Храните
верность Православию!
По поводу
ухода некоторых лиц из лона
Православной Церкви в католичество
или
другое инославное вероисповедание
или пашковщину, толстовщину и
штунду
В печати заговорили о случаях измены Православию со стороны некоторых лиц. Случаи эти, к счастью, довольно редкие, действительно такого рода, что не могут не возмущать верующую совесть православных русских людей, ставящих преданность вере отцов выше всего, выше личного счастья, выше даже самой жизни. И не столько даже огорчают верующих самые эти единичные случаи отпадения от Православия — зло всегда было и будет в мире, — сколько то равнодушие, с которым наше общество относится к этим случаям. Мало того: находятся люди, пытавшиеся даже оправдывать такое вероотступничество и лицемерно толкующие при этом о свободе совести, об искании истины и т. и. Это уже ни с чем несообразно и, действительно, не может не огорчать глубоко всякаго верующего человека. И вот на радость и утешение русским: людям известный и чтимый но всей России кронштадтский пастырь отец Иоанн, 24 февраля сего 1897 г., произнес грозное, обличительное слово на всех отступников от православия. Считаем для себя приятным долгом познакомить с этим высоко-знаменательным словом.
Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящие или ушедшие в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстовщину, — сознают ли они все то, что они оставляют, и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?
Установим определенную точку зрения на Православную Церковь и на другие вероисповедания и секты. Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора-Бога, как гора, великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви — Иисус Христос?
Имя ли одно — Церковь Православная, без действительного православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? Разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?
Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ее истины и православия, ее чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Вссистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава Церкви Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православным верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все апостолы и пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители — Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн? Разве не с нами и не за нас — адаманты православия — преподобные отцы Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосии Печорские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, — знают ли они, каковы были столпы православия все наши благоверные святые князья; Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер православную, особенно же св. благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкий, св. Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверской? Разве пустое зрелище — недавнее прославление новоявленного святителя и чудотворца Черниговского Феодосия? Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские: Петр, Алексей, Иона и Филипп Московские Чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению, — разве он не свидетель об истине и спасительности нашей веры и церкви? Наконец, скажу:
разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины? Но кто отрекается от православия, тот отрекается от общения со всеми святыми, которые, между прочим, потому и называются святыми, что сохранили свято догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры по этому самому, отрекается и от общения с Самим Главою Церкви — Христом. Спрашиваю еще всех и каждого колеблющегося в св. православной вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей св. вере и Церкви. И кто же из православных, разумных и просвещенных, дознавших на опыте спасительность своей веры и ее удовлетворение всему существу нашему, — оставит свое православие и перейдет в другую какую-либо веру? Только одна истинная и всеспасительная в мире вера — вера православная; она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, — чего о других вероисповеданиях сказать нельзя; ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняющими спасение душ. “Небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут”, — говорит Господь. Между тем, в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом, об обоих видах причащения, о главенстве Церкви).
Будем же твердо держаться Св. Церкви и своей православной веры. Только православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко сему миру об истине се.