Авва Дорофей. ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ. [Содержание]
ПОУЧЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ
О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО ПЕРЕНОСИТЬ ИСКУШЕНИЕ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ И БЕЗ СМУЩЕНИЯ
Хорошо сказал Авва Пимен, что преуспеяние монаха обнаруживается в искушениях: ибо монах, который истинно приступает работать Господеви, должен, как говорит Премудрый, уготовати душу свою во искушение (Сир. 2, 1), чтобы никогда не удивляться и не смущаться ничем, случающимся с ним, веруя, что ничего не бывает без промысла Божия. А в чем Божий промысл, то вполне хорошо, и служит к пользе души, ибо все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. И мы должны, как сказал Апостол о всем благодарити (Еф. 5, 20. 1 Сол. 5, 18) благость Его, и никогда не печалиться, и не малодушествовать о случающемся с нами, но все, что с нами ни бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с надеждою на Бога, веруя, как я сказал, что все, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует нас.
Если кто имеет друга и уверен, что он любит его; то когда и потерпит от него что-нибудь, даже и тяжелое, думает, что тот сделал это любя, и никогда не поверит о своем друге, чтобы он хотел ему повредить; тем более должны мы думать о Боге, Который создал нас и привел нас из небытия в бытие, вочеловечился нас ради и умер за нас, что Он делает с нами все по благости Своей, и любя нас. О друге иной может подумать: он это делает, любя и жалея меня, но у него нет столько благоразумия, чтобы он мог хорошо устроить касающееся до меня, и поэтому случается, что он нехотя вредит мне. О Боге же мы не можем сего сказать, ибо Он есть источник премудрости, знает все, что нам полезно, и сообразно с сим устрояет все, касающееся до нас, даже и самое маловажное. Опять о друг можно сказать, что хотя он любит и жалеет нас, и (довольно) разумен, чтобы устроить относящееся к нам, но не в силах помочь нам в том, в чем он думает принести нам пользу. Но о Боге нельзя сказать и сего, ибо Ему все возможно, и для Него нет ничего невозможного. И так мы знаем о Боге, что Он любит и щадит свое создание, что Он есть источник премудрости и знает, как устроить все касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны так же знать, что все, что Он ни делает, делает для нашей пользы и должны принимать это, согласно сказанному выше, с благодарностью, как от Благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Ибо все бывает по праведному суду, и Бог, Который столько милостив, не презирает ни малейшей нашей скорби. Но часто случается, что иной недоумевает, говоря внутренне: “если кто в искушениях согрешит от скорби, то как может он думать, что они служат к его пользе?” Мы потому только согрешаем в искушениях, что мы нетерпеливы и не хотим перенести малой скорби или потерпеть что-нибудь против нашей воли, тогда как Бог ничего не попускает на нас, выше силы нашей, как сказал Апостол: верен Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем (1 Кор. 10, 13). Но мы не имеем терпения, не хотим перенести и немногого, не стараемся принять что-либо со смирением, и потому отягощаемся, и чем более стараемся избрать напастей, тем более мучимся от них, изнемогаем и не можем от них освободиться. Те, которые по какой-нибудь надобности плавают в море, если они знают искусство плавания, то когда находит на них волна, они склоняются под нее, пока она прейдет, и таким образом безвредно продолжают свое плавание; если же захотят сопротивляться волне, то она их отбрасывает и уносит на далекое расстояние. И когда они опять продолжают плыть, находит на них другая волна, и если они и ей противятся, то она также отталкивает и отбрасывает их прочь, и они только утомляются без всякой пользы. Если же, как я сказал, они склоняются под волну и опустятся под нее, то она проходит мимо, без всякого для них вреда, и они продолжают плавать, сколько хотят, и делают свое дело. Так бывает и при искушениях: если кто перенесет искушение с терпением и смирением, оно пройдет без вреда для него; если же он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только отягощает самого себя, навлекая на себя искушения и не получает совершенно никакой пользы, но лишь вредит себе; тогда как искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения. Если даже и страсть тревожит нас, то мы не должны этим смущаться; ибо смущаться (в то время), когда тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости, и происходит от того что мы не знаем своего душевного устроения и избегаем труда, как сказали Отцы. Потому мы и не преуспеваем, что не знаем меры нашей и не имеем терпения в начинаемых нами делах, но без труда хотим приобрести добродетель. Ибо чему удивляется страстный, когда его тревожит страсть? Зачем смущается? Ты образовал ее, имеешь ее в себе, и смущаешься? Принял залоги ее, и говоришь: за чем она тревожит меня? Лучше терпи, подвизайся и моли Бога, ибо не возможно, чтобы тот, кто исполнял страсти, не имел от них скорби. Сосуды их [Нередко говорится, что страсти гнездятся человеке], как сказал Авва Сисой, находятся внутри тебя; отдай им залог их, они отойдут от тебя. Сосудами он назвал причины страстей: так как мы их возлюбили и привели в действие, то и невозможно нам не пленяться страстными помышлениями, принуждающими нас, и против воли нашей, исполнять страсти, потому что мы добровольно предали себя в руки их. Сие значит сказанное Пророком о Ефреме (Осия, 5, 11), который соодолевши соперника своего, т.е. свою совесть, и поправши суд, обратился к Египту, и насильственно взят был Ассириянами. Египтом Отцы называют волю плотскую, приклоняющую нас к телесному покою и научающую обращать ум к плотским страстям. А Ассириянами называют страстныя помышления, которые возмущают и волнуют ум и наполняют его нечистыми идолами, и силою, против воли увлекают его к совершению греха. И так, если кто добровольно предает себя плотскому наслаждению, то он и против воли принужден бывает идти в Ассирию и работать Навуходоносору. Зная сие, Пророк с соболезнованием говорит им: не входите во Египет. Что вы делаете, несчастные? смиритесь (хотя) мало склоните рамена ваша, служите царю Вавилонскому, и сидите на земли отцов ваших (Иер, 42, 19. 27, 12). Потом утешает, их говоря: не убойтеся от лица его, яка Бог с нами есть, еже избавляти нас от руки его (Иер. 42, 11.). Далее предсказывает и скорбь, которая их постигнет, если они не покорятся Богу. Аще бо внидете, говорит он, во Египет, будете в непроходимая и подручни в клятву, и в укоризну (15, 18). Но они отвечали ему: не сядем на земли сей, но в землю Египетску внидем, и не узрим рати, и гласа трубнаго не услышим, и о хлебех не взалчем (13. 14). И так они пошли и добровольно служили Фараону, а потом насильно уведены были в Ассирию и служили Ассириянам уже неволею.
Вникните умом, что я говорю: прежде чем кто-либо станет действовать по страсти, хотя бы и восставали против него помыслы, он еще в своем городе, он свободен, и имеет себе помощника в Боге; и так если он смирится пред Богом, понесет иго скорби и искушения с благодарностью, и немного поборется, то помощь Божия освободит его. Если же он будет убегать труда и предастся плотскому наслаждению [В греч.: упокоению] тогда насильственно и принуждено уведен будет в землю Ассириян, и поневоле будет служить им. Тогда уже Пророк говорит им: молитесь за житие Навуходоносора, ибо в жизни его заключается ваше спасение (Варуха 1, 11, 12). Молиться о жизни Навуходоносора значит, что человек не должен малодушествовать в печали, происшедшей от случившегося с ним искушения, и не уклоняться от него, но переносить его со смирением, считая, что он должен был потерпеть это. Пусть он признает себя недостойным освободиться от тяготы, но более (достойным) того, чтобы искушение продолжалось и укрепилось против него. И сознает ли он в себе вину, или в настоящее время не сознает, он должен веровать, что у Бога ничего не бывает без суда или неправедно, как говорил один брата, скорбя и плача о том, что Бог взял от него искушение: “Господи, ужели я не достоин и мало поскорбеть?”
Повествуется также, что ученика великого Старца постигла плотская брань, и Старец, видя труды его, сказал ему: “хочешь ли, я помолюсь Богу, чтобы Он облегчил тебе сию брань?” Но ученик отвечал: “хотя я и тружусь, Отче, но вижу в себе плод от труда; и так лучше моли Бога, чтобы Он дал мне терпение.” Таковы суть истинно хотящие спастись: вот что значит носить со смиренномудрием иго искушения и молиться о жизни Навуходоносора. Посему пророк и говорит: “в жизни его заключается ваше спасение”. Сказанное братом: “вижу в себе плод от труда”, подобно изречению: “в жизни его заключается ваше спасение”, что подтверждает и Старец, сказав: “теперь я познал, что ты преуспеваешь и превосходишь меня”. Ибо когда человек будет подвизаться с усилием против греха и начнет бороться и противу страстных помышлений, (возникающих) в душе, то он смиряется, сокрушается, подвизается и, очищаясь мало помалу скорбями подвигов, приходит в свое естественное (состояние). И так, как мы уже сказали, если искушаемый страстью смущается, (то сие происходит) от неразумия и гордости, но он должен лучше со смирением познать свою меру, и терпеливо пребывать в молитве, пока Бог сотворит с ним милость. Ибо, если кто не подвергнется искушениям и не испытает скорби от страстей, тот и не подвизается о том, как бы от них очиститься. О сем говорит и Псалмопевец: внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс. 91, 8). Грешники, прозябающие яко трава, суть страстные помышления, ибо трава слаба и не имеет силы. И так когда прозябают в душе страстные помышления, тогда проникают, т.е. познаются все делающие беззаконие, т.е. страсти, яко да потребятся в век века: ибо когда страсти сделаются явными для подвизающихся, тогда они истребляются ими. Вникните в последовательность речи: сперва прозябают страстные помышления, потом возникают страсти, и тогда уже истребляются. Все сие относится к подвизающимся: мы же, согрешающие самым делом и всегда исполняющие страсти, даже и не знаем, когда прозябают страстные помышления, когда возникают страсти, чтобы начать подвизаться против них, но мы повержены долу, еще находимся в Египте, (занятые) унизительным плинфотворением [деланием кирпичей]Фараоновым; но кто поможет нам придти по крайней мере к сознанию горького рабства нашего, чтобы мы смирились и стали искать помилования?
Когда сыны Израилевы были в Египте, в рабстве у Фараона, тогда они делали кирпичи, а делающие кирпичи всегда преклонены долу и смотрят в землю; так и душа, если ею овладеет диавол и она совершает грех на самом деле, то попирает свой разум и не мудрствует ни о чем духовном, но всегда мудрствует о земном и делает земное. Потом (Израильтяне) из кирпичей, ими сделанных, построили Фараону три крепкие города: Пифон, Рамессин и Он или Илиополь, т.е. солнечный град. Это суть сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, от которых происходит всякий грех.
Когда же Бог послал Моисея извести их из Египта и рабства Фараонова, то Фараон еще более обременил их работою и говорил им: праздни есте, сего ради глаголете: да идем и пожрем Господу Богу нашему(Исх. 5, 17). Также и диавол, когда видит, что Бог умилосердился над душою, готов ее помиловать и облегчить ее от бремени страстей словом Своим, или чрез кого-либо из рабов Своих, тогда и диавол более отягощает ее страстями и сильнее борет ее. Но Отцы, зная сие, укрепляют человека своим учением и не допускают его предаваться боязни. Один говорит: “ты пал? восстань, и если опять пал, опять восстань” и проч. Другой также говорит: “крепость желающих стяжать добродетели состоит в том, чтобы не малодушествовать, если падут, и не приходить в отчаяние, но опять бороться”. Одним словом, каждый из них различным образом, один так, другой иначе подают руку подвизающимся и оскорбляемым от врага. Ибо и они приняли сие от Божественного Писания, которое говорит: еда падаяй не востает? или отвращаяйся не обратится? (Иер. 8, 4) Возвратитеся ко Мне, сынове, и исцелю сокрушения ваша, глаголет Господь, и тому под. (Иерем. 3, 22).
Когда же рука Божия отяготела над Фараоном и над слугами его, и он решился отпустить сынов Израилевых, то сказал Моисею: идите, послужите Господу Богу вашему: токмо овцы и волы оставите (Исх. 10, 24), чем означаются умственные помышления, которыми Фараон хотел обладать, надеясь чрез них опять привлечь к себе сынов Израилевых. Моисей отвечал ему: ни, но и ты нам даси жертвы и всесожжения, яме сотворим Господу Богу нашему; и скот наши пойдет с нами, и не оставим и копыта (25, 26). Когда же Моисей извел сынов Израилевых из земли Египетской, и провел их через Чермное море; то Бог, хотя привести их туда, где было семьдесят финиковых деревьев и двенадцать источников воды, сперва привел их в Мерру, где народ скорбел, не находя, что пить, ибо та вода была горька, и уже через Мерру привел их на место семидесяти финиковых деревьев и двенадцати источников воды. Так и душа, когда перестанет исполнять грехи на самом деле и перейдет мысленное море, сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях, и так через скорби войти в святый покой; ибо многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 22). Скорби привлекают к душе милость Божию, подобно тому как ветры наносят дождь. И как продолжительный дождь действуя на нежное растение, производит в нем гниение и портит плод его, а ветры постепенно осушают и укрепляют оное; так бывает и с душою: нерадение, беспечность и покой расслабляют и рассеивают ее, искушения же напротив скрепляют и соединяют с Богом, как говорит Пророк: Господи, в скорби помянухом Тя (Исаии 33, 2). Посему-то, как мы сказали, нам не должно ни смущаться, ни унывать в искушениях, но надобно терпеть и благодарить в скорбях, и всегда молиться Богу со смирением, чтобы Он сотворил милость с немощью нашею и покрыл нас от всякого искушения во славу Его. Ибо Ему подобает слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
Библиотека форума "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru/library