ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВАЛЕНТИНА,
МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И ВЛАДИМИРСКОГО,
ПЕРВОИЕРАРХА РПАЦ,
НА СОБРАНИИ ДУХОВЕНСТВА В Г. СУЗДАЛЕ 1 МАЯ 2001 ГОДА
(фрагмент)
Каждому хочется, чтобы было так, как он предлагает, но не всегда это бывает правильно, и поэтому важные вопросы мы стараемся выносить на суд архиерейский. У кого есть какие-нибудь благие начинания, тот может написать, а мы рассмотрим их на следующем заседании Архиерейского Синода... Надо только, чтобы все было и по совести, и по закону, чтобы не было отсебятины.
У нас состоялось заседание Синода. Я зачитаю, какие вопросы решались, и вкратце расскажу о решениях Синода. Вкратце -- потому что у нас здесь [в протоколе] двадцать три страницы. Первым рассматривался вопрос о признании Московского патриархата безблагодатным. Почему этот вопрос возник? Все иерархи и Первосвятители РПЦЗ, в том числе и святитель Филарет, которого мы сегодня прославили, считали МП безблагодатной. Новомученики и Исповедники считали так же. Все наши святители тоже считают так и высказали свое мнение. Только я один внес предложение не торопиться с данным вопросом, потому что это вопрос архисложный. Мне многие говорили, что, конечно, есть основания считать МП безблагодатной, но возникает много практических последствий от решения этого вопроса. На первый взгляд, и декларация Сергия Страгородского, и сотрудничество с богоборческой властью, сотрудничество с органами, измена своему имени (которое поменяли на псевдонимы), участие в экуменизме, участие в криминальных структурах и много других вопросов, -- все это действительно побуждает нас признать безблагодатность МП. Но, тем не менее, чтобы это было действительно правильно, мы решили создать комиссию, которая могла бы собрать все данные -- кто и что по этому вопросу решал, все “за” и “против”. Когда мы соберем все эти данные, тогда можно уже поставить данный вопрос в повестку заседания Синода или -- лучше всего, конечно -- Собора.
Собор у нас должен быть по уставу в октябре, потому что в уставе говорится, что Собор должен собираться не реже одного раза в три года. Вот в октябре как раз будет три года, и мы планируем, что если будем живы-здоровы и ничто нам не помешает, то мы созовем Собор в день памяти преподобной Евфросинии Суздальской [25 сентября/8 октября]. Но надо еще посмотреть, смогут ли все приехать на Собор без урона для своего прихода, чтобы не срывать Богослужения ради поездки. Хотя вопрос, вынесенный на рассмотрение Собора, конечно, очень важный.
Полагаю, что Вы знаете разницу между Синодом и Собором. Могу лишь напомнить, что на заседания Синода приезжают только архиереи и решают все вопросы только архиереи. Нет возможности туда приглашать духовенство или мирян. Архиереи решают насущные вопросы, которые предложены духовенством и мирскими, но принимать участие в заседаниях Синода духовенство и миряне не могут. А вот на Собор, конечно, должны приехать все архиереи, а также и верующие от каждой епархии -- хотя бы по одному-два священника, и мирских человека два, да и от приходов хорошо бы вы привезли прихожан. Собор будет решать все вопросы с вашим участием -- все соборные документы подписывать будут не только архиереи, но и все присутствующие...
На Соборе будет решаться множество важных вопросов -- вопросы о канонизации, о безблагодатности МП. Может быть, за эти годы у вас накопились какие-то другие неразрешенные вопросы. Вы должны подать свои вопросы на Собор и приехать заблаговременно.
Комиссия по канонизации. Архиерейский Синод определил создать комиссию, которая разработала бы следующие вопросы: святоотечекое определение понятий раскола, ереси, каноническое суждение о них; условия отпадения той или иной иерархии от Церкви Христовой; практика принятия еретиков и раскольников в древней Церкви, потому что если мы признаем иерархию МП безблагодатной, то мгновенно встанет вопрос: а как их нужно принимать -- через перерукополение, покаяние, миропомазание или через дополнение хиротонии. Эти вопросы, безусловно, нужно решать. Некоторые могут согласиться на рукоположение, а другие скажут, что это хула на Духа Святого. Или вопрос крещения -- если мы признаем погружение бабушки какой-либо, то почему мы не можем признать крещение или обливание МП? Возможно такое решение: обливание условно признается, но его надо дополнить -- через миропомазание или через погружение. В общем, формы приема в Церковь могут быть разными. Нужно принять такое соборное решение, которое не было бы нарушением канонов, чтобы нас не мучила совесть, что это отсебятина и хула с нашей стороны на Духа Святаго. В общем, здесь есть вопросы, которые нужно взвесить, рассмотрев все "за" и "против".
Среди наиболее остро стоящих вопросов -- история МП в ХХ столетии и свидетельство о ее отступлении от церковной истины; суждения святых Новомучеников и Исповедников Российских, святителей Русского Зарубежья о МП; порядок принятия канонических определений относительно отпавших от Православной Церкви; церковно-практические вопросы, которые могут встать перед нами. Решая все эти вопросы, нужно бояться не погрешить против Духа Святого. Вопросов очень много, и Архиерейский Синод не может полностью взять на себя их решение без предварительной проработки специальной комиссии...
От комиссии мы ждем информацию объективного характера, чтобы она не дышала злобой, а чтобы соборные решения были приняты в духе любви, истинности и справедливости и в духе -- самое главное -- Православия...