала себя всякого телесного комфорта, отказываясь не только от мира внешнего с его рационально осмысленным бытом, но и от мира внутреннего — от своих плотских мудрований и чувств. Бл Наталья получила от Господа дар рассуждения и прозорливости. Скончалась она в 1899 г.

 

Блаженная Прасковья Семеновна

Она была старшей сестрой св. схи-монахини Марфы (Марии Семеновны) и вместе с ней пришла в Дивеево. Начала юродствовать и пророчествовать во время видения Богородицы на погребении св. Марфы. В 1854 г. ей было видение в Сарове: ночью ей явилась Божия Матерь со св. Серафимом и приказала ей за послушание старцу “выправить дела Ея обители, настоять в правде, обличить”, и в ответ на отказ повторила это до трех раз. Через 7 лет Прасковья Семеновна открыла о бывшем ей явлении своей племяннице Елене. А. Мотовиловой. В это время начинался долгий период смуты в монастыре. Блаж. Прасковья предсказала события будущей смуты, ей неоднократно являлся сам Серафим.. Все пророчества о. Серафима о будущей славе Дивеева она предсказала вновь. После обличения неправды в решении церковных властей о судьбе Дивеева, блаженная, по пророчеству о ней св. Серафима, мирно отошла ко Господу 1 июня 1861 г.

 

Блаженная Прасковья Ивановна (Паша Саровская)

Она происходила родом из крестьянской семьи в Тамбовской губернии, звали ее Ирина. Родители выдали ее замуж и она прожила 15 лет с мужем, не имея детей. Через 5 лет муж умер и Ирина претерпела много страданий, а будучи на богомолье в Киеве навсегда возненавидела мiр и решилась посвятить свою жизнь одному Богу.. По промыслу Божию помещики изгнали ее, она 5 лет жила в родной деревне на улице, терпя лишения. Наконец, в Киеве она приняла тайный постриг с именем Параскева. 30 лет прожила в Саровском лесу в вырытой ею самой пещере, терпя разнообразные лишения. Уже тогда ее стали считать блаженной и прозорливой, народ почитал ее и просил молитв. В это время Господь попустил ей перенести подвиг св. Серафима: она была жестоко, до полусмерти избита разбойниками.

Несколько лет Параскева спасалась в Саровском лесу, но за шесть лет до смерти Пелагии Ивановны стала подолгу жить в Дивееве, а после смерти переехала совсем. Она нянчилась и ухаживала за детскими куклами, называя их детьми

Взгляд ее был необычайно добрый. Ночи она проводила в молитве, и строго следила, чтобы сестры ежедневно ходили на службы в церковь, а ночью вставали помолиться полуночью. Блаженная вязала чулки, творя Иисусову молитву, также несла подвиг странничества, часто переходя с места на место, меняя келлии и дальние послушания. Жала серпом траву, кладя этим поклоны и молясь. Блаж. Паша предсказывала посредством кукол, и, по свидетельству Летописи, случаев прозорливости так много, что невозможно собрать и описать (с.848). Ей был открыт мiр духовный она видела душу знала мысли всех приходивших и окружавших ее Часто было слышно, как она разговаривала со святыми и Божией Матерью

По дивеевским преданиям, во время торжеств прославления преп. Серафима в 1903 г. Царь с Царицей встречались с блаж. Пашей, которая предсказала им рождение наследника, а также гибель России, Династии, разгром Церкви  и море крови. После этого Государь обращался к ней со всеми серьезными вопросами. Перед смертью блаж. Прасковья клала земные поклоны перед портретом Государя, предрекая его святость[3]. Преставилась блаженная Прасковья Ивановна в 1915 г.

 

Этот ряд блаженных наряду с многочисленными чудесами постоянно напоминал монахам и всем истинным христианам, что настоящее Православие, истинная вера, — она не от мiра сего. Не нужно прилепляться к земному — богатому монастырю, довольству, славе, а нужно искать горнего.

* * *

В целом обитель Дивеевская дала миру много святых жен, имена которых знает Господь. Сии святые матери, просиявшие святостью жизни, чудесами и прозорливостью явили нам пример истинно христианской, истинно православной жизни. Воистину Бог прославился в них!

К сожалению, ныне попущением Божиим Обитель Дивеевская находится в руках еретиков, однако святые никогда не могут быть с еретиками, но только с Истинной Православной Церковью, чтущей, а не хулящей их. Поэтому и прославлять святых может только Истинно-Православная Церковь.

Взирая на жизнь и подвиги сих святых жен, будем всегда помнить, что без внутреннего делания, без внутреннего подвига или, по выражению св. Серафима (Роуза), “внутренней неотмiрности”, нет истинного православия. Нам, в нашей борьбе за Священное Православие, нужно всегда помнить об этом.

 

СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНЫЕ ЖЕНЫ ДИВЕЕВСКИЯ,

МОЛИТЕ БОГА О НАС!



[1] Ambigua ad Thomas, 2.

[2] Св. Максим Исповедник  Послание к Иоанну Кубикуларию о любви.

[3] Дивеевские предания, М., 1996, с.30.