П О С Л А Н И Е
АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА
РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
К БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ
Архиерейский Синод Российской Православной Церкви, собравшись в святые пасхальные дни в Богоспасаемом граде Суздале, желает Боголюбивой пастве нашей радоваться о Воскресшем Христе Иисусе!
Славу и благодарение воссылаем мы Господу нашему Иисусу Христу за Его неизреченные милости и со смиренным сердцем и радостью духовной сообщаем, что изволися Духу Святому и нам прославить иже во святых отца нашего Святителя Филарета (Вознесенского), Митрополита Нью-Йоркского, — Великого поборника Истины и защитника Святого Православия. Во многом благодаря его трудам и усилиям по обличению ветхих и новых ересей до нас дошел от самих Апостолов и Святых Отцов залог неповрежденной истинно-православной веры.
Каждое столетие истории Церкви являло в назидание грядущим поколениям — своих подвижников благочестия, поборников веры и истины. Немало святителей и преподобных, благоверных князей и блаженных юродивых явила миру Российская Церковь за тысячелетие своего существования.
В ХХ-м столетии, как говорится в церковном песнопении, “Русская Земля небо земное бысть”, дивно украсившись сонмом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, которые засвидетельствовали свою православную веру даже до крови, страданий и мученической смерти. Их благодатным примером и святыми молитвами жива наша Россия и Православная вера в ней.
В прошедшем столетии народы и цивилизации, традиционно называвшие себя христианскими, устремились к полнейшему отказу не только от духа учения, заповеданного нашим Спасителем и Господом Иисусом Христом, но и от самого имени христианского. Евангельские истины объявляются в лучшем случае “культурным наследием”. Более того, предстоятели поместных церквей, называющих себя “православными”, задаются пилатовым вопросом: “Что есть истина?” и пытаются ответить на него через так называемый “диалог” с “христианскими” конфессиями и даже с нехристианскими вероучениями.
Мы знаем, что кровь мучеников – семя Христианства. Благодаря подвигу первохристианских мучеников Христова Церковь утвердилась в древнем мире и стала господствующей Церковью. Первоначально сонм святых и состоял из одних только мучеников. Но очень скоро древо Церкви проросло сонмом святителей, которые под благодатным водительством Святаго Духа защищали православное учение перед лицом лжеучителей и еретиков. Недаром в торжественном чине Торжества Православия, празднуемом в первую неделю Великого Поста, Церковь величает и прославляет чин святителей.
Прошедшее столетие было переломным не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Закончилась эпоха православных государей, “удерживающих” мир от последних времён. Русская Церковь в соборе Новомучеников и Исповедников получила сонм святых, больший того, который за два тысячелетия христианства дала Вселенская Церковь.
На рубеже нового столетия и третьего тысячелетия от Рождества Христова явлена была страждущим и болезнующим верным чадам Церкви Христовой великая милость Божия. Ярко засияла на духовном небосклоне Вселенского Православия звезда святителя Филарета, ревностного исповедника Святого Православия.
Святитель Филарет был носителем крепкой, никогда не колебавшейся, не знавшей сомнений Веры во Святую Единосущную и Животворящую Троицу, во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Святитель Филарет был пламенным проповедником Евангелия Христова, наставником в Православном вероучении и праведной жизни. Но не только учил Он свою Боголюбивую паству, но и Сам жил по Евангельским заповедям. Жил любовью, смирением, прощением, целомудрием и милостыней. Подражая своему небесному покровителю св. Филарету Милостивому, Он отдавал свой последний хлеб голодным и своё последнее одеяние нищим.
Святитель Филарет был Великим в своей любви к Родному Отечеству, разоренному лютым безбожием, к исстрадавшемуся русскому народу. Он обличал богоборцев и их слуг — лжепастырей Московской патриархии. Обличал, не страшась ненависти “сильных мира сего”, пытавшихся неоднократно расправиться с ним.
Твердым и любящим сердцем он вел церковный корабль, заботясь о его благоустроении, чистоте и стоянии в Истине.
Святитель Филарет был примером величайшего терпения в скорбных обстояниях, в изгнании и скитальческой жизни. Его попечением Православная Церковь дивно украсилась прославлениями святых угодников Божиих — св. прав. Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской и Святых Новомучеников и Исповедников Российских, ставших великим утешением и укреплением веры для наших православных соотечественников.
Непрестанно и безбоязненно он свидетельствовал перед всем миром о том, что жива Катакомбная Церковь в России, что продолжается ее славный мученический подвиг. По его инициативе Соборы Русской Зарубежной Церкви неоднократно свидетельствовали о своем духовном единстве и каноническом общении с Катакомбной Церковью, обличали сергианскую подделку под Церковь. Святитель Филарет взял на себя труд по сохранению и укреплению Катакомбной Церкви, принял архипастырское попечение о её осиротевших клириках и мирянах. Он был подлинным печальником земли русской.
Когда дух отступничества от Истинного Православия и пагубная ересь экуменизма глубоко проникли в официальные поместные церкви, святитель Филарет в своих “Скорбных Посланиях” иерархам “мирового православия” обличил неправду еретиков, призвал предстоятелей поместных церквей возвратиться к исповеданию истинного вероучения.
Благодаря святителю Филарету, Русская Православная Церковь Заграницей прервала всякое общение с отступниками от Православия, а её Архиерейский Собор провозгласил в 1983 г. анафему ереси экуменизма, в результате чего Русская Зарубежная Церковь стала центром Истинного Православия во всем мире. Взыскующие Православного вероучения и полноты церковного бытия стремились установить с ней общение, влиться в ее ряды и вверить себя мудрому водительству Святителя.
Твердость Святителя Филарета в исповедании истины, его способность бескомпромиссно идти “против течения” вызвали ненависть тех, для кого суемудрые человеческие расчеты и приспособленчество к духу “века сего” заслонили свет Истины. Таковы были не только “внешние” клеветники – враги Христовы, но и иные из числа его собратьев-архипастырей, которые после его блаженной кончины постепенно свернули Зарубежную Церковь с того прямого пути, которым шла она при Святителе Филарете.
И ныне пытаются они скрыть зажженный светильник под спудом. Когда в 1998 году были обретены нетленные мощи сего Великого Светильника Православия и когда Богом была явно удостоверена его святость, они поспешили покрыть прахом земным это вместилище благодати Божией
, они не допустили верующих прикоснуться к нетленным мощам, подающим Благодать исцеления и обилие чудес.Велико и дивно чудо Божие, явленное через мощи Святителя, но еще более дивное чудо – сам Святитель Филарет, который является славой Церкви Божией, славой нашего Православия. И ныне сей Святитель Богомудрый собирает нас на духовный пир, дабы чистым сердцем и умиленною душою славили мы Бога, Дивного во святых Своих: Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Прославление Святителя Филарета, как и бывшее семь лет назад прославление Святителя Иоанна Шанхайского, призвано обратить наш мысленный взор ко многим иным подвижникам благочестия — святителям, преподобным и мученикам, просиявшим в Русской Православной Церкви в изгнании.
С глубокой скорбью мы наблюдаем, как нараставшее после кончины Святителя Филарета отступление нынешних зарубежных иерархов от завещанного им церковного курса привело поначалу к печальному разделению в Российской Церкви, а теперь, после Зарубежного Архиерейского Собора 2000 года, — к открытому исповеданию своего “вечного общения” с экуменическим официальным православием.
Блаженными отцами-основателями Русской Православной Церкви Заграницей ей было завещано вернуть залог неповрежденной веры Христовой и каноническую иерархию на родную землю, как это только станет возможно. И действительно, как только ослабло безбожное пленение нашей земли, ведомые Духом Святым русские зарубежные иерархи приняли под свой омофор православные общины в России и утвердили на русской земле каноническую иерархию. Вскоре отдельные иерархии, ныне занимающие в Зарубежной Церкви господствующее положение, стали сожалеть о создании канонических церковных структур в России и открыто встали на путь сближения и соединения с “церковью лукавнующих” — Московской патриархией. Ныне с их стороны раздаются в наш адрес кощунственные упреки в том, что будто бы мы “украли благодать”, покинув юрисдикцию Зарубежного Архиерейского Синода. Подобные упреки большой болью отзываются в наших сердцах, потому что их авторы не только позволяют себе весьма “вольные” суждения о Благодати Святого Духа, но и оскорбляют русских истинно-православных христиан, приобщающихся к истинным Таинствам в ограде Российской Православной Церкви.
Сегодня мы можем определенно засвидетельствовать: бесчисленные протесты и призывы пастырей и паствы, находящихся не только на родной Руси, но и в рассеянии сущих, возвратиться на тот истинный путь, на который встал Митрополит Антоний и который продолжили Митрополит Анастасий и Святитель Филарет, не нашли никакого отклика у иерархов, бесславно завершивших путь Зарубежной Церкви. Страшно подумать, какое великое достояние, какую великую и освященную веками святости традицию они столь безрассудно загубили. Но нет! Не погибло до конца Истинное Православие! Нынешнее духовное торжество – убедительное свидетельство того, что врата адовы никогда не возмогут одолеть Церковь Христову.
Враг нашего спасения не прекращает своей вековечной вражды против нас и стремится посеять между нами распри, потому что он видит, как по милости Божией наша Церковь строится и укрепляется. Древний клеветник на сей раз избрал новый путь — путь споров об учении так называемых “имябожников”.
Ни в Зарубежной Церкви, ни в Церкви Катакомбной этот вопрос не превратился в источник смут и разделений, поскольку никто не дерзнул бы вынести окончательное богословское суждение по вопросу, решить который не успел даже Всероссийский Поместный Собор 1917-18 годов. Нам же искусственно стремятся навязать этот спор, пытаясь на место мирного и благодатного течения церковной жизни водрузить противоборство амбициозных лиц. Давно искавшие повода недоброжелатели нашего Синода уже возводят клевету, обвиняя нас в исповедании гностического лжеучения “имябожников”, чего не было и не будет.
Мы твердо исповедуем веру во Единого Бога — Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную; мы исповедуем Единое Божество, в Троице Поклоняемое и Славимое. Мы веруем в Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Воплощенного Сына Божия, Истинного Бога и Истинного Человека, Распятого за ны при Понтийстем Пилате и тридневно Воскресшего. Еще веруем во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, храним Её уставы и предания и правила Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов. Со всею ответственностью заявляем: что Святые Отцы приняли, и мы принимаем и лобызаем, а что они отметали, то и мы отметаем и отвергаем.
Мы следуем слову Апостола — “Братия, стойте и держите предания”, — и свидетельствуем своей Боголюбивой пастве, что не допустим введения в Церкви новых, чуждых Ей догматов и учений. В этом мы видим основное содержание нашего служения как Епископов – блюстителей церковного Предания. Не для того мы отвергли ереси экуменизма и обновленчества, не для того прервали всякое общение с отступниками от Православия и проповедниками “иного благовествования”, чтобы на место одних отвергнутых ересей ставить другие!
К сожалению, некоторым из людей — более самолюбивых, чем боголюбивых, — кажется, что сейчас, когда наша Церковь невелика числом, ее удобно “развернуть”, построить по выдуманному в их мечтаниях образцу. Может быть, они были бы не прочь навязать всей Церкви поспешное решение таких вопросов, которые и большие нас Отцы и Великие Соборы церковные сочли за благо оставить открытыми. Призываем не в меру самонадеянных чад не забывать, что “Дух Святый строит Церковь Божию” не по человеческим измышлениям, а по Божественной Премудрости, сметающей все человеческие расчеты, все дипломатические ухищрения.
Мы возносим свои посильные молитвы ко Господу Богу о тех немощных братиях, которые сеют смуту: пусть вместо горделивого парения ума Господь откроет им смиренную благодать “православия сердца”, проповеданного как Святыми Отцами древности, так и нашими современниками — подвижниками и исповедниками Православной Церкви ХХ века. Одновременно напоминаем о важности молитвы, которая должна совершаться не только во уме, но и в сердце, и без постоянства в которой трудно достичь спасения, ибо только тот, “кто призовет имя Господне, спасется” (Иоил., 2, 28; Деян., 2, 21), как открыл нам Господь.
Желающие преуспевать в Божественной мудрости и тайнах богословия могут и должны углублять свое понимание святоотеческих творений и постигать бесчисленные благодатные смыслы, заключенные в учении Святых Отцов. Все мы должны познавать глубинный смысл творений
Святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и многих других Богодухновенных Отцов и Учителей Церкви Божией.Но мы не имеем права дерзать высказываться о тех предметах, о которых и сами Святые Отцы высказывались с превеликой острожностью, говоря: “Тайну сию должно почтить молчанием”. Поэтому просим сослужителей наших не умножать споров, не соблазнять верующих дерзкими и постыдными взаимными
обвинениями, которые роняют достоинство нашей Церкви перед “внешними” Призываем отметать всякую ересь и всякую неправду, стараться более служить Церкви Божией, нежели собственному самомнению.Архиерейский Синод Российской Православной Церкви, сознавая всю полноту своей ответственности перед Богом и перед врученной нам паствою словесных Христовых овец, будет твердо стоять на камне православного исповедания веры, завещанного нам Отцами. Мы призывам Боголюбивую паству нашу хранить преемственность с тысячелетней традицией Русской Церкви, украсившейся дивными святыми: Равноапостольным Великим Князем Владимиром, Преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, Преподобным Нилом Сорским, Преподобным Серафимом Саровским, Святителем Тихоном Задонским, Старцами Оптинскими, Праведным Иоанном Кронштадтским, Царем-Мучеником Николаем и всеми Святыми Новомучениками и Исповедниками Российскими, Святителями Иоанном Шанхайским и Филаретом Нью-Йоркским. Жить и спасаться в этой святой, благодатной традиции мы вновь и вновь зовем всех верных чад Российской Церкви.
Враг нашего спасения ищет погибели души нашей, а тех, кого он не прельстил “примитивными” чувственными соблазнами, — прельщает утонченными соблазнами духовными; тех, кого не смог отлучить от веры в Бога, враг старается задушить ересями и расколами, посеяв вражду и взаимную подозрительность между верными православными христианами. Надлежит нам облечься во всеоружие Божие и в трезвении ума стоять на страже Святого Православия.
Нам надлежит подражать новопрославленному Святителю Христову Филарету не только в его стоянии в Истине, но и в чистоте сердца, в милующей и сострадающей любви, в умении охотнее прощать и утешать, нежели обличать. Без этих добродетелей наше Православное исповедание веры мало значит перед Богом. Добродетель же без правой веры не может соединить нас с Богом.
Подлинное и чистое духовное богатство имеет только Святая Церковь, и оно принадлежит всем верным чадам Ее. Спаситель так сказал о нашем единстве в любви: “По тому узнают люди, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“. Именно это единство в любви и является той заповедью, которая содержит “весь закон и пророков” и которую мы обязаны неукоснительно исполнять, если хотим своего спасения, а не вечной погибели.
Молитвенно желаем всем Православным Христианам стяжать в сердце своём спасительную веру, надежду на милость Божию, любовь друг ко другу, мудрость в деле своего спасения и исповедническую непоколебимость стояния в Истине Христовой.