Прославление Собора ПреподобныхЖен Дивеевских
22-23 ноября 2000 года, в рамках торжеств, приуроченных к VIII съезду духовенства, монашествующих и мирян Суздальской Епархии Российской Православной Церкви состоялось прославление Преподобных Жен Дивеевских - святых подвижниц, подвизавшихся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, при жизни преподобного Серафима Саровского и в XIX - начале ХХ вв.
На
заседании съезда 22
ноября Управляющий
делами Архиерейского Синода РПАЦ епископ
Борисовский и Санинский Феодор огласил синодальное послание в связи с
канонизацией Собора преподобных жен
Дивеевских, которая является первым актом
прославления святых, самостоятельно
совершаемым РПАЦ. В послании отмечается,
что споры в связи с канонизацией святых
Царственных Мучеников, продолжающиеся
несмотря на совершившееся два десятилетия
назда их прославление «отвлекли
православный верующий народ от
благочестивого чествования многих
подвижников XVIII—XIX веков». Архиерейский
Синод напомнил, что начало почитанию
преподобных жен Дивеевских положил сам
основатель Дивеевского монастыря
преподобный Серафим Саровский, который
обращался с молитвами к первой игумении
этой обители м. Александре. Клирик санкт-петербургской
общины РПАЦ во имя св.
Новопреподобномученицы Великой Княгини
Елисаветы Феодоровны иеродиакон Феофан (Арескин)
прочитал доклад о жизни и
подвигах преподобных жен Дивеевских.
Вечером 22 ноября в Цареконстантиновском кафедральном соборе г. Суздаля Архиепископ Суздальский и Владимирский Валентин, епископ Борисовский и Санинский Феодор, епископ Сухумский и Абхазский Серафим, епископ Даугавпилсский и Латвийский Виктор и епископ Яранский Антоний совершили первое Всенощное бдение Собору преподобных жен Дивеевских. На следующий день те же архиереи отслужили в Цареконстантиновском кафедральном соборе Божественную литургию, а по окончании литургии — крестный ход вокруг Цареконстантиновского собора и расположенного по соседству храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
Трудно переоценить значение этого прославления для нашей Церкви. Прежде всего, прославление святых свидетельствует о том, что Российская Православная [Автономная] Церковь окончательно утвердилась в сознании неотрывной и полноправной части Российской поместной Церкви, временно не имеющей своего центрального церковного управления, но сохраняющей полноту благодатных даров и неповрежденное православное церковное сознание. Прославлением святых каждая поместная Церковь свидетельствует свою кафоличность, право говорить от лица всей Церкви Христовой.
Не менее важно, что первая канонизация, самостоятельно совершенная РПАЦ была канонизацией русских подвижниц позапрошлого (уже) века, далеких от церковных споров нашего времени. Канонизация первым кого-либо из угодников Божиих, чья фигура имеет "символическое" для нынешней церковной борьбы значение, могла быть понята как "идеологический", а не церковный акт. Архиерейский Синод РПАЦ мудро засвидетельствовалсвоим актом то, что несмотря на все споры и нестроения не прервалась благодатная нить, связывающая нас с тысячелетней историей Русской Церкви, что современное противостояние еретикам не заслонило от нас главного в церковной жизни - духовного подвига и молитвы. Теперь, после этого прославления, наша Церковь может изучить и вопрос о прославлении более близких к нам по времени угодников Божиих - среди церковного народа поднимался вопрос о прославлении Святителя Филарета (Вознесенского) или же всех Трех Святителей Всея Зарубежья - митрополитов Антония, Анастасия и Филарета, давно уже почитается православными как святой о. Серафим (Роуз), раздаются голоса в пользу включения в святцы Русской Церкви преп. Иустина Поповича и основателя Греческой Истинно-Православной Церкви архиеп. Матфея Вресфенского, от мощей которого совершаются многочисленные чудеса. Вопрос о канонизации этих подвижников (а для начала - разрешении их местного почитания) уже поднят перед священноначалием Российской Церкви.
Прославление Преподобных Жен Дивеевских, большой праздник для всех верных чад нашей Церкви, вселяющее в нас увереность, что мы не оставлены небесным покровительством - их и их духовного наставника Преподобного Серафима Саровского.
Преподобные Жены Дивеевские, молите Бога о нас!
Доклад иеродиакона Феофана о жизни и подвигах Преподобных Жен Дивеевских
Сведения о новопрославленных преподобных включенные в доклад