Людмила Келер. Никем не сломленный. Жизнь и мученическая кончина архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). - М. Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского. 1999. - 64 стр. Тираж 5000 экз.
Книга известной церковной писательницы русского зарубежья Людмилы Келер рассказывает о славном жизненном пути и мученической кончине священномученика Иоанна (Поммера), Архиепискпа Рижского и Всея Латвии(1876-1935 ). Биография сына простого латышского крестьянина опровергает миф о царской России как о "тюрьме народов" - выдающиеся способности церковного деятеля и проповедника в сочетании с любящим христианским сердцем в короткий срок вознесли Яниса Поммера на вершины церковной иерархии. В 1911-м году его, самого молодого епископа в Империи, уже прочат на одну из старейших кафедр - Минскую. Где бы не служил владыка Иоанн - всюду он снискивал своей бескомпромиссностью ненависть врагов Христовых и горячую преданную любовь своей паствы, никогда не хотевшей отпускать его на новое место служения. Увлекательно описываются перипетии борьбы прихожан Приазовской епархии с местными "революционными" властями, после февраля 1917 стремившихся удалить владыку-твердого монархиста из епархии, архипастырские труды еп. Иоанна в Пензе, где только чудо Божие многократно спасало его от убиения безбожниками: его заключали в тюрьму, в него стреляли чекисты, красная артиллерия в ходе боев с белыми армиями открывала артиллерийский огонь по его резиденции, были расстреляны все ближайшие сотрудники владыки.
Особое значение имеет рассказ о деятельности владыки Иоанна в Латвии. В 1920-м собор Латвийской Православной Церкви избрал его Рижским Архиепископом, но прибыть на место владыка смог только через год - пензенская паства не отпускала его. Архиепископу Иоанну была дарована св. Патриархом Тихоном, предчувствовавшим возможность прекращения функционирования центральной церковной власти, широчайшая каноническая автономия. В своих трудах на благо Церкви вл. Иоанн добился предоставления Православной Церкви в Латвии государственного статуса, ее обеспечения из казны, сумел сплотить в единый организм русские и латышские приходы, устранив национальные противоречия. Велики заслуги Архипастыря и в деле защиты русского населения в Латвии - он возглавляет русский список в Сейме, добивается открытия в стране многочисленных русских школ, одновременно пользуясь уважением и латвийских государственных деятелей. Охраняя каноническую самостоятельность латышской Церкви, вл. Иоанн в то же время поддерживал тесные связи с Русской Православной Церковью Заграницей, пользуясь исключительным уважением ее предстоятеля - Блаженнейшего Митрополита Антония. Напротив, к евлогианскому расколу, организованному либерально-экуменической группировкой в Париже владыка относился резко отрицательно, что послужило причиной гнусной травли, его развязанной местным отделением РСХД и в особенности таким сеятелем смуты, как популяризуемый ныне в России архимандрит, впоследствии - "архиепископ", Иоанн (Шаховской). Активно поддерживал Архиепископ и Катакомбную Церковь в России, служа ее надежным связником и помощником (1).
Непримиримым было противостояние святителя с коммунистическими властями Совдепии и их латышскими агентами - социал-демократами. Смиренный, ласковый Архиепископ на заседаниях Сейма превращался в грозного обличителя левых, неоднократно разоблачая их разрушительную и антинародную деятельность, открывая общественности массу документальных свидетельств зверств "латышских стрелков" в годы гражданской войны и их подрывных действий после ее окончания. Противники платили архипастырю грязной клеветой, угрозами, попытками убить. В 1935-м, после избрания президента Ульманиса - сторонника жесткой линии в отношении красных, и начала правительственных репрессий против них, значение фигуры вл. Иоанна особенно возросло. В его распоряжении находились убийственные для "советчиков" материалы. И тогда враги решились на расправу. 12 октября 1935 года святитель был зверски замучен на своей архиерейской даче под Ригой. Убийцы долго пытали владыку, надеясь получить столь нужные им документы, но, натолкнувшись на его стойкость (владыка отличался огромной выдержкой и физической силой), расправились с ним и подожгли дачу.
Мученическая смерть высокочтимого святителя стала общем горем для всех народов Латвии. Его похороны превратились в демонстрацию национальной скорби. Но, из страха перед советским влиянием власти так и не решились обнародовать результаты расследования. Убийство так и осталось "нераскрытым", хотя его заказчики были всем прекрасно известны - слишком много нитей вело в советское посольство и в штаб латышских левых. Автор книги специально опровергает выдуманную советскими исследоватеями "версию" о том, что архиепископ пал жертвой борьбы среди самих православных. Прославленный в 1981 году в сонме новомучеников всероссийских, Архиепископ Иоанн (Поммер) навсегда останется в памяти православных как образец архипастыря и стойкий защитник Веры Христовой и евангельских заповедей перед лицом ненависти богоборцев.
Хорошо документированная, изобилующая живыми деталями, в частности - личными воспоминаниями создательницы книги, жившей в Риге в детстве, обильно иллюстрированная книга, несомненно, станет интересным, назидательным и возвышающим душу чтением для каждого православного христианина.
1. В рамках "приватизации" святых русского зарубежья патриархийное издательство, переиздавшее книгу Келер, сопроводило ее примечанием, в котором утверждается, что вл. Иоанн считал себя находящимся в общении с сергианской патриархией и что "катакомбники", упоминаемые автором были, якобы, подпольными сергианами. Это утверждение достаточно опровергается самим текстом книги, показывающим, что вл. Иоанн был твердым противником всех расколов - евлогианского, сергианского, обновленческого и категорическим противником коммунизма, и линии митр. Сергия, конечно же, принять не мог. Остается только посочувствовать "редакторам" из МП, которые уже не в первый раз вынуждены прибегать к откровенной лжи и прямому искажению авторского текста для того, чтобы защитить неправду.