АКТ
О ПРОСЛАВЛЕНИИ В ЛИКЕ СВЯТЫХ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО), ПЕРВОИЕРАРХА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

 

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви обращается ко всей боголюбивой во Христе пастве нашей с пасхальным приветствием:

Христос Воскресе!

С этим радостным приветствием Архиерейский Синод Российской Православной Церкви извещает о решении прославить в лике святых великого ревнителя Православия святителя Филарета (Вознесенского), почившего о Господе в 1985 г.

Каждое столетие истории Церкви являло в назидание грядущим поколениям того или иного подвижника благочестия, поборника веры и истины. Немало святителей и преподобных, благоверных князей и блаженных юродивых явила миру Русская Церковь за тысячелетие своего существования. В ХХ столетии — “Русская Земля небо земное бысть”, как говорится в церковном песнопении, — дивно украсилась она сонмом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, засвидетельствовавших свою православную веру даже до крови и страданий, и мученической смерти. Их благодатным примером и святыми молитвами жива страна наша Российская и истинная Православная вера в ней.

На рубеже нового столетия и третьего тысячелетия от Рождества Христова явлена была страждущим и болезнующим верным чадам великая милость Божия. Ярко засияла на духовном небосклоне звезда святителя Филарета, Великого поборника и ревностного исповедника Святого Православия.

Святитель Филарет был носителем крепкой, никогда не колебавшейся, не знавшей сомнений Веры во Святую Единосущную и Животворящую Троицу, во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Святитель Божий был пламенным проповедником Евангелия Христова, наставником в христианской вере и жизни. Не только учил он, но и жил по заповеди Евангельской. Жил любовью, смирением, прощением, целомудрием и милостыней. Подражая своему небесному покровителю св. Филарету Милостивому, он отдавал свой последний хлеб голодным и своё последнее одеяние нищим.

Святитель Филарет был Великим в своей любви к Родному Отечеству, разоренному лютым безбожием, к исстрадавшемуся русскому народу. Он обличал богоборцев и их слуг — лжепастырей Московской патриархии. Обличал не страшась ненависти “сильных мира сего”, пытавшихся неоднократно расправиться с ним.

Твердой рукой и любящим сердцем он вел церковный корабль, заботясь о благоустроении, чистоте и стоянии в Истине. Святитель Филарет был примером величайшего терпения в скорбных обстояниях, в изгнании и скитальческой жизни. Его попечением Православная Церковь дивно украсилась прославлениями святых угодников Божиих — св. прав. Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской и прославлением Святых Новомучеников и Исповедников Российских, ставшим великим утешением и укреплением веры для наших православных соотечественников.

Непрестанно и безбоязненно он свидетельствовал перед всем миром о том, что жива Катакомбная Церковь в России, что продолжается ее славный мученический подвиг. Святитель Филарет подъял на себя труд по сохранению и укреплению Катакомбной Церкви, принял архипастырское попечение о её осиротевших клириках и мирянах.

Когда дух отступничества от Истинного Православия и пагубная ересь экуменизма глубоко проникли в поместные церкви, святитель Филарет в своих “Скорбных Посланиях” обличал неправду еретиков и увещевал предстоятелей поместных церквей возвратиться к исповеданию истинного вероучения.

Благодаря святителю Филарету, Русская Православная Церковь Заграницей прервала всякое общение с отступниками от Православия, а её Архиерейский Собор провозгласил в 1983 г. анафему ереси экуменизма, поэтому она стала центром Истинного Православия во всем мире. Взыскующие Отеческой Православной веры со всех концов земли, от всех народов стремились установить с ней общение, влиться в ее ряды и вверить себя мудрому водительству Святителя.

Твердость Святителя Филарета в исповедании Православного вероучения и его способность бескомпромиссно идти “против течения”, вызвала ненависть тех, для кого суемудрые человеческие расчеты и приспособленчество к духу “века сего” совсем заслонили свет Истины. Таковы были не только “внешние” клеветники, но и иные из числа его собратьев-архипастырей, которые, после его блаженной кончины, постепенно свернули Зарубежную Церковь с того прямого пути, которым шла она при Святителе Филарете. И ныне пытаются они скрыть зажженный светильник под спудом. Когда в 1998 году были обретены нетленные мощи сего великого светильника Православия и Богом была явно удостоверена его святость, они поспешили покрыть прахом земным это вместилище Благодати Божией, они не допустили верующих прикоснуться к нетленным мощам, подающим Благодать исцеления и обилие чудес. А свидетельства о чудесах Святителя Филарета уже имеются и они весьма многочисленны — даже фотография святых его мощей подает исцеление, что же рещи о самих мощах!

Велико и дивно чудо Божие, явленное через мощи Святителя, но еще более дивное чудо – сам Святитель Филарет – слава нашего Православия, слава Церкви Божией. Ныне сей Святитель собирает нас на духовный пир, дабы чистым сердцем и умиленною душою славили мы Бога, дивного во святых Своих.

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви определяет:

Изволися Духу Святому и нам

1. Прославить в лике святых святителя Филарета (Вознесенского) как Великого поборника Православия.

2. Нетленные останки его почитать святыми мощами и воздавать им подобающее чествование, прося его молитвенного предстательства перед Господом Богом.

3. Написать икону Святителя Филарета согласно установлениям и правилам VII Вселенского Собора.

4. Составить сему угоднику Божию особую службу.

5. Установить празднование памяти Святителя Филарета в день его преставления — 8 ноября по церковному календарю. В день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных неукоснительно совершать службу Святителю Филарету, совмещенную со службой праздника.

6. За каждым Богослужением на отпусте, в дозволенные уставом дни, молитвенно призывать Святителя Филарета: “Иже во святых отца нашего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русския Православныя Церкве”.

7. Составить церковное житие и синаксарь Святителю.

8. Почитать творения сего Святителя творениями святоотеческими, заботиться о распространении их и рекомендовать пастырям Российской Церкви употреблять их для наставления паствы в вере Православной.