Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господним
В 3-ю неделю Великого Поста. Крестопоклонную


Я не желаю хвалиться,
разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа,
которым для меня мир распят, и я для мира (Глт. 6, 14).

Так Апостол язычников писал в своем послании к новокрещенным из язычников жителям города Галаты, ревновавшим неправо об иудейском обрезании, т. е., говорит он, вы хвалитесь совершенно напрасно обрезанием, ныне ненужным и упраздненным, как имевшим временное, преобразовательное значение, а я хвалюсь только крестом, которым мне и всем верным даны от Бога все блага, победа, благословение, спасение и жизнь вечная.

В третий воскресный день Великого Поста, на утреннем Богослужении, церковь выносит торжественно из алтаря напрестольный крест для благоговейного поклонения верующим с трогательными песнопениями, изображающими таинство креста или превосходящие всякий ум ангельский и человеческий благодеяния роду человеческому Распятого и умершего на нем по Своему изволению Господа славы.

Этот трогательный обряд делается с тем намереним, чтобы укрепить и утешить истиинно постящихся христиан в подвиге поста и молитвы и в тех острых искушениях, коим подвергаются подвижники от злых и лукавых духов, нападающих с особенною силою на борющихся с ними. Как бы Сам Распятый говорит постящимся: Я ради вас постился и молился четыредесятицу дней и ночей, и победил общаго врага вашего, сокрушившаго и убившаго вас; подвизайтесь и вы мужественно и терпеливо, побеждайте его и вы с помощью Моею; ибо сей род бесовский побеждается только молитвою и постом (Мр. 9, 29). Я за вас претерпел добровольно крест и смерть и крестом разрушил ад и смерть и из мертвых воскрес, положив начало общему воскресению рода человеческого, и дал вам крест Мой, как верное оружие и непобедимую победу и одоление на врагов невидимых. Вспоминайте же благодарно Мои страда-ния и смерть, с любовию за вас претерпенные, и не забывайте благодеяний креста и силы его, разорившей ад и даровавшей благословение и жизнь человечеству и отверзшей заключенное небо.

Вот для чего выносится в середине поста крест и бывает поклонение ему или - вернее - Распятому на нем. Мы с любовию, со страхом и благодарением должны все вспоминать добровольные страдания за нас Христа и усердно распинаться Нму или распинать свои пагубные плотские страсти, делающие нас врагами Богу и нам самим и жалкими рабами диавола, усиливающегося всех нас низринуть в пропасть адскую. Не пустые эти слова: диавол и ад, а действительные существа или силы действительные. Никто другой, а Сам Господь Бог и Человек победил их, и Он один может избавить лю-дей от власти и мучительства их. Верующие и искренно кающиеся спасутся от них, а неверующие погибнут за неверие и ожесточение.

Как относятся наши интеллигенты, неблагонамеренные писатели и многие учащие и учащиеся к этому святому и животворному орудию нашего спасения - кресту? Они по невежеству и легкомыслию не хотят чтить креста, и не кланяются ему, и не считают его нуж-ным для себя - значит, переучились и из света христи-анского вступили в непроглядную тьму бесовскую: возгордились сатанинскою гордостию и забыли Того, Кто, будучи Богом, смирил себя ради нас до смерти, и смерти крестной (Фил. 2- -8), чтобы дать нам Собою образец смирения и терпения и пример послушания Богу и властям земным. Без веры, смирения, терпения и послушания никто не угодит Богу и не избегнет страшного, правдивого суда Его - вечного огня и ужасного тартара. Но, впрочем, недоучки и переучки не верят и в личного, Праведного, Всемогущего и Безначального Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ; верят бредням еретика Толстого и подобных ему безверов, а не Богу Истинному, и потому живут и действуют так, как будто никому не 'удут давать ответ в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти. Вольному - воля и безумному - безумие, ибо обуй Бог премудрость мира сего (1 Кор. 1, 20), но истина Господня пребывает веч-но и ни одна йота и ни одна черта не прейдет от закона, Доколе не исполнится каждое слово Нвангелиядо йоты (Мф. 5, 18). Тот, Кто есть самая вечная истина, солгать не может.

По-видимому, скоро наступит день второго пришествия Христова, ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели (антихрист), противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею... Тайна беззакония уже в действии (еще во времена апостольские), только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (самодержец, удаления которого домогается известная публика), и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины (слышите за что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине (Евангелия и Церкви), но возлюбившие неправду: а теперь исчезла правда и по-всюду неправда, и в печати и в жизни. Закончу слово словами Апостола: мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине (ведь вы верите истине?), избрал вас ко спасению для достиже-ния славы Господа нашего Иисуса Христа. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбив-ший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (Фесс. 2,3-17). Аминь.