Хлеб жизни


Аз есмь хлеб, сшедьий с небесе,
И аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки,
и хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть,
юже Аз, дам за живот мира (Иоан. гл. VI, ст. 51).

Я привел вам, дорогие сестры, эти слова Господа нашего Иисуса Христа, который говорил, что Он Сам есть хлеб, сходящий с небес, хлеб такой, что ядущий И его не умрет, но будет жить вовек, хлеб такой, который нужно есть, чтобы жить, и жить вечно. Слова чудные, и полные безконечной любви и благости, показывающие безконечное могущество Того, Кто говорит эти слова, и Что же это за хлеб? Что именно нужно есть? Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира, говорит Христос. Итак, по слову Христову: небесная пища есть плоть Его, которую нужно есть; небесное питие - кровь Его, которую нужно пить. Господь, как Творец Всемогущий, благоволил Сам создать Свою плоть и Свою кровь в утробе Девы, сделаться совершенным человеком, не переставая быть Богом, и доныне благоволит претворять, всемогущим действием Св. Духа, пшеничный хлеб в Истинное Тело Свое и вино - в Истинную Кровь Свою. Божия сила чего не может сделать? Божия премудрость в чем не может открыть источник спасения? И мы это чувствуем, так как после принятия Св. Тайн получаем подкрепление, утешение, очищение, освящение, обновление, мир душевный, радость, сердечный простор, дерзновение.

А если Господь есть истинный хлеб, то мы должны желать этого хлеба не только раз в год, но, по возможности, каждый месяц, каждую седмицу, даже каж-дый день. Почему так? Потому, что это хлеб насущный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущный нужен нам каждый день, то и в небесной пище - в Теле и Крови Христовых - мы нуждаемся также каждый день. Поэтому и в молитве Господней мы молимся: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Здесь под хлебом ра-зумеется не только обыкновенный хлеб пшеничный или ржаной, но и Божественное Брашно: Тело и Кровь Христовы - этот истинный хлеб насущный, т. е. служащий к истинному существованию, к истинной жизни, столь необходимый для жизни, что без него обойтись нельзя, потому что, кроме тела, для поддержания жизни которого требуется хлеб насущный, у человека есть душа, которая не в пример дороже и важнее тела: ей также потребна пища, только иная, чем для тела мы принимаем каждыйдень обыкновенный хлеб, то кто же запретит нам вкушать Божественный Хлеб?

Когда я это говорю, то мне приходит на ум обычай многих бояться Св. Тайн, особенно, например, во время болезни, как будто бы Св. Причастие служит только в напутствие в загробную жизнь, а не во исцеле-ние души и тела и во оставление грехов. В этом заблуждении находятся весьма многие, привыкшие жить жизнью плотскою, жизнью богатых людей, жизнью развлечений, питании своего тела, а не души, одним словом, суетною жизнию, которые мечутся за выгодами житей-скими, а Бога забывают, для них страшно и подумать о соединении с Источником жизни, с Самим Иисусом Христом. Мне самому приходилось видеть во многих этот страх, это отчуждение себя от Животворного и Живоносного Источника спасения, и я удивлялся, потому что большей пользы, лучшего утешения никто и ничто не принесет страждущему, как Св. Причастие.

Есть люди, которые только по нужде и необходи-мости приступают к принятию Св. Тайн раз в год. Это тоже нехорошо, потому что исполняют уже свой христианский долг как бы из-под палки, по необходимости, забывая, что после Причастия вскоре опять впадают в грехи и, таким образом, удаляясь от Бога, пребывают в смерти, потому что грехи производят смерть.

Блаженны те, кто часто с искренним покаянием и искренним испытанием самих себя приступают ко Св. Причащению! Таковые могут совершенствоваться день ото дня, могут приходить в сознавание своей грехов-ности и остаток настоящей жизни употреблять на то, на что он дан нам милосердием Божиим, - на очищение и уврачевание себя чрез покаяние и веру от всех грехов.

Я потому и привел эти слова Спасителя: Аз есмь Хлеб, сшедый с небес. Если Господь называет Себя хле-бом, то мы как можно чаще должны питаться Им, на-сыщать себя этою Божественною Пищею для безсмер-тной жизни.

Я не говорю, что нужно причащаться всем, кто только находится в храме, нет, а тем, которые готовят-ся к этому, тогда и другие, безпечные, нерадивые к вере, к

церкви, ко спасению души, глядя на них, проникаются чувствами благоговения к Богу и Его святому храму.

И слава Богу, что в этом святом храме есть среди вас причастники, часто приступающие к столь великой святыне и обретающие в ней утешение для души и здра-вие для тела. Больно делается на сердце, когда во мно-гих храмах гга призыв диакона, выносящего Св. Дары к народу; со страхом Божиим и верою приступите - иногда никого нет из желающих принять их. Для мно-гих это зрелище обыкновеннное, а для меня это зрели-ще неприятное, потому что Господь всех зовет к Себе, ко всем христианам относятся эти слова: нриимите, ядите Тело Мое... Пейте все Кровь Мою, а ныне у нас многие не только не причащаются, а еще и богохульничают против Св. Тайн... Таков Лев Толстой и все последователи его - наша так называемая интеллигенция. Вот до какого безумства дошли многие! Как же они станут отвечать, когда Господь призовет их на Свой страшный суд, или в день смерти - дать отчет в своих словах и доступках. Что они почувствуют, окаянные, в то время! О, несчастные!

Внимайте же: какое снисхождение и истощание страшное! Единородный Сын Божий жизнь Свою положил за нас на кресте после самых тяжких н мучитель-ных страданий, какие только могли выдумать злые люди! Свою собственуую Плоть и Свою собственную Кровь Он, Милосердый, ради освящения души и тела, ради теснейшего соединения с Богом, во Св. Причастии предлагает верующим. Наше дело со смиренною верою и благодарною любовью принимать от Него такие дары благости Его, какова тайна Пречистого Тела Крови Его. Это чудный - небесный дар, очищающий, врачующий и спасающий нас! И как будут наказаны все презрители Божиих дарований! А вы блаженны, хотя многие и побранивают меня за это, но неразумные вроде тех, которые проповедуют, что кто много причащается, тот с ума сойдет. Я счел нужным то сказать, оберегая чистоту Христова Евангелия, дабы предостеречь вас от этих лиц, не вкусивших и не выразумевших неисповедимого богатства благодати Божией, заключающейся в дарованном нам величайшем таинстве. Аминь.