О
Предании Церковном
СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Из 27 Главы Книги о Святом Духе Блаженному
Амфилохию
Из
сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от
письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского Предания, по
преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия.
И сему не воспрекословит никто, хотя бы мало сведущий в установлениях
церковных. Ибо аще предпримем отвергати неписанные обычаи, аки не
великую имеющие силу: то неприметно повредим Евангелие в главных
предметах, и сократим проповедь до одного лишь имени, без всякия вещи.
Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие
на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались знаком креста - кто учил
сему писанием? К востоку обращатися в молитве какое писание нас научило?
Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения кто
из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о
коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде, и после оных произносим
и другие, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписанного
учения. Благословляем такожде и воду крещения, и елей помазания, еще же и
самого крещаемого, по какому писанию; не по преданию ли, умалчиваемому и
тайному? И что еще; самому помазыванию елеем какое писанное слово научило?
откуда и троекратное погружение человека, и прочее, бывающее при крещении:
отрицатися сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли
необнародываемого и неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили
внеприступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены
молчанием охраняти святые таинства? Ибо какое было бы приличе писанием
оглашати учение о том, на непосвященным в таинство и воззрение
недозволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к
многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения,
по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы
умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и
неясность, которую употребляет Писание, неудобосозерцаемым творя разум
догматов ради пользы читающих. Посему-то все зрим к востоку во время
молитв, но немногие знаем, яко чрез сие ищем древнего отечества Рая,
который насадил Бог в Едеме на востоке. Такожде, стоя молитвы творим во
едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо яко
совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время
молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но
и потому сие творим, яко сей день мнится быти неким образом чаемого века.
Почему, яко начало дней, у Моисея наречен он не первым, но единым. И
бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един; аки бы един и тот е день
многократно круговращался. Итак, единый, который есть купно и осьмый,
означает оный существенно единый и и истинный осьмый день, о котором и
Псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою
по сем веке грядущее состояние, день непрестающий невечерний,
беспреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. Итак, основательно
Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии
совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни мы не
оставляли в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся
пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо
единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет
седмь недель святыя пятидесятницы. Пятидесятница, начинаясь первым днем
седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные
промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом
движении, начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные
уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время
молитвы, ясным напоминанием как бы преселяя мысль нашу от настоящего в
будущее. При всяком же коленопреклонении и восстании мы действием показуем
и то, яко грехом ниспали на землю, и то, яко человеколбюием Создавшего нас
паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о
неписанных таинствах церковных. Оставляю прочее. Самое исповедание веры,
дабы веровати во Отца, и Сына, и Святого Духа, из каких писаний имеем мы?
Аще по благочестивому умозаключению, имея долг тако веровати, како
крестимся, из предания о крещении производим исповедание веры, подобное
тайнодейственному изречению в крещении; то да позволят нам по такому же
заключению и славословие воссылати подобное исповеданию веры. Но аще образ
славословия отвергают, яко неписанный, то да представят нам писанные
доказательства как исповедания веры, так и прочего, нами исчисленного.
Итак, поелику столь много есть неписанного, и оно имеет толикую силу в
таинстве благочестия, то единого ли не попустят нам речения, которое дошло
до нас от Отцов, которое мы обрели оставшееся от невымышленного
обыкновения в неповрежденных Церквах, и которое имеет немалую важность и
немалую приносит пользу силе таинства?
|