ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ, СВЯТЕЙШЕМУ АФИНАГОРУ I, АРХИЕПИСКОПУ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ И ПАТРИАРХУ ВСЕЛЕНСКОМУ
Ваше Святейшество,
В светлые дни Пасхи, когда наша Святая Церковь празднует Праздников Праздник и Торжество из торжеств, все Предстоятели Святых Божиих Церквей в своих пасхальных посланиях возвещают пастве радость Воскресения Христова. Не преминули ныне по обыкновению сделать это и Ваше Святейшество.
Однако возвещаемая Вашим Святейшеством радость Воскресения помрачается для ревнителей Православия другой вестью, которую в том же послании Вы изволили возвестить православному Миру, как "еще одну радость". Вы сообщаете, что решили приступить к созыву Великого Собора "с целью обновления Церкви и установления единства всех Христианских Церквей".
Намерение Вселенского Престола созвать Великий Собор из представителей всех Православных Церквей при некоторых условиях могло бы быть действительно радостным событием. Но не всякий созыв Собора вызывает радость, и не всякий Великий Собор, сколько бы не было на нем представителей автокефальных Церквей, удостаивался признания Церкви как выражающий ее верный апостольскому и святоотеческому преданию подлинный голос. Для этого каждый Собор должен быть в полном согласии со всеми прежде бывшими Вселенскими Соборами. Казалось бы, достаточно полным было представительство Церквей на Эфесском Соборе под председательством Диоскора, и однако он вошел в историю Церкви с печальным названием "Разбойничьего".
Благодать Св. Духа просвещает Собор и делает его голос голосом Православной Вселенской Церкви, когда он созывается с тем, чтобы в согласии с древним преданием осудить и устранить новшество в виде произвольного учения, являющегося плодом человеческой гордости, услужливости сильным мира сего или приспособления Церкви к широко распространяющемуся заблуждению.
Между тем в сообщении Вашего Святейшества слышится не забота об укреплении и возвещении истины святоотеческого Православия пред лицом возникших новых заблуждений, а наоборот, введение чего-то нового, что Вы называете "обновлением Церкви". Ваше Святейшество так в очень общей форме говорите об "установлении единства всех Христианских Церквей", как бы не замечая, что все они отличаются во многом и от Православной Церкви, и даже друг от друга. Таким образом, Вы ставите целью будущего Собора соединение истины с заблуждением, что теперь принято называть "экуменизмом". Между тем Св. Церковь учит нас, что единство с нею инакомыслящих о догматах создается не иначе, как "когда они, приступив к вере, истинную Церковь признали своею и, в ней уверовав во Христа, приняли таинства Троицы, которые, как явно есть, все истинны и святы и Божественны и на которых утверждается все упование души, несмотря на то, что предварившая дерзость еретиков безрассудно стремилась нечто предать противное под именем истины" (57/68 прав. Карфагенского Собора).
Мы уже нашли себя вынужденными в 1965 году возвысить свой голос против выступления Вашего Святейшества в направлении широко принятого ныне заблуждения, именуемого экуменизмом, ставшим настолько модным, что провозглашение его есть следование по широкому пути "мира сего", относительно которого нас предупреждает Спаситель (Мф. 7, 13-14).
И в нынешнем пасхальном послании Вашего Святейшества, как и в других Ваших заявлениях, мы с горечью слышим тот же голос. зовущий идти не узким путем спасения в исповедании единой истины, а широким путем объединения с исповедающими разнообразные заблуждения и ереси, о которых Апостол Павел сказал, что "через них путь истины будет в поношении" (2 Петр. 2, 1-2). Не этому нас учит Св. Церковь примерами таких святых, как Максим Исповедник или Марк Эфесский, защищавших чистоту Православия от всякого компромисса в области догматов.
Мы все сейчас свидетели того, к каким волнениям, к какому внутреннему ослаблению и росту новых заблуждений привел Римо-Католическую Церковь ее недавний Второй Ватиканский Собор, имевший перед собою приблизительно те же цели, какие Ваше Святейшество ставите перед будущим Великим Собором. Не устремившись обратно к Православию, но желая "обновления" ради приспособления к современному обществу с его искушениями и соблазнами, Римская Церковь ввела эти искушения в самую свою жизнь, которая ве более приобретает характер духовной анархии. Да оградит нас Господь от внесения подобного соблазна в жизнь православного мира.
Нам, чадам Русской Церкви, он слишком хорошо памятен по известному опыту т.н. "обновленчества" или "Живой Церкви". Оно появилось как опасный раскол и ересь в России после революции под покровительством враждебной Церкви и вообще всякой религии безбожной Советской власти во имя приспособления ее к коммунизму для служения политико-экономическим целям этой власти с полным пренебрежением к православному учению и священным канонам. Слава Богу, церковное сознание русского верующего народа отвергло этот соблазн нечестивого модернизма.
Мы хотели бы верить, что представители Православных Церквей, зная об этом печальном историческом опыте Российской Церкви и видя нынешние события в Римской Церкви, остерегутся от следования по этому пагубному пути, а поэтому, до решений созываемого Вашим Святейшеством Предсоборного Совещания, мы не будем пока дальше останавливаться на серьезных опасениях, вызываемых с этой стороны посланием Вашего Святейшества.
Однако мы считаем долгом уже теперь уведомить Ваше Святейшество и тех, кто будет собираться под Вашим возглавлением, что как бы многчислен по числу участников ни был созываемый Вами Великий Собор, он не может иметь вселенского православного авторитета, ибо в нем не будет слышан подлинный голос самой большой по числу верующих мученической Российской Православной Церкви.
Вы, конечно, будете иметь и в Предсоборной Комиссии, и на самом Соборе иерархов с титулами российских епархий, претендующих на то, что они представляют Российскую Церковь. Однако на самом деле их нельзя признавать имеющими на это право и власть.
История Христианской Церкви не знает другого примера такого внутреннего порабощения Церкви ее врагам, какое ныне являет миру Московская Патриархия. Не останавливаясь на безропотном перенесении преследования религии, что еще может быть понятным, она поставила себя на служение лжи безбожников, восхваляя гонителей Веры, как якобы даровавших ей свободу, мучителей народа, как его благодетелей, возбудителей мировых конфликтов, смут - как миротворцев. Сами коммунисты разоблачили бесчисленные преступления Сталина, как непревзойденного в истории мира убийцы, а между тем Московская Патриархия прославляла его как достойнейшего и добродетельнейшего богоданного вождя*.
Всему миру ивзестно, что, желая принятия в Мировой Совет Церквей, Московская Патриархия заявила, что у нее 20000 церквей. Однако ни для кого не секрет, что из этого числа осталась открытой едва одна треть* и что во время закрытия их Советскими властями представители Патриархии неоднократно заявляли, что сведения о закрытии церквей измышлены врагам Советов.
Истина о печальном положении Церкви в СССР теперь широко известна из разных получавшихся на Западе петиций, из Открытого письма двух Московских священников и других документов, подлинность которых удостоверяется реакцией на них Московских иерархов. Из всех этих данных ясно видно, что власть безбожников через послушных ей епископов произвела искуственный подбор иерархии, которая теперь не только обходит молчанием преступления гражданских властей, но часто и активно сотрудничает с ними.
Недавно стали известны письма Архиепископа б. Калужского Ермогена, который прямо заявляет Патриарху Алексию, что фактической причиной удаления его с кафедры было не какое-либо его преступление, не слабость в управлении и не канонический проступок, а требование Председателя Совета по делам Религии при Совете Министров СССР Куроедова. Архиепископ объясняет и причину такого требования: "Первой причиной осложнений был мой отказ Уполномоченному Вороничеву помочь ему закрыть храм в селе Луначарском под Ташкентом". Он поясняет, что по переводе его в другую епархию у него возникли осложнения с Уполномоченным Правительства, потому что тот хотел сам назначать одних священников и запрещать служение другим, требуя от Архиепископа, чтобы он подписывал такие распоряжения, как якобы исходящие от него самого.
Порабощенность Московской иерархии особенно ярко видна из следующего случая, приведенного в том же письме Архиепископа Ермогена Патриарху Алексию от 20 февраля 1968 г. Он передает совет, полученный им от ныне покойного постоянного члена Синода митрополита Крутицкого Питирима: "Во избежание всяких осложнений поступайте так: когда придет к вам на прием священник или член приходского совета по какому-либо церковному вопросу, выслушайте его, затем направьте его к уполномоченному с тем, чтобы, побывавши у него, он опять вернулся к вам. Когда он вернется и вам доложат об этом, вы позвоните уполномоченному и спросите, что он сказал вашему посетителю. И то, что сказал ему уполномоченный, то же самое скажите ему и вы". Таким образом старейший после Патриарха Митрополит указывал епархиальному епископу, как в церковном управлении он должен для своего духовенства и пасомых быть рупором для указаний безбожника, представителя той коммунистической власти, которая ставит себе одной из целей полное уничтожение религии.
Если Архиепископ Ермоген отказался поставить себя в положение слепого исполнителя велений врага Церкви и за это лишился кафедры, то Московский патриарх и его сотрудники, напротив, давно полностью отдали себя во власть коммунистов, исполняя всякое их желание и поручение. Быть может, первоначально кто-нибудь из них и желал служить только Богу, но затем должен был или подвергнуться гонениям, или вынуждался одновременно служит и Велиару, поступая так вопреки предупреждению Апостола Павла (2 Кор. 6, 14). Они скоро должны были увидеть, что. по слову Спасителя, "никто не может служить двум господам; или одного будет ненавидеть, а другого лбюить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть" (Мф. 6, 24).
Но сыны Диавола не терпят тех, кто отдает предпочтение Богу, и, таким образом, руководящие иерархи Московской Патриархии ради самосохранения, волей или неволей, стали в первую очередь послушны им. а не Богу.
По этой причине голос их на Соборе не будет свободным голосом Церкви, а во многих случаях окажется голосом господствующих над ними ее врагов. Хотя за этим голосом и будет стоять внешний престиж Русской Церкви для тех, кто не знает или не желает знатьее истинного положения - мы, как знающие истинное положение вещей, не можем придавать ни канонического, ни морального значения никакому определению. вынесенному с участием порабощенной безбожниками иерархии.
О вышеизложенном почитаем долгом теперь же уведомить Ваше Святейшество, оставаясь Вашего Святейшества смиренным слугой
Митрополит Филарет
С резкой критикой проекта по созыву "Великого Собора" выступил позднее и другой знаменитый исповедник Православия - архимандрит Иустин Попович, в Обращении к Синоду Сербской Церкви.