Никон, Патриарх
Московский и Всея Руси
Страница Сергея
Лобачева: http://www.spbumag.nw.ru/persons/Lobachev/Nicon.htm
Личность патриарха Никона - одна из самых интересных, противоречивых и загадочных во всей русской истории. Для одних - старообрядцев, он - предтеча "анчихристов", для других - прежде всего монархов императорской России - властолюбивый и деспотичный выскочка, пытавшийся возвысить священство выше царства и поставить патриаршескую власть над властью русского самодержца, для либеральных церковных кругов - "папист", душитель церковной свободы, для своих же почитателей, весьма и весьма многочисленных, Никон - "величайший человек русской истории" (Митр. Антоний (Храповицкий)), "борец за свободу церкви (англиканский диакон Уильям Пальмер - знаменитый корреспондент Хомякова и издатель никоновых сочинений). Про св. Иоанна Шанхайского рассказывали, как однажды, услышав на экзамене в воскресной школе рассказ девочки о патриархе Никоне, он спросил ее, считает ли она патриарха святым. Услышав неопределенный ответ, святитель строго-настрого наказал ей отныне считать Никона святым. Таков разброс мнений - от святого до "анчихриста". И разброс этот, по-видимому, будет продолжаться еще долго, может быть до скончания века.
Вполне закономерно, что интерес к личности патриарха Никона не обошел и русский интернет. Совсем покуда небольшая, но добротно сделанная страничка, посвященная Никону дает все основания считать, что со временем личность патриарха будет достойно представлена в рунете. Делает ее петербургский историк Сергей Лобачев, профессионально изучающий эпоху и прежде всего деятельность и вщзгляды самого патриарха в течение многих лет. В 1998 им была защищена кандидатская диссертация "Патриарх Никон и взаимоотношения государства и церкви в середине XVII века", которую можно скачать на сайте в pdf-формате. Уже тот факт, что за делание исторических страничек в интернете взялись серьезные специалисты, вселяет определенный оптимизм в отношении нашей сети.
Большинство материалов страницы пока довольно лаконично - в разделе "Житие патриарха Никона" представлена хронологическая таблица жизни и деятельности патриарха. В следующем разделе помещено изображение герба Никона - единственного из патриархов московских, имевшего свой герб. Может посетитель страницы увидеть и автограф патриарха: «Никон Божиею милостию архиепископ царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя Росии Патриарх», а также составить себе представление о внешности Никона по его многочисленным портретам - среди русских иерархов Никон выделялся тем, что заботился о запечатлении для потомков своей персоны. В разделе "Современники о Никоне" представлены отзывы трех знаменитых иностранных мемуаристов: голштинского ученого Адама Олеария, архидиакона патриарха Антиохийского Павла Алеппского и голландского путешественника Николаса Витсена. Первая характеристика довольно кратка, и в ней Олеарий отмечает простоту и шутливость характера Никона и его стремление к тому, чтобы все видели роскошь жизни патриарха (бывшего, при всем при том, строго аскетичным в личной жизни человеком). Вторая характеристика, - Никона как жестокого и властного правителя целиком остается на совести создателя сайта - у Павла Алеппского характеристика Никона много богаче, он говорит о "проницательном остром уме" патриарха, о том, что тот "искусен во всех отраслях дел духовных, государственных и мирских". Павел Алеппский отмечает, что "Никон никогда не пропускал службы в церкви, три раза днем и ночью присутствуя за литургией и вечерней. При входе и выходе многие подавали ему челобитные... по своим обязательствам и делам". Весьма выразительна и нарисованная Павлом картина проповедующего Никона. Она столь величественна, что приведем ее полностью:
"Затем патриарх Никон стал перед царем и возвысил свой голос, призывая благословение Божие на царя в прекрасном вступлении, с примерами и изречениями, взятыми у древних: подобно тому, как Бог даровал победу Моисею над фараоном и прочее, и из новой истории, о победе Константина над Максимианом и Максентием, и прочее, и говорил многое, подобное этому в прекрасных выражениях, последовательно и неспешно, уподобляясь текущему источнику. Когда он запинался или ошибался, то долго обдумывал и молчал, некому было порицать его и досадовать, но все молча и внимательно слушали его слова, особливо царь, который стоял сложив крестом руки и опустив голову смиренно и безмолвно, как бедняк и раб пред своим господином. Какое это великое чудо мы видели! Царь стоит с непокрытой головой, а Патриарх в митре. О люди! Тот стоял, сложив руки крестом, а этот с жаром ораторствовал и жестикулировал перед ним; тот с опущенною головою в молчании, а этот, проповедуя, склонял к нему голову в митре... тот как будто невольник, а этот - словно господин. Какое зрелище для нас!.. Благодарим Всевышнего Бога... что мы видели эти чудные, изумительные дела!".
Третья характеристика принадлежит острому, хотя и насмешливому наблюдателю - Николасу Витсену, специально тайком выбравшемуся из Москвы, чтобы посмотреть в Новом Иерусалиме местную диковину - опального патриарха. В его описании много небольших выразительных деталей, так из него можно узнать, что Никон любил испанское вино, был, по видимому, гипертоником, и что после удаления Никона из Москвы, видимо по скорбному обету, тот перестал расчесывать и подрезать волосы...
Специальный раздел посвящен царю Алексею Михаиловичу, сперва покровителю Никона, а затем гонителю своего прежнего "собинного друга". На сайте можно ознакомиться также с интересной статьей об Алексее Михайловиче как писателе (тоже в формате pdf), принадлежащей перу создателя сайта. Статья раскрывает московского самодержца с неожиданной стороны - как тонкого, изысканного писателя - автора многочисленных писем (Особое значение имеют письма членам царской семьи, Никону, дворянину Матюшкину, князю Одоевскому, А.Л. Ордин-Нащокину), произведений в стихах и прозе, мемуаров... Был Алексей Михайлович и духовным писателем - он активно участвовал в составлении новой версии "Сказания об успении Пресвятой Богородицы". По характеристике историка С.Ф. Платонова: "Он был прекрасно знаком с литературой того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы... каждый афоризм продуман, из каждой фразы глядит живая мысль".
Большое место на сайте уделено тем местам, с которыми были связаны жизнь и деятельность патриарха Никона: Новгороду Великому, в котором будущий патриарх был митрополитом - наводил прядок в богослужении, осуществлял раздачу хлеба нищим, строил новые митрополичьи палаты, усмирял, рискуя собственной жизнью, бунт... Соловецкому монастырю, в котором Никон начал свой монашеский путь и куда он совершил путешествие, накануне избрания в патриархи. Целью путешествия был перенос в Мскву мощей, замученного за обличения Иваном Грозным св. Митрополита Филиппа, тогда, прочитанная над гробом святого грамота царя Алексея Михайловича стала как бы символическим актом покаяния власти перед Церковью за насилие над святым... Крестному монастырю, созданному Никоном на Кий острове, в Белом Море, в память о чудесном спасении в буре на море. Сразу по спасении патриарх соорудил на острове крест и прнес обет построить там монастырь. Обет и был выполнен, после избрания Никона патриархом. Однако после осуждения Никона монастырь пришел в запустение. Создателю сайта удалось найти уникальное изображением монастыря, который практически никогда не фотографировался и не попадпл ни в какие туристические обзоры и альбомы... Иверскому монастырю на Валдае, созданному как бы по образу Ивирону на Афоне. Патриарх местал сделать этот монастырь одним из центров мирового Православия - заселял его монахами разных национальностей, создал там типографию... Знаменитому Новому Иерусалиму - сердцу никоновского строительного замысла, образу Святого Града Иерусалима и, одновременно, Иерусалима Небесного. Посетитель Сайта может совершить как бы небольшую прогулку по монастырю, руководствуясь специально сделанной картой. В план экскурсии входят: рассказ о модели Храма Гроба Господня, привезенной из Иерусалима старцем Паисием и подтолкнувшая патриарха к идее создания Новоиерусалимского монастыря, надвратная Входъиерусалимская церковь, имеющая причудливое архитектурное решение - "восьмерик на четверике" поставенный на трехпролетную арку, сам, созданный по образу святогробского храма, Воскресенский Собор, Трехсвятский колокол, чей голос некогда раздавался с разрушенной колокольни собора. Можно полюбоваться и на убранство собора - изразцы, которого поражают не только красотой, но и глубоким символическим смыслом, взглянуть на интерьеры собора с уникальными керамическими иконостасами. Выйдя из собора можно подойти к Патриаршим палатам, осмотреть Трапезные палаты, Трапезную церковь. Даже хозяйственные пристройки монастыря, типа Солодовых палат, не нарушают гармоническую стройность ансамбля. Обходя дальше стены можно завершить экскурсию осмотром башен монастыря Дамаскской, Давидовой, и Елизаветинской.
Побывает читатель и в местах заточения патриарха - Ферапонтове монастыре, где тот прожил до 1676 года и Кириллово-Белозерском монастыре, в котором Никон провел последние, самые мрачные, годы своего заточения, прерванного внезапным освобождением в 1681 году по воле царя Феодора Алексеевича. Патриарх, однако, недолго наслаждался свободой. Он скончался 17 августа 1881 года, в Ярославле, по дороге в любимый Новоиерусалимский монастырь.
Особый интерес для серьезного посетителя страницы представляет раздел "Библиография", в котором указаны с краткими аннотациями (правда выдающими в составителе неприязненное отношение к "прониконовской" линии в русской историографии)основные научные работы, посвященные Никону. Рукводствуясь этой библиографией читатель может самостоятельно составить себе подробное представление о Никоне и его эпохе. Там же, что особенно важно, размещены в формате pdf три работы самого автора, - помимо статьи об Алексее Михайловиче как литераторе, - две специальных никоноведческих работы, особенно ценных для любого читателя. Это статья: К вопросу о ранней биографии патриарха Никона (1995) и автореферат кандидатской диссертации: Патриарх Никон и взаимоотношения государства и церкви в середине XVII века.
В первой работе автор пытается ответить на вопрос - каким образом сын мордовского крестьянина, простой иеромонах всего за несколько лет сделал головокружительную карьеру, взойдя на самый верх иерархической лестницы в Русской Церкви - ведь такое в тогдашнем, строго иерархизованном обществе было сложно. Какие связи стали тем ключем, который открыл Никону дорогу в царский дворец? Опровергая приобретшую в последние годы популярность версию Г.П.Гунна о том, что таким ключем было имя старца, в скиту которого Никон начал свою подвижническую жизнь - Елеазара Анзерского, предсказавшего рождение Алексея Михайловича, Сергей Лобачев тщательно исследует все обстоятельства, связанные с ранней биографией Никона. После тщательного исследования автор выделяет два узла связей, позволивших Никону начать свой путь наверх. Прежде всего - это его земляки нижегородцы, группировавшиеся вокруг будущего вождя "ревнителей благочестия", а позднее противника Никона - Ивана Неронова. Сам Неронов, священник Анания, возможно, даже будущий духовник царя - Стефан Вонифатьев - вот с кем связан был еще совсем молодой Никита Миньич. Священник Анания, отец будущего митрополита Суздальского Илариона (еще одного противника Никона), предсказал Никите патриарший престол. Несомненно, связи с этим кружком имелди исключительное значение в первых шагах Никона при дворе. Вторым влиятельным покровителем Никона был старец Боголеп Львов - насельник Кожеезерского монастыря, игуменом которого Никон был избран благодаря своей высокой аскетической жизни. Не отличаясь монашескими добродетелями, Боголеп, тем не менее, был значительным духовным писателем, а его брат - Григорий был думным дьяком и одним из влиятельнейших лиц в московском государстве, одним из учителей царя Алексея Михайловича. Благодаря покровительству браьев Львовых, Кожеезерский монастырь при Никоне стал получать многочисленные богаые вклады, а игумен Никон смог завязать многочисленные связи среди влиятельных при дворе людей. Эти-то связи и помогли ему приблизиться к царю, а затем личные качества самого игумена, сделали его царским "собинным другом".
Из автореферата диссертации мы можем получить представление о взглядах самого автора страницы на никоновский вопрос. Актуальность исследования, на его взгляд, определяется как тем фактом, что до сиих пор еще не написано научной биографии Никона, не исследован и целый пласт вопросов, связанных с его деятельностью и значением для русккого общества. Автор рассматривает историографические концепции выдающихся исследователей деятельности Никона: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, Н.Ф. Каптерева, Н. Субботина, Н.И. Гиббенета, М.В. Зызыкина, о. Льва Лебедева, о. Георгия Флоровского, Г. В. Вернадского, С. Зеньковского. Диссертация основана на широком круге источников. В первой главе работы автор рассматривает взаимоотношения государства и Церкви после Смутного времени - правление патриарха Филарета Романова, который, будучи отцом царя, сосредоточил в своих руках значительную долю государственной власти и серьезно укрепил влияние Церкви в русском государстве. Система церковного управления превратилась в эффективный инструмент управления государственного и значительно расширила свои функции и привелегии. Одновременно автор описывает и черты начинающегося разложения православного сознания в русском народе - упадок строгости монашеской жизни в "старых" монастырях, пренебрежение народом многих церковных жизненных требований. Автор отмечает значение распространения книгопечатания для формирования нового поколения русских образованных людей, из которых вышли "ревнители благочестия" - выступавшие за возрождение строго-православной жизни, в частности из этих кругов был и сам Никон. Вторая глава посвящена обстоятельствам возвышения Никона, освященным в уже упоминавшейся нами статье, роли Никона в кружке "ревнителей", его мужественному поведению во время народного бунта в Москве 1648 года, когда он усмирил толпу проповедью, - этот случай убедил царя, что на любимца можно положиться как на правительственного деятеля, и следующей ступенькой его возвышения становится митрополичья кафера в Новгорде, где Никон также проявил себя всесторонним и талантливым тружеником. В 1649-52 "ревнители" фактически получают руководство русской церковью, замещают своими ставленниками все ключевые кафедры, и, наконец, приводят Никона к патриаршеству. Третья глава посвящена патриаршеству Никона. Рассматриваются мероприятия Никона по защите православных христиан востока от западных влияний, распространению влияния московской кафедры на Украину. Особо рассматривается богослужебная реформа Никона и роль в ее распространении печатных изданий. Причина падения Никона видится в противодействии его начинаниям со стороны боярства, не желавшего признавать патриарха главой правительства и равновеликой царю фигурой в государственном управлении...
В настоящее время на основе своей диссертации автор пишет большую книгу о Никоне, и остается надеяться, что со временем и она появится на его замечательном сайте, позволив более всесторонне и глубоко понять личность и деятельность одной из крупнейших фигур русской истории.