Благодать
От Божественной полноты, воплощенной в Богочеловеке Христе, непрестанно изливаются бесчисленные и неизмеримые Божественные силы, необходимые человеческому существу для спасения, обожения, введения в Церковь, становления причастником Христа, причастником Духа Святого и частью Святой Троицы, которые называются одним словом: благодать. Все эти Божественные силы во всей полноте имеют Богочеловеческие свойства и характер, поэтому они полностью находятся в Богочеловеческом Теле Церкви, существуют от него и через него. В Церкви все Богочеловеческое, ибо все принадлежит Богочеловеку, поэтому в ней нет ничего вне Богочеловеческого. Наше спасение - наше обожение - не что иное, как наше непрестанное исполнение и преисполне-ние благодатью. В Церкви и Церковью благодать есть безбрежный океан Божественных сил, которые непрестанно действуют в Богочеловечсском организме Церкви. Богочеловеком Иисусом Христом, который есть Церковь, нам дарованы все Божественные силы, потребные для жизни и благочестия на этом и на том свете (ср. 2 Петр. 1,3-4).
Богочеловеку, как Личности и как Церкви, противостоит человек со своей богоподобной природой. Созданный богоподобным, человек владеет богоподобной свободой, огромной и непостижимой свободой. Имея свободную волю, человек может даже и Бога отвергнуть, и диавола принять; и еще: человек может стать и "богом по благодати", и диаволом по своей свободной воле. Богомудро использованная свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Ним; использованная во зло, она приводит его к диаволу и соединяет с ним. История человеческого рода - красноречивый этому свидетель. Бог потому и стал человеком, чтобы как Богочеловек, в Богочеловеческой Своей Личности, показать и научить человека, как можно богомудро руководить своей свободной волей и из себя благодатью построить благодатного, христоподобного человека и достичь совершенства своего богоподобного существа, А чтобы для достижения этой цели дать человеку силы, Он на Себе, Богочеловеке, основал Церковь с ее святыми таинствами и святыми добродетелями. Становясь "сопричастником" Богочеловеческого Тела, Церкви (Еф. 3, 6), посредством святых таинств и святых добродетелей, человек достигает Богом поставленной цели: становится "богом по благодати". Вся спасительная и Божественная мудрость человека-христианина состоит в том, что он всю свою свободную волю добровольно подчиняет Божественной воле Господа Иисуса Христа; взирая на Самого Господа Иисуса Христа, Который в Своей Богочеловеческой Личности Свою человеческую волю добровольно подчинил Своей Божественной воле. Это Богочеловеческое отношение между волей Божественной и волей человеческой имеет силу самого совершенного закона и самого необходимого правила в Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви: свою человеческую волю добровольно подчинять Божественной воле Господа Иисуса Христа, и так посредством святых таинств и святых добродетелей достигать своего спасения, обожения и жизни вечной в царстве любви Христовой.
В Богочеловеческом Теле Церкви присутствует вся благодать Троического Божества, спасающая от греха, смерти и диавола, возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом и со всем Троическим Божеством и делающая нас Их частью. Но каждому из нас дается эта благодать "по мере дара Христова" (Еф. 4, 7). А Господь Иисус Христос отмеряет каждому благодать по его труду (1 Кор. 3, 8): по труду в вере, в любви, в милосердии, в молитве, в посте, в кротости, в покаянии, в смирении, терпении и в остальных святых добродетелях и святых таинствах. Провидя Своим Божественным Всеведением, как каждый из нас будет пользоваться Его благодатью и дарами, Господь Иисус Христос и разделяет дары Свои "каждому по его силе" (ср. Мф. 25,15). Однако от нашего личного труда и умножения Божественных даров Христовых зависит наше место в животворящем Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви, которая, как единое и неделимое небесное и земное Богочеловеческое существо, простирается от земли и выше всех небес над небесами. Насколько полнее человек живет полнотой Христовой благодати, настолько больше он имеет даров и настолько обильнее произливаются на него как на причастника Христова Богочеловеческие силы Церкви, очищающие нас от всякого греха и преображающие в живое Богоподобие. При этом каждый из нас живет во всех и ради всех, ибо все мы одно тело. Поэтому каждый и радуется дарам своих близких, особенно когда они превосходят его собственные дары.