СЛОВО
СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
НА БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святый день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает вифлеемский вертеп, где Ветхий деньми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий деньми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младенцев как младенец, для матери сыном, волхвам как царь, пастырям как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин. 10,11). Во втором случае, именно при крещении своем, Он приходит на иорданские воды с тем, чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: явися благодать Божия спасительная всем человеком (Тит. 2, 11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.
Что же еще сообщает Евангелие? Приходит Иисус от Галлилеи на Иорда ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне (Матф. 3, 13-14)? Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника ристаний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах?(1) Аз требую тобою креститися, т. е. преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое ты хочешь преподать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахожусь под бременем прародительского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал, говоря: беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его (Ис. 53, 9). Как же. Сам подавая избавление, ты ищешь очищения? Крещаемые, по обычаю, исповедуют грехи свои; ты же что имеешь исповедать, когда Ты вовсе безгрешен? Зачем Ты требуешь от меня того, чему я не научен; не отваживаюсь сделать то, что превышает мои силы; не знаю я, как омывать свет, не умею осветить солнце правды. Ночь не освещает дня, золото не может быть чище олова, глина не может исправить горшечника, море не заимствует струи у источника, река не нуждается в капле воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускает на свободу судию. Аз требую тобою креститися. Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет врача, и я знаю немощь своего естества! Несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего (Матф. 10, 24). Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не поклоняются и не возглашают трисвятое (2). Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Моисей, угодник Твой, едва сподобился видеть задняя твоя(Исход. 33, 23), как же я дерзну прикоснуться ко пресвятой главе Твоей? Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосходит мои силы? Не имею я длани, которою бы мог окрестить Бога: Аз требую тобою креститися. Я родился от престарелой, ибо твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь во утробе моей матери и не имея возможности говорить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам, своими устами, прославлю Тебя, Невместимого, Которого вместил девический ковчег (3). Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что ТыВладыка, Который только на время принял вид раба, чтобы уврачевать человека; знаю, что ты явился для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты камень, отсеченный от горы без посредства рук, камень, верующий в который не будет обманут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки твоего смирения, и я духом разумеваю величие Твоего Божества. Я смертен, ты же бессмертен; я от бесплодной, а ты от Девы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить тебя: я знаю, что Ты секира, лежащая у дерева, та секира, которая посекает бесплодные деревья иудейского сада. Я видел серп, готовый отсекать страсти и возвещал, что скоро повсюду откроются источники исцеления; ибо какое место останется недоступным для Твоих иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных, течение крови прекратится чрез одно прикосновение к краю риз твоих, от одного твоего повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи слепому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки? Аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне; призираяй на землю ю трястися по водам как по земле ходяй,Ты, о Ком я много раз восклицал во время проповеди: Грядет креплий мене во след мене, емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог его (Марк. 1, 7)! Только на твою неизреченную благость полагаюсь и надеюсь на твое безмерное человеколюбие, по которому ты и блудницу допускаешь отереть пречистые Твои ноги и прикоснуться к Твоей пресвятой главе.
Что же говорит ему Господь? Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Матф. 3, 15). Послужи Слову, как глас человеческий, поработай, как рабВладыке, как воин царю, как глина горшечнику. Не бойся, но смело крести Меня, потому что Я спасу мир; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человеческое. Ты, несмотря на Мое повеление, все-таки медлишь простереть руку свою, иудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистые руки для того, чтобы предать Меня на смерть. Остави ныне, тако бо подобает. По Своему человеколюбию, Я прежде всех веков решил спасти род человеческий. Ради людей Я стал человеком. Что может быть удивительнее того, что Я, как простой человек, прихожу креститься? Это делаю Я потому, что не презираю создание Моих рук, не стыжусь земного естества. Я остался таким же, каким был от века, и принял новое естество, причем, однако, Мое существо осталось неизменным: Остави ныне! Ибо враг человеческого рода, будучи свержен с неба и изгнан с земли, гнездится в естестве водном, а Я и оттуда пришел изгнать Его, как возвещал о Мне пророк: Ты стерл еси главы змиев в воде (Пс. 73, 18) - Остави ныне! Ибо сей враг хочет искусить Меня как человека, и Я претерпеваю это для того, чтобы доказать его бессилие, ибо скажу ему: не искусиши Господа Бога твоего (Матф. 4, 7)!
О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с диаволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь (4); Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует, как о своем возлюбленном сыне, а я становлюсь сыном Божи-им ради Него; Ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним, Крещаемым, является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает. С своей же стороны я прославляю Отца, с небеси давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа, сшедшего как голубя, Бога Единого в Троице, Которому я и буду всегда поклоняться. Аминь.


1.Ристания это состязания в бегах, которые публично совершались в Греции на каких-либо празднествах, во время общественных игр. Победившему в этом состязании давалась награда от особых старшин, которые присуждали награды.

2. Указание на видение пророка Исаии, который удостоился лицезреть Бога, сидящего на престоле, причем, окружающие престол херувимы воспевали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, испольнь неба и земля Славы Его (гл. 6, ст. 3).

3.Разумеется девическая утроба Пречистой Богоматери.

4. Выражение взято из древнего обычая на общественных состязаниях борцов увенчивать победителей лавровыми венками.