Пятидесятница

Что такое Богочеловек Христос: что в Нем Бог, а что человек? Как познается Бог в Богочеловеке, и как человек? Что нам, людям, Бог даровал в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это открывает нам Дух Святой - "Дух Истины" - открывает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем и о человеке в Нем, и то, что все нам даровано Им. А что все? - Дарованное нам неизмеримо превосходит все, что видел глаз, слышало ухо и приходило на сердце человеку (ср. Ин. 15,26; 16,13; 1 Кор. 2,4-16; Еф. 5,5).

Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Богочеловеческое Тело Свое - Церковь и этим подготовил земной мир для пришествия, жизни и деятельности Святого Духа в Теле Церкви как Души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как Живо горящая Душа (Деян. 2, 1-47). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляли в день Пятидесятницы святые Апостолы и Богородица своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса Христа как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Духа Святого в Богочеловеческом Теле Церкви происходит ради Богочеловека (ср. Ин. 16, 7-13; 15, 26; 14, 26); "Его же ради и Дух Святый в мир прииде" (Молитва акафиста Иисусу Сладчайшему), Все в Бого-человеческом домостроительстве спасения установлено Господом

Иисусом Христом и совершается Им и в Нем - Богочеловеком. Также и деятельность Святого Духа - вся она единосущна Богочеловеческому подвигу спасения мира Иисусом Христом, Бессмертные дары Троического Божества и Самого Духа Святого в день Пятидесятницы снизошли только на святых Апостолов - на святую апостольскую веру - на святое апостольское Предание - на святую апостольскую иерархию - на все, что апостольское - на все, что Богочеловеческое.

Духов День, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрерывно продолжается в Церкви с невыразимой полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (ср. Деян. 10,44-48; 11,15-1б; 15, 8-9; 19, 6). Все в Церкви совершается Духом Святым, от самого малого до великого, Когда священник перед каждением благословляет кадило, он молит Господа Иисуса Христа о "ниспослании благодати Пресвятого Духа". Когда несказанное чудо Божие - Святая Пятидесятница - вновь совершается при хиротонии епископа, то даруется вся полнота благодати, и этим наглядно подтверждается, что вся жизнь в Церкви осуществляется в Духе Святом. Нет сомнения: Господь Иисус Христос Духом Святым в Церкви, а Церковь Духом Святым в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус Христос - глава и тело Церкви, а Дух Святой - ее душа (1 Кор. 12, 1-28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой положил Себя основанием Церкви - основанием Тела Христова, "совершив воплощение Слова во Святой Деве" (Осмогласник Глас I, В неделю утра, на полунощнице, Канон Пресвятой Троице, песнь 1).

Итак, каждое святое таинство и святая добродетель - это малый Духов День, ибо Дух Святой сходит на нас, сходит существенно, ибо Он - "богатство Божества", Он - "благодати пучина", Он - "благодать и жизнь всякой твари" Духом Святым Господь пребывает в нас, и мы в Нем - об этом нам свидетельствует присутствие в нас Святого Духа. Мы Духом Святым живем во Христе, и Он в нас, - и это знаем "по Духу, который Он дал нам" (1 Ин. 3, 24), Наш человеческий дух Духом Святым научается по-настоящему правильно познавать Христа. Что есть в Боге и в Богочеловеке, мы знаем по Духу Божиему, Которого Он нам дал (ср. 1 Ин.4,15;1Кор.2,4-1б).

Для познания Богочеловека Христа, одного из Лиц Святой Троицы, нам нужна помощь остальных двух Лиц: Бога Отца и Бога Духа Святого (ср. Мф. 11, 27; 1 Кор. 2, 12). Дух Святой есть "Дух премудрости" (Еф. 1, 17), и получающий Его человек исполняется Божественной премудростью. Дух Святой есть "Дух откровения" (Бф. 1, 17). Божественною Премудростью Он в сердце верующего открывает тайну Иисуса Христа - Богочеловека, и такой причастник Святого Духа приходит к истинному познанию Христа. Никакой человеческий дух никакими усилиями не в состоянии познать тайну Христа в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте - это человеческому духу открывает только Дух Святой, почему и называется Он "Духом откровения" (Еф. 1, 17; 3,6; 1 Кор. 2, 10). По этой причине Апостол-духовидец и говорит; "Никто не может назвать Иисуса Господом - как только Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Дух Святой как "Дух Истины" и "Дух откровения" вводит и всякую истину Богочеловеческой Личности Христа и Его Богочеловеческого домостроительства спасения и учит нас всему, что Христово (Ин. 16,13; 14, 26; 1 Кор. 2, 6-16). Это и есть причина того, что все Евангелие Христово, со всеми своими Богочеловеческими фактами, называется Откровением. И это причина того, что в Церкви всяческий чин, дело, служба, тайна, работа - совершается призыванием силы и благодати Святого Духа.

Словом, вся жизнь Церкви, во всех своих бесконечных Богочеловеческих проявлениях, ведется и руководится Духом Святым, Который всегда пребывает в Господе Иисусе Христе, поэтому в Святом Евангелии и сказано: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8, 9). Подобно Херувиму погруженный в Богочеловеческую тайну Церкви, как в самую чудесную и великую тайну Божию, св. Василий Великий восклицает: "Дух Святый созидает (творит, строит) Церковь Божию".