О
каноне Святого Писания
СВЯТОГО АФАНАСИЯ АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО Из Тридцать Девятого Послания
о Праздниках
Но поелику
упомянул я о еретиках, как о мертвых, о нас же самих, яко имеющих ко
спасению Божественного Писания, и боюсяя, чтобы, как писал к коринфянам
Павел, некоторые из простодушных не были уклонены от простоты и чистоты
хитростию человеков и потом не начали внимать иным книгам, так называемым
апокрифическим, будучи обмануты единоименностью их с истинными книгами; то
потерпите, молю, аще о известном вам еще и я воспоминаю, ради нужды и
пользы Церкви. Желая же о сем воспомянути, употреблю для оправдания моего
дерзновения образ словес евангелиста Луки, и реку и я: понеже некие начали
слагать себе так именуемые апокрифические книги и смешивати оные с
Богодухновенным Писанием, о котором мы удостоверены, якоже предаша Отцам
от начала самовидцы и слуги бывшие Словесе; изволися и мне, побужденному
истинными братиями, и дознавшему сначала по ряду изложити, какие книги
приняты в канон, преданы и веруются быти Божественными, дабы каждый
обольщенный отверг обольщающих, и каждый пребывший чистым возрадовался о
новом предостережении. Итак, всех книг Ветхого Завета числом двадесять две; ибо
столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам оные
суть следующие: во-первых, Бытие, потом Исход, далее Левит, посем Числа и
наконец Второзаконие; за сими следует Иисус Навин, Судии и затем Руфь;
далее по порядку четыре книги Царств, из коих как первая и вторая
считаются за одну книгу, так равно третья и четвертая за одну; после сих
Паралипоменон первая и вторая, также считаемые за одну книгу; далее Ездры
первая и вторая, также за одну; после сих книга Псалмов, и потом Притчи,
потом Экклесиаст и Песнь Песней. По сих Иов; наконец, Пророки дванадесять,
считаемые за одну книгу, потом Исайя, Иеремия и с ним Варух, Плач и
Послание; а по них Иезекииль и Даниил; сии составляют Ветхий Завет.
Но должно и без укоснения рещи и
о книгах Нового Завета. Они суть следующие: четыре Евангелия, от Матфея,
от Марка, от Луки и от Иоанна; по сих Деяния Апостолов и седмь так
именуемых Соборных посланий Апостолов, как то: Иакова едино, Петра два,
потом Иоанна три и Иуды едино; к ним четыренадесять посланий Апостола
Павла, которые пишутся следующим порядком: первое к Римлянам, потом к
Коринфянам два, по сих к Галатам, далее к Ефесянам, потом к Филиппийцам, к
Колоссянам, к Солунянам два, ко Евреям, к Тимофею два и к Титу едино,
последнее к Филимону едино; и, наконец, Апокалипсис Иоанна. Сии суть источники спасения, да
сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду, в сих токмо благовествуется
учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ниже да отъемлет от них
что-либо. О сих Господь, посрамляя саддукеев, глаголал: прельщаетеся, не
ведуще Писаний, ни силы их. Иудеев же увещевал: испытайте Писания, яко та
суть свидетельствующа о Мне. Ради большия же точности, поелику пишу ради нужды,
присовокупляю и сие: яко есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в
канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим
огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость
Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товия, и так именуемое Учение Апостолов, и
Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх сих читаемых и оных
канонических нигде не упоминается об апокрифических; но сие есть умышление
еретиков, которые пишут оные, когда хотят, назначают и прибавляют им
время, дабы, представляя их, аки бы древние, имети способы ко прельщению
оными простодушных.
|