ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

Преподобного Иоанна Дамаскина


Cодержание

Книга 1

1. О том, что Божество непостижимо

2. О том, что может быть выражено словом и что не может

3. Доказательства того, что Бог существует

4. О том, что есть Бог

5. О том, что один Бог, а не много богов.


Глава 1

О том, что Божество непостижимо и что не должно делать исследований и испытывать то, что не предано нам святыми Пророками, Апостолами и Евангелистами

Бога никтоже виде нигдеже. Единородный Сын, сый в лоне Отчем, той исповеда. Следовательно Божество неизреченно и непостижимо. Ибо никтоже знает Отца, токмо Сын: ни Сына, токмо Отец. И Дух Святый так знает Божие, как дух человека знает то, что в нем. После же первой и блаженной Природы никто, — не из людей только, но даже из премирных сил, и самих, говорю, Херувимов и Серафимов — никогда не познавал Бога, если кому не открыл Он сам.

Однако, Бог не оставил нас в совершенном неведении. Ибо знание того, что Бог существует, Им естественным образом всеяно во всех. И сама тварь, и как ее непрерывное продолжение, так и управление возвещают величие Божественной Природы. Также и соответственной той степени, в какой мы можем постигать, Он открыл знание о Себе: прежде чрез закон и пророков, а потом и через Единородного Сына Своего, Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому, все, переданное нам как через закон, так и Пророков и Апостолов, и Евангелистов, принимаем и разумеем, и почитаем, не разыскивая ничего свыше этого; ибо Бог, так как Он Благ, есть податель всякого блага, не подчиняющийся ни зависти, ни какой-дибо страсти. Ибо зависть далеко отстоит от Божественной природы, действительно безстрастной и единой только благой. Поэтому, как знающий все и заботящийся о полезном для каждого, Он открыл то, что узнать нам было полезно; а о том, что свыше наших сил и разумения, умолчал. Да удовольствуемся этим и да пребудем в нем, не прелагая предел вечных и не преступая божественного предания!

Глава 2

О том, что может быть выражено словом и что — не может, и о том, что можно узнать и — чего нельзя

Желающему говорить или слушать о Боге, конечно, должно ясно знать, что из относящегося к учению о Боге и Воплощении, как не все неизреченно, так и не все может быть выражено речью; и не все недоступно познанию, и не все доступно ему; и одно есть то, что можно познать, и другое — то, что можно выразить речью, подобно тому, как одно — говорить и совсем другое — познавать. Поэтому многое из с трудом мыслимого о Боге не может быть соответственным образом выражено, но о предметах, превышающих нас, мы бываем принуждены говорить, прибегая к человеческому характеру речи, как например говорим о Боге: сон и гнев, нерадение и руки, и ноги, и подобное тому.

Что Бог — безначален, безконечен, как вечен, так и постоянен, несотворен, непреложен,неизменяем, прост, несложен, безтелесен, невидим, неосязаем, неописуем, безпределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех тварей, всемогущь, Вседержитель, все надзирающий, Промыслитель обо всем, Властитель всего, Судия, — мы, конечно, знаем и исповедуем; Также исповедуем и то, что Бог есть единое существо, и что Он и познается и существует в трех Ипостасях: Отце, Сыне и Святом Духе, и что Отец и Сын, и Дух Святый во всем суть едино, кроме нераждаемости, раждаемости и исхождения, и что единородный Сын и Слово Божие, и Бог, вследствие Милосердия Своего, ради нашего спасения, по благоизволению Отца и при содействии Святого Духа, безсеменно заченшийся, без истления рожден от святой Девы и Богородицы Марии через посредство Святого Духа, и произошел от нея совершенным человеком; и что Один и Тот же есть вместе совершенный Бог и совершенный Человек, из двух естеств: божества и человечества, и что Он познается в двух естествах, одаренных умом и волею, и способностью действования, и независимых, существующих совершенным образом, соответственно определению и понятию, приличествующим каждому: божеству и человечеству, но в единой сложной Ипостаси; и что он взалкал и возжаждал, и перенес труды, и был распят, и тридневен испытал смерть и погребение, и взошел на небеса, откуда и пришел к нам и снова впоследствии прийдет. И свидетелем сему служит Божественное Писание, также и весь сонм святых.

Но что есть существо Божие, или каким образом оно присуще всем вещам, или как единородный Сын и Бог уничижив Себя, родился человеком от крови Девы, будучи образован иначе, нежели каков был закон природы, или каким образом он ходил по водам сухими стопами, — и не знаем и не можем говорить. Итак, невозможно сказать что-либо о Боге или вообще подумать что-либо вопреки тому, что по божьему определению объявлено нам, или сказано и открыто божественными изречениями Ветхого и Нового Завета.

Глава 3

Доказательство того, что Бог существует

Что действительно Бог существует, нет сомнения ни у принимающих святые Писания: и Ветхий, говорю, и Новый Завет, ни у большей части эллинов. Ибо, как мы говорили, знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом. А так как злоба лукавого против естества человеческого настолько возымела силу, что даже низвела некоторых в неразумнейшую и худшую из всех зол бездну гибели: до утверждения, что Бога нет, показывая безумие которых, истолкователь бедственных слов Давид говорил: рече безумен в сердце своем: несть Бог, то поэтому ученики Господа и апостолы, будучи умудрены всесвятым Духом и творя Его силою и благодатью божественные знамения, уловляя их сетью чудес, вывели из пропасти неведения наверх - к свету Богопознания. Подобным образом и наследники благодати и достоинства этих, как пастыри, так и учители, получив освещающую благодать Духа, и силою чудес, и словом благодати просвещали помраченных и обращали на истинный путь заблудших. Мы же, не получившие ни дара чудес, ни учения, ибо страстью к удовольствиям сделали себя недостойными, хотим рассказать об этом немногое из переданного нам возвестителями благодати, призвав на помощь себе Отца, и Сына, и Святого Духа.

Все, что существует, или сотворенно, или несотворенно. И так, если сотворенно, то во всяком случае и изменчиво, ибо чего бытие началось по причине перемены, это безусловно будет подлежать перемене, или погибая, или по собственной воле изменяясь. Если же несотворенно, то, соответственно понятию последовательности, во всяком случае и неизменно. Ибо, чего бытие противоположно, то и понятие о том, как это существует, то есть качества этого - также противоположны. Поэтому, если кто не согласится, что все существующее, не только то, что воспринимается нашим чувством, но, конечно, и ангелы, изменяется, и переменяется, и многообразно движется? Что постигаемое только умом - я разумею и ангелов, и души, и демонов - изменяется по собственной воле, и преуспевающей в прекрасном, и удаляющейся от прекрасного, и напрягающейся, и ослабевающей? остальное же - по причине как рождения, так и уничтожения, как увеличения, так и уменьшения, как перемены относительно качества, так и движения с места на место? Поэтому сущее, как изменчивое, во всяком случае и сотворенно. Будучи же созданным, оно во всяком случае должно быть кем-либо сотворено. Но Творцу должно быть несозданным. Ибо, если Он и создан, то во всяком случае, создан кем-либо, пока мы не придем к чему-либо несозданному. Следовательно, будучи несозданным, Творец во всяком случае и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?

И самое непрерывное продолжение твари, и сохранение, и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это, и содержащий, и сохраняющий, и всегда промышляющий. Ибо каким бы образом соединились друг с другом для совершения единого мира противоположные природы - разумею природы огня и воды, воздуха и земли - и как они остаются неразрушимыми, если какая-либо всемогущая Сила и не соединила их вместе, и не сохраняет их всегда неразрушимыми?

Что есть устроившее то, что на небе и что на земле, и что движется по воздуху и что живет под водою, а еще более, в сравнении с этим, небо и землю, и воздух, и природу как огня, так и воды? Что соединило это и разделило? Что привело это в движение и движет беспрестанно и беспрепятственно? Разве не художник этого и не вложивший во все основание, по которому Вселенная и идет своим путем и управляется? Но кто художник этого? Разве не тот, кто создал это и привел в бытие? Потому что мы не дадим такого рода силы случаю. Ибо пусть принадлежит случаю происхождение, а кому устроение? Если угодно, предоставим случаю и это. Кому же - соблюдение и охранение законов, сообразно с которыми это сначала осуществилось? Разумеется, другому, кроме случая. Но что другое это есть, если не Бог?

Глава 4

О том, что есть Бог О том, что Божество непостижимо

Итак, что Бог есть, ясно. А что Он по существу и природе, это совершенно непостижимо и неизвестно. Ибо что Божество бестелесно, ясно. Ибо как может быть телом беспредельное и неограниченное, и не имеющее формы, и неосязаемое, и невидимое, и простое, и несложное? Ибо как может быть что-либо неизменным, если оно описуемо и подверженно страстям? И как может быть бесстрастным составленное из элементов и в них опять же разрешающееся? Ибо сложение - начало борьбы, борьба же - раздора, а раздор - разрушения; разрушение же совершенно чуждо Бога.

Каким же образом сохранится и то положение, что Бог проникает все и все наполняет, как говорит Писание: еда небо и землю не аз наполняю, рече Господь? Ибо невозможно, чтобы тело проникало сковзь тела, не разрезывая и не разрезываемое, и не сплетаемое, и не противополагаемое, подобно тому как смешивается и растворяется то, что принадлежит к влажному.

Если же и говорят некоторые, что это тело невещественно, как и то, которое эллинские мудрецы называют пятым, но этого, однако, быть не может, ибо оно во всяком случае будет двигаться, как небо. Ибо это есть то, что они называют пятым телом. Кто же - движущий это? Ибо все движимое приводится в движение другим. Кто движет и то? И поэтому я буду продолжать идти в бесконечность, пока мы не придем к чему-либо неподвижному. Ибо перводвижущее неподвижно, что именно и есть Божество. Как же не ограниченно местом то, что движется? Итак, одно только Божество неподвижно, Своею неподвижностью приводящее все в движение. Поэтому должно признать, что Божество бестелесно.

Но и это не показывает существа Его, подобно тому, как не показывают и выражения: нерожденное и безначальное, и неизменяемое, и нетленное, и то, что говорится о Боге или бытии Божием; ибо это означает не то, что Бог есть, но то, что Он не есть. А желающему сказать о сущности чего-либо должно объяснить, что оно есть, а не то, что оно не есть. Однако сказать о Боге, что Он есть по существу, невозможно. Скорее более свойственно говорить о Нем чрез удаление всего. Ибо Он не есть что-либо из сущего; не как не сущий, но как сущий выше всего, что существует, и выше самого бытия. Ибо, если знания вращаются около того, что существует, то, что превышает нание, во всяком случае, будет выше и деятельности. И наоборот, то, что превышает действительность, выше и знания.

Итак, Божество беспредельно и непостижимо. И только это одно - беспредельность и непостижимость в нем - постижимо. А что говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что около природы. Назовешь ли ты Его благим, или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что около природы. Также некоторое, что о Боге говорится утвердительно, имеет значение превосходного отрицания: как, например, говоря о мраке в отношении к Богу, мы разумеем не мрак, но то, что не есть свет, а выше света; и говоря о свете, разумеем то, что не есть мрак.

Глава 5

Доказательство того, что Бог один, а не много богов

Достаточно доказано, что Бог есть и что существо Его непостижимо. Но что Бог один, а не много богов, не подвергается сомнению со стороны верящих Божественному Писанию. Ибо в начале законодательства Господь говорит: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския. Да не будут тебе бози инии разве Мене. И опять: Слыши, Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть. И чрез пророка Исайю: Аз, - говорит Он, - первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога. Прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет, кроме Мене несть. А также и Господь в святых Евангелиях таким образом говорит к Отцу: Се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога. С теми же, которые не верят Божественному Писанию, мы будем беседовать таким образом.

Божество совершенно и без недостатка как относительно благости, так и мудрости, так и силы, безначально, бесконечно, вечно, неописуемо и, просто сказать, совершенно во всех отношениях. Поэтому если мы скажем, что богов много, то необходимо, чтоб между многими замечалось различие. Ибо, если между ними нет никакого различия, то скорее Бог один, а не много богов. Если же между ними есть различие, то где совершенство? Ибо, если Бог останется позади совершенства или относительно благости, или силы, или мудрости, или времени, или места, то не может быть Богом. Тождество же во всех отношениях скорее показывает одного, а не многих.

А также каким образом сохранится неописуемость, если богов много? Ибо где был бы один, там не было бы другого. А каким образом многими будет управляться мир, и не разрушится, и не погибнет, когда между правителями усматривалась бы борьба? Ибо различие вводит противоречие. Если же кто сказал бы, что каждый управляет частью, то что было бы виновником этого порядка и что разделило бы власть между ними? Ибо то скорее было бы Богом. Поэтому Бог один, совершенный, неописуемый, Творец всего, как Сохранитель, так и Управитель, выше совершенства и прежде совершенства.

Кроме того, и в силу естественной необходимости единица - начало двоицы.


ИДЕТ РАБОТА ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ НАБОРУ