Богочеловеческое и
гуманистическое просвещение
Просвещение представляет собой факт, имеющий место на протяжении всей истории человеческого рода и свидетельствующий о том, что человек - это несовершенное существо. Об этом свидетельствуют все философии, религии, все науки и культуры. Человек есть нечто, требующее завершения и усовершенствования, поэтому главная цель просвещения - это усовершенствовать человека. Но здесь возникает серьезный вопрос: чем и как усовершенствовать человека?
Человек, с какой бы стороны мы ни пытались его понять, своим существом жизненно связан и с другими существами, и с другими мирами. Он ни в коем случае не замкнутая монада Лейбница, Всей своей жизнью, и физической, и психической, человек, сознательно или не осознавая того, вольно или невольно, но постоянно вплетает себя в грандиозную и необозримую ткань космической жизни. Просвещение, если оно истинно человеческое, должно исходить из этого очевидного факта как из основного логического тезиса. А когда в истории человеческого рода идут поиски совершенного человека, то наше сознание не может избавиться от мучительного вопроса: кто это - совершенный человек?
Платон? - Но от гнетущего сознания своего несовершенства Платон устремился к миру высшему - миру вечных идей и идеалов, Значит, он - не совершенный человек.
Или Будда? - Но преследуемый мучительным чувством своего человеческого несовершенства, Будда все стремления человеческого существа к совершенству вверг в царство вечной неощутимости и несоощутимости - Нирвану. Значит, и он - не совершенный человек
Или Моисей? - Но измученный страшными бедствиями своего народа и своей личной беспомощностью, Моисей непрестанно вопиял к Небу о помощи и неутолимую горечь своего человеческого существа растворял пророческими видениями о будущем Мессии и Спасителе. Значит, и он - не совершенный человек
Может быть это Магомет? - Но мучимый кровожадностью своего ада и сладострастием своего рая, Магомет шествует по этой планете, огнем и мечом осуществляя свои "пророческие сны", с восторженным фанатизмом сея повсюду смерть и оставляя за собою трупы "неверных". И он - не совершенный человек
Или Кант? - Измученный несовершенством человеческого существа, Кант, сжатый тесной оболочкой рационалистического критицизма, все человеческое вверг в пропасть иррациональной "вещи в себе" и оставил его неизвестному и ужасному. Значит, и он - не совершенный человек
Шекспир? - Но в своем страстном желании Совершенного и Законченного Шекспир во множестве своих жутких трагедий переживает человеческое несовершенство, открывая человеку высший духовный мир, оставляет его на этом пути удивленным и растерянным,
Гете? - Измученный драмой человеческого существа, в которой Мефистофель играет главную роль, Гете своим предсмертным криком: "Licht, mehr Ucht!" (Света, больше света!) не открыл ли нам, сколь несчастным отошел он на тот свет? Значит, и он - не совершенный человек.
Или Толстой? - Но в своей постоянной и беспощадной борьбе с несовершенством человеческого существа Толстой пришел к такому душевному смятению, что перед смертью в невыносимой агонии духа оставил все, что имел в этом мире, и бежал из своего дома и от родных, думая убежать от себя самого, от своего мучительного несовершенства и трагической незаконченности. Значит, и он - не совершенный человек
Или, наконец, Ницше? - Но потрясенный трагедией человеческого несовершенства в этом мире. Ницше в невыносимой тоске по высшему, совершенному и законченному человеку сошел с ума; не нашедший и не узнавший совершенства человек.
Так, друг за другом, от первого до последнего человека, перед нами целая процессия несовершенных, не узнавших совершенства людей. А посреди них Он - таинственный и чудесный Богочеловек Божественно совершенен и человечески реален. Его человеческое добро - Божественно совершенно; Его человеческая истина - Божественно совершенна, - так же и Его любовь, Его правда, Его милосердие, Его сострадание, Его бессмертие, Его вечность, Его красота - все это человечески реально, но и Божественно совершенно и законченно. Не удивляйтесь этому: все человеческое Он преобразил в Божие, усовершенствовал и закончил Божиим. Одним словом, в Нем весь человек Божественно совершенен и закончен.
Вы не верите? - Попробуйте представить или более совершенного Бога, или более совершенного человека, чем Христос. Ни вы, ни коллективная человеческая мысль не смогут этого сделать, ибо все Божественные совершенства во Христе человечески реальны и конкретны.
И Божественная Истина, и Божественная любовь, и Божественная правда, и Божественная доброта, и Божественная красота в Нем присутствуют - во всей их человеческой конкретности, потому Он и есть тот совершенный и законченный человек, которого род человеческий, мысль и сердце человеческое ищут во всех своих религиях, философиях, науках, культурах, искусствах. Применительно к просвещению этот вывод гласил бы: Христос есть тот идеальный человек, которого человеческое просвещение ищет как свою цель, идеал и смысл. Зная Его, мы знаем, что это такое - настоящий, идеальный, совершенный человек В Нем мы имеем образец Первообраза, по которому каждый человек может построить себя идеально добрым, праведным, идеально совершенным, может завершить себя как человека - и это без больших и непреодолимых трудностей, ибо Он каждому стремящемуся к совершенству дает Божественные силы, позволяющие ему все Божественное сделать своим - человеческим; и Его Божественную справедливость, и Его Божественную истину, и Его Божественную любовь, и Его Божественную доброту.
Мы говорим уже о главном пути Богочеловеческой философии просвещения, которого и план, и составные части, и программа, и душа, и дух - все евангельское, все Богочеловеческое. Все его ценности - Божественные, все способы и средства - евангельские. В нем Бог всегда на первом, а человек на втором месте: человек и живет, и мыслит, и чувствует, и действует Богом, а значит, человек просвещается Богом, не какими-то абстрактным, трансцендентным, наднебесным, платоновско-кантовским Богом, но Богом непосредственной земной действительности и человеческой конкретности, Богом, Который стал человеком и человеку даровал все Божественное, бессмертное, вечное. Поэтому в человеческом роде только Он, Богочеловек Христос, мог и умел указать путь к Божественному совершенству: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48), - и это Божественное совершенство поставить и целью жизни, и целью просвещения, и целью культуры, и целью любой человеческой деятельности. Но сделав это, Он в то же время дал людям и все необходимые средства и силы для достижения Божественного совершенства, Это суть евангельской добродетели: вера и любовь, пост и молитва, кротость и смирение, милосердие и доброта, надежда и терпение, справедливость и истина. Будучи осуществлены, эти добродетели делают человека свя-тым, а значит, и совершенным. Такой человек знает и подлинный смысл мира, и подлинный смысл жизни и всем своим существом трудится над осуществлением поставленной цели во всех областях человеческой деятельности. Вечно живой Богочеловек Иисус Христос постоянно дарует человеку свои бессмертные силы и созидает его во святых добродетелях. Сотканный из святых добродетелей, такой человек постоянно черпает все бессмертные силы из Вечно живого Богочеловека, Поэтому он ощущает себя бессмертным и вечным уже в этой жизни, на этом свете, и поэтому в каждом человеке он видит вечное бессмертное существо. Евангельские добродетели - это проводники Божественного света, каждая из них направляет в человека луч этого света, и потому святой светит и просвещает. Он носит в себе "Свет мира", который ему освещает весь мир, и он видит вечный смысл этого мира и его ценность. "Свет мира" есть в то же время и "Свет жизни", который освещает путь, ведущий человека в бессмертие и жизнь вечную, В человеческом мире свет и жизнь суть синонимы, как синонимы - тьма и смерть.
Обратимся за примером к истории сербского православного народа. Святой Савва - самый великий сербский святой и просветитель. Просвещение - это всего лишь проекция святости, сияние святости: святой светит и этим освещает и просвещает, Просвещение полностью обусловлено святостью; настоящий просветитель, в действительности, святой, и без святого нет просветителя, без святости нет просвещения. Святость есть святость Божественным светом. Истинная просвещенность есть сияние святости, только святые истинно просвещены, ибо Божественною святостью они преисполнили все свое существо, подвизаясь в евангельских добродетелях, и этим вытеснили из себя мрак греха и тьму порока. Евангельская святость и праведность и живет, и дышит, и сияет, и действует Божественным светом, Освящая, она в то же время и освещает, и просвещает. Об этом нам говорит и сама этимология сербского слова "просвета" которое, происходит от церковнославянского слова "просвещение", т.е. освещение (озарение) светом.
Да, "просвещение" значит "освящение светом", и это через освящение Духом Святым, Духом Христовым, Который есть Творец, Носитель и Податель света и святости; поэтому освященные и просвещенные Духом Святым святые - это просветители. Св. Савва Духом Святым породил (ср. 1 Кор. 4, 15) и возродил своих духовных чад - сербов - и направил их по пути освящения с помощью евангельских добродетелей. Об этом выразительно говорит тропарь св. Савве: "Пути вводящего в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель был еси: первое бо пришед, святителю Савво, Отечество твое просветил еси, и породив тое Духом Святым, яко древа маслинная в мысленном рай насадил еси всеосвященная твоя чада. Тем яко Апостолом и святителем сопрестольна чтуще тя, мо-лим: моли Христа Бога даровати нам велию милость" (память 12 января ст. ст.). Наученный св. Саввой, наш народ навсегда отождествил понятие просвещения с понятием святости, понятие просветителя с понятием святого, и все это олицетворил во св. Савве как в своем первом и самом великом святителе и просветителе, который всегда будет самым первым и самым великим, поэтому в нашем святосавском (буквальный перевод - пер.) народном сознании Церковь и школа - неразделимы: они и существуют, и живут, и растут один помощью другого.
Просвещение без святости, без освящения Духом Святым, без совершенствования и "достраивания" человека Богочеловеком придумала Европа в своем гуманистическом идолопоклонстве, без различия, проявляется ли оно в обожествлении папы, культуры, науки, техники, политики или моды. Во всем этом главное одно: и человека, и общество, и мир привести в порядок без Бога, без Христа. Также и в просвещении главное: просветить человека и человечество без Христа Бога. В этом стремлении гуманистическое просвещение принялось за создание нового человека, план которого предельно прост в новом человеке не должно быть ничего Христова, - и Европа начала создавать человека, общество и все человеческое без Бога.
Возрождение во многие сердца вселило надежду. Католицизм едва не погубил человека своим схоластицизмом в философии и иезуитизмом в этике, он выпил у европейского человека его творческие силы. Первейшей потребностью Возрождения было: обновить европейского человека гуманистическим духом древней Эл-лады и так предотвратить его смерть. Это можно было сделать:
1) удалением европейского человека от Христа; 2) устранением всех связей, которые его соединяют с высшим, невидимым миром.
Появляется Руссо: человека нужно возвратить природе и изгнать из него все надприродное, "сверхъестественное"; что природно, то прекрасно; природный человек - самый лучший человек. - в этом вся этика и педагогика Руссо.
Руссо много взял у природы и внес в человека. Но встает вопрос: что есть существо, природа самого человека? - Чувства - отвечает сенсуалистическая философия в лице Локка. Человек как чувство - вот настоящий человек Все существо, природа человека выводится из чувств и сводится к ним. Если отбросить все ненужное человеку, то останутся чувства, которые и делают человека человеком.
Но человек, сведенный к чувствам, слишком примитивен и груб. И вот рационалистическая философия во главе с Декартом и Кантом предлагает новый тип человека: человек как разум. Человек - это прежде всего рациональное существо, только разум и делает человека человеком, а все остальное в человеке слишком посредственно, чтобы претендовать на главное место в его существе.
"Упущено самое главное в человеке!" - протестуют волюнтаристы в философии, которых возглавляют Шопенгауэр и Штирнер, - человека нельзя сводить ни к чувствам, ни к разуму, он не есть ни то, ни другое; он есть прежде всего воля - вот сущность настоящего, истинного, нового человека.
Затем в поисках нового человека Европа обратилась к низшим существам и среди них начала искать предков человека, и взяв за основу животное, некоторым образом создала человека без Бога. Было много и радости, и истерического, обезьяньего визга, когда над Европой прогремела гипотеза, что человек произошел от обезьяны и других млекопитающих. Тогда в мир европейской неповоротливости и болезненной мысли ворвался Ницше со своими молниями, бурями и землетрясениями и с самомнением пророка и поэта провозгласил миру свое евангелие о сверхчеловеке. Будучи более страстным в мыслях, нежели в чувствах, он из волюнтаризма Шопенгауэра и эволюционизма Дарвина сделал смелый и логический вывод если обезьяна - переходная ступень к человеку, то почему человек не может быть переходной ступенью к сверхчеловеку? Да, человек есть нечто такое, что нужно преодолеть и превзойти. "Что значит обезьяна для человека? Смех и жалкий стыд." Также и человек для сверхчеловека должен быть смехом и жалким стыдом. Сверхчеловек есть смысл земли и цель истории, у него есть четыре главных принципа. 1) Нужно убить Бога. "Вы - высшие люди, - обращается к своим ученикам Заратустра, - этот Бог был самой большой для вас опасностью". Но не бойтесь; умер Бог, - говорит Заратустра, нет больше опасности для вас, нет больше препятствий явлению сверхчеловека. 2) Не щади ближнего: падающего ударь еще раз. 3) Главное - это моя воля к могуществу, дерзкая и беспощадная воля к могуществу. 4) Все дозволено, для сверхчеловека нет ни добра, ни зла; он живет по ту сторону добра и зла, по ту сторону истины и заблуждения, по ту сторону совести и ответственности.
Итак, завершена драма гуманизма, создан новый человек - сверхчеловек. Из эмбриона Руссо гуманистический человек развился в сверхчеловека, человек эпохи Ренессанса завершен сверхчеловеком. Но что такое по существу сверхчеловек и из чего он сделан? - Весь он - это только один инстинкт, инстинкт самосохранения. Но разве из одного инстинкта может быть создана хотя бы и маленькая букашка, а тем более самое сложное на земле существо - человек? Во всем животном мире, насчитывающем более 600 тыс. видов живых существ, нет ни одного мотылька, жизнь которого была бы в одном инстинкте, хотя бы это и был инстинкт самосохранения. А Ницше один единственный инстинкт провозгласил сущностью сверхчеловека, и потому сверхчеловек, в действительности, есть существо, низшее человека, а значит, и не человек. Если хотите, сверхчеловек - это самая удачная карикатура на человека на нашей помраченной планете.
Что касается сверхчеловека, касается и его гуманистических предков. Природный человек Руссо есть не что иное, как получеловек ибо у него отобрано все сверхъестественное, а получеловек - это то же, что и нечеловек, ибо в нем беспрепятственно возросло все естественное зло, чему способствовало и гуманистическое просвещение.
А локковский человек как чувства? - это обломок человека, названный человеком, но это новый урод, новая карикатура на человека. Что суть чувства без души? - Скрипка с пятью струнами, но без скрипача.
А кантовский человек-разум есть вырезка из человека, названная человеком. Где мир человеческих отпущений, в котором и наш рай, и наш ад? - разве без этого человек может быть человеком?
Нет, и кантовский человек - это карикатура на человека.
А в человеке Шопенгауэра-Ницше? где душа со своими бесконечностями, где совесть, где сострадание разве без этого человек может быть человеком? Нет, и это карикатура на человека, только новая карикатура.
Такова гуманистическая выставка новых людей: повсюду карикатура рядом с карикатурой, урод рядом с уродом. Гуманистическое просвещение заселило Европу уродами. Повсюду суть искалеченные люди, обломки человека; нигде нет целого человека. Это страшная выставка: европейский человек без Бога гуманистическим просвещением превращен в урода.
Нужен плач Иеремии: европейский человек совершил свою миссию: создал нового человека без Бога и души. Но где он - этот новый человек, сверхчеловек? Увы, он не существует как индивидуальная личность, но существует как коллективная сила, опустошающая Европу и гуманистической философией, и гуманистической культурой, и гуманистической техникой, и гуманистическим просвещением, и гуманистической цивилизацией. Так сложился специфический тип европейского человека: гольбаховский I'homme machine, homo faber, homo technicus, человек без Бога и души, робот, А робот тем робот, что не знает, не признает ни Бога, ни души, и в этом его особенно и поддерживает экспериментальная психология - Psychologie ohne Seete (психология без души). Это европейская гуманистическая наука о душе, не признающая ее (души) существования. И перед ней пресмыкаются многочисленные европейские роботы как перед непогрешимым божеством.
Европа, за период от Ренессанса и до наших дней; превратилась в фабрику роботов, а робот - это самый жалкий, самый уродливый, самый "нечеловеческий" тип человека. После убийства Бога и своей души европейский человек уже несколько десятилетий совершает постепенное самоубийство, ибо оно неуклонно, неизменно следует за богоубийством. Безбожное просвещение втянуло Европу в такой мрак, в какой никогда не попадал ни один континент. В этом мраке никто никого не может распознать, никто никого не признает за брата.
Какова цель просвещения, если не просветить человека, осветить ему все кручи и ямы и изгнать из него все темное? А человек без Бога, без Христа, без этого единственного Света, как сможет развеять космический мрак и как изгонит тьму из себя? Со всем своим светом человек без Бога есть лишь светлячок в бесконечном мраке Вселенной, а его наука, его философия, его просвещение, его культура, его техника, его цивилизация суть крошечные свечки, которые он жжет во мраке земных и космический событий, А что значат эти свечки в бесконечности ночи индивидуальных, социальных, национальных, интернациональных событий и проблем? Разве не все они уже погасли, и разве не опустился на Европу густой и тяжелый мрак?
С безумием граничит легкомысленная вера во всемогущество гуманистической науки, культуры, техники, просвещения. Под пагубным влиянием этой легкомысленной веры европейское гуманистическое просвещение вызвало конфликт между школой и Церковью, означающий для нашего православного народа катастрофу. Под влиянием его и наш человек начал превращаться в робота.
Чтобы избежать окончательной катастрофы, существует лишь один выход: принять Богочеловеческое просвещение и полностью ввести его во всех школах, от начальной до высшей, во всех просветительских. народных государственных учреждениях. Богочеловеческое просвещение сияет, освещает и просвещает единственным на небе и на земле истинным и неугасимым светом - Богочеловеком Христом. Его никакая тьма не может ни угасить, ни объять (Ин. 1, 5); Он (свет), Богочеловек Иисус Христос, изгонит всю тьму из человека, из общества, из народа, из государства. Он, единственный истинный Свет, освещает до сокровенной глубины каждого человека и в каждом нам открывает нашего вечного, бессмертного Божественного брата, И этот свет нас учит, что и проблема человека, и проблема общества, и проблема нации, и проблема человечества могут быть легко и ясно поняты и решены только тогда, когда и человека, и общество, и нацию, и человечество можно будет увидеть в свете Богочеловека Иисуса Христа.
Главные направления и особенности Богочеловеческого просвещения можно было бы сформулировать так
1) человек - существо, которое наиболее идеально и наиболее реально можно усовершенствовать Богочеловеком;
2) совершенствование человека Богочеловеком осуществляется с помощью евангельских добродетелей;
3) просвещенный человек в каждом человеке видит своего вечного, бессмертного брата;
4) любая человеческая деятельность: философия, наука, ремесло, земледелие, искусство, просвещение, культура - получает свою непреходящую ценность лишь тогда, когда будет освящена и осмыслена в Богочеловеке;
5) истинная просвещенность достигается святой жизнью по Христову Евангелию;
6) святые суть самые совершенные просветители; чем более свято живет человек, тем лучший он воспитатель и просветитель;
7) Церковь есть Тело Христово, а школа есть часть этого Тела;
8) в центре всех центров, всех идей и всякой деятельности стоит Богочеловек Христос и Его Богочеловеческое Тело - Церковь.