Свойства Церкви
Свойства Церкви бесчисленны, ибо, по существу, это свойства Богочеловека Господа Иисуса Христа, а через Него - и Троического Божества. Но святые и богомудрые отцы 2-го Вселенского СоборА, руководимые Духом Святым, свели их в 9-ом члене Символа веры к четырем: "Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". - Вот свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостольство, - все они вытекают из самого существя (природы) и цели Церкви. Они ясно и точно определяют характер Православной Христовой Церкви, которым она, будучи Богочело-зеческим установлением и сообществом, отличается от всех человеческих сообществ,
1. Единство и единственность Церкви
Как Личность Богочеловека Иисуса Христа одна и единственная, так и Церковь, основанная Им, в Нем и на Нем, одна и единственная. Единство Церкви неминуемо вытекает из единства Личности Богочеловека Господа Иисуса Христа. Богочеловеческий организм органически един и единственен, поэтому Церковь не может разделяться ни по какому закону, ибо всякое разделение означало бы ее смерть. Вся в Богочеловеке, она является прежде всего Богочеловеческим организмом, а затем уже Богочеловеческой организацией; в ней все Богочеловеческое: и естество, и вера, и любовь, и крещение, и евхаристия, и любое святое таинство, и любая святая добродетель, и все ее учение, и вся ее жизнь, и все ее бессмертие, и вся ее вечность, и все ее устройство, - все в ней Богочеловечески едино и неделимо: и освящение, и обожение, и спасение, и соединение со Христом и Святой Троицей. Все в ней органически и благодатно связано в одно Богочеловеческое Тело под одной Главой - Господом Иисусом Христом, и все ее члены, всегда целостные и единственные как личности, соединены одной Благодатью Святого Духа через святые таинства и святые добродетели в органическое единство, составляют одно тело, исповедуют одну веру, которая их соединяет с Господом Иисусом Христом и между собой.
Богоносные Апостолы боговдохновенно говорят о единстве и единственности Церкви, обосновывая это единством и единствен-ностью ее основателя - Господа Иисуса Христа: "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3,11).
Помимо святых Апостолов, святые отцы и учителя Церкви с мудростью Херувимов и ревностью Серафимов исповедуют единство и единственность Православной Церкви, поэтому понятна их пламенная ревность при всяком отделении и отпадении от Церкви и их строгое отношение к еретикам, ересям и расколам. В этом отношении исключительную важность имеют святые Вселенские и святые Поместные соборы. По их мнению, Церковь не только одна, но и едина. Как у Господа Иисуса Христа не может быть нескольких тел, так у Него не может быть и нескольких Церквей, отсюда: разделение, раздел Церкви есть явление онтологически и по существу невозможное. Разделений Церкви никогда не было и не может быть, а были и будут только отпадения от Церкви; так нежелающие приносить плода ветви засохшими отпадают от вечноживой Богочеловеческой лозы - Господа Иисуса Христа (ср. Ин. 15, 1-6). От единой и неделимой Церкви в разные времена отделялись и отпадали еретики и раскольники, и этим отделением они перестали быть членами Богочеловеческого Тела Церкви. Так сначала отпали гностики, затем ариане, а за ними духоборцы, монофизиты, иконоборцы, католики (включая будущих протестантов), униаты... - словом, все члены еретическо-раскольнического легиона (ср. Мк. 5,9).
Благодаря Своей Богочеловеческой природе, Церковь, несомненно, единственная организация в земном мире, а в этой ее природе заключается и вся ее святость. В действительности, она является Богочеловеческой мастерской освящения людей, а через них - и всех остальных тварей, Она свята как Богочеловеческое Тело Христа, которому Сам Христос - бессмертная Глава, а Дух Святой - бессмертная душа, поэтому в ней все свято: и ее учение, и ее благодать, и ее таинства, и добродетели, и все ее силы, и все ее средства, которые она имеет для освящения людей и тварей. Из безграничного человеколюбия воплощением став Церковью, Господь Иисус Христос освятил ее Своими страданиями, Воскресением, вознесением, учением, чудотворениями, молитвою, постом, таинствами и добродетелями, - словом: всей Своей Богочеловеческой жизнью. "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5,25-27).
Но Евангельская и вся последующая история благовестия такова: Церковь полна и переполнена грешниками, но умаляет ли, нарушает ли, уничтожает ли их присутствие святость Церкви? Нисколько, никоим образом, ибо неумалима и неизменна святость ее Главы - Иисуса Христа и Святость ее Души - Духа Святого, а так же вечно и неизменно святы ее Божественное учение, таинства и добродетели. Церковь - Богочеловек Иисус Христос - с кротким терпением принимает грешников, наставляет их, стараясь пробудить их и побудить к покаянию, духовному оздоровлению и преображению, и Святость Церкви их пребыванием в ней не умаляется. Только грешники нераскаянные, упорствующие во зле и богоборческой вражде, отсекаются от Церкви видимыми действиями Богочеловеческих церковных властей или невидимым действием суда Божия, поэтому и е таком случае сохраняется святость Церк-ви. "Извергните развращенного из среды вас" (1 Кор. 5,13).
Святые отцы и в своих трудах, и на святых соборах исповедали святость Церкви как ее существенное и неизменное свойство. Отцы же 2-го Вселенского Собора возвели святость Церкви в догмат в 9-ом члене Символа Веры. Остальные соборы также подтвердили это.
3. Соборность Церкви (кафоличность)
Сама Богочеловеческая природа Церкви всеохватывающа, соборна, охватывающа всю Вселенную Богочеловека- Господь Иисус Христос Собой и в Себе самым совершенным и полным образом соединил Бога и человека, а через человека - и всю тварь. Судьба твари, по существу, связана с человеком (Рим. 8, 19-24). Своим Бо-гочеловеческим организмом Церковь охватывает "все, что на небе-сах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли" (Кол. 1,16). Все в Богочеловеке, и Он есть Глава Тела Церкви (Кол. 1, 17-18). В Богочеловеческом организме Церкви каждый живет полнотой своей личности как живая богоподобная клеточка. Закон Богочеловеческой соборности охватывает все и действует через все, причем всегда поддерживается Богочеловеческое равновесие между Божиим и человеческим. Мы, члены Церкви, переживаем всю полноту своего существа во всех богоподобных размерах. И еще в Церкви человек переживает свое существо как некое высшее существо, Богочеловеческое существо переживает себя не только как человека, но и как высшую тварь, высшее творение, - словом, переживает себя как благодатного Богочеловека,
Богочеловеческая соборность Церкви, в действительности, есть непрерывное благодатно-добродетельное пребывание человека во Христе: все собирается во Христе, все переживается Им как Свое, как один неделимый Богочеловеческий организм, ибо жизнь в Церкви есть пребывание в благодатной соборности, благодатно-добродетельный подвиг освящения, преображения, спасения, обретения бессмертия и вечности, становления частью Богочеловека Христа - Церкви, частью Святой Троицы. Соборность поддерживается Господом Иисусом Христом, который самым совершенным образом соединяет Бога и человека и всю тварь, которую Его драгоценная Кровь омывает от греха, зла и смерти (ср. Кол. 1, 19-22). Богочеловеческая Личность Иисуса Христа и есть душа соборности Церкви, ибо она есть "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23), поэтому Церковь является вселенской, соборной в каждом своем члене, в каждой своей ячейке, и эта соборность подтверждена святыми Апостолами, святыми отцами, святыми Вселенскими и Поместными соборами.
Святые Апостолы были первыми богочеловеками по благодати. Каждый всей своей жизнью, вместе с Ап. Павлом, говорит "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Тал. 2, 20). Каждый из них - это повторенный путь Христов и Сам Христос, или точнее: являемый в них Христос. Все в них Богочеловеческое, ибо все - от Богочеловека. Апостольство есть не что иное, как Богочеловечностъ Господа Иисуса Христа, добровольно усвоенная подвигами святых добродетелей: веры, любви, надежды, молитвы, поста и др. А это значит: все человеческое в них живет Богочеловеком, мысля, чувствуя, желая и действуя Им. Для них Господь Иисус Христос есть высшая ценность и мерило. Все в них от Богочеловека, ради Богочеловека и в Богочеловеке, и всегда и повсюду так. Это есть их бессмертие уже в земном времени и пространстве, ибо они уже на земле связаны со всей Богочсловеческой вечностью Христа.
Это Богочеловеческое апостольство полностью нашло свое продолжение в земных наследниках богоносных Апостолов - в святых отцах. Между ними, по существу: нет никакой разницы: во всех них бессмертно живет и действует Богочеловек Христос, который "вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13, 8). Святые отцы в действительности выполняют даю святых Апостолов и как особые святые личности, и как иерархи поместных Церквей, и как члены святых Вселенских и Поместных соборов. Для них есть одна Истина - Богочеловек Господь Иисус Христос. И действительно, святые Вселенские соборы, от первого до последнего, исповедуют, защищают, благовествуют и бдительно охраняют одно единственное - Богочеловека Иисуса Христа,
Главное в Священном Предании Православной Церкви заключается в том, что Богочеловек Иисус Христос во всей полноте живет в Богочеловеческом Теле Церкви и является ее вечным, бессмертным Главой. Это великое благовесте святых Апостолов и святых отцов: они ничего не знают, кроме Христа распятого, Хри-ста воскресшего, Христа вознесенного. Все они всей своей жизнью и гением единодушно свидетельствуют: Богочеловек Иисус Христос весь в Церкви Своей как в Теле Своем, Каждый из святых от-цов может по праву сказать со св. Максимом Исповедником: "Я ни в коем случае ничего своего не говорю, но говорю то, чему научился от святых отцов, ничего не меняя в их учении".
И бессмертное благовествование святого Иоанна Дамаскина проникнуто исповеданием святых Богоправославленных отцов: "Все, что нам передано через закон и пророков, и Апостолов, и Евангелистов, мы принимаем и знаем, и высоко ценим, и чего-либо выше этого не ищем. Будем же этим полностью удовлетворены и останемся на этом, "не передвигая межи давней” (Притч. 22, 28) и не нарушая Божественное Предание". - И потому этот трогательный святоотеческий призыв святого Дамаскина адресован всем православным христианам. - "Поэтому, братья, да стоим на Церковном Предании как на камне веры нашей, не передвигая границы, которую поставили святые отцы наши, и не давая места тем, которые желают нововведений и разрушают здания Святой Божией Вселенской и Апостольской Церкви. Ибо если каждый будет поступать по своей воле, мало-помалу разрушится все Тело Церкви".
Святое Предание целиком и полностью от Богочеловека, от святых Апостолов, святых отцов, от Церкви, Церковью, а святые отцы - это стражи апостольских преданий. Все они, как и святые Апостолы, суть только свидетели великой Истины - Богочеловека Христа, которого они немолчно проповедуют, - Они суть ''всезлатыя уста Бога Слова".
Апостольское преемство и наследие имеет полностью Богочеловеческую природу. Что святые Апостолы передают и заповедуют хранить своим наследникам? - Самого Господа Иисуса Христа, единственную Главу Церкви со всеми Его непреходящими богатствами. Если это не передается, то апостольское наследие перестает быть апостольским, и нет больше ни Апостольского Предания, ни Апостольской иерархии, ни Апостольской Церкви.
Священное Предание - это Евангелие Господа Иисуса Христа, а также и Сам Господь Иисус Христос, Который силой Духа Свято-го входит и живет во всякой верущей душе и во всей Церкви. Все, что Христово, силой Духа Святого становится нашим человече-ским, и это только в Церкви. Дух Святой - душа Церкви - каждого верующего, как клеточку, встраивает в тело Церкви, делает его со-причастником Богочеловека (Еф. 5, б). И в действительности, Дух Святой благодатью преображает и являет нам в нем живое Богопо-добие каждого верующего. Ибо что такое жизнь в Церкви? Не что иное, как благодатное обожение каждого верующего через его личные евангельские добродетели, через введение в Церковь - Христа и становление частью Церкви - Христа. Вся жизнь христианина - это постоянный Духов День, ибо Дух Святой через святые таинства и святые добродетели передает Христа Спасителя каждому верующему, делает Его нашим живым преданием, нашей живой жизнью. "Христос - жизнь наша" (Кол. 3, 4), а этим и все Христово вечно становится нашим: и Его Истина, и Его Правда, и Его Любовь, и Его Жизнь, и вся Его Божественная Ипостась.
Святое Предание - это Сам Богочеловек Господь Иисус Христос со всеми богатствами Своей Божественной Ипостаси, а через Него и ради Него - и всей Святой Троили Это наиболее полно выражено в святой Евхаристии, в которой нас ради и нашего ради спасения осуществляется и повторяется все Богочеловеческое домостроительство спасения. Здесь Сам Богочеловек со кеми Своими чудесными дарами - здесь, да и во всей молитвенной, богослужебной жизни Церкви, и над всем этим, - простирается человеколюбивое благовестие: Те, Я с вами во все дни до окончания века" (Мф. 28, 20) - весь в апостольстве и через апостольство со всеми верными до скончания века. - В этом всецело Святое Предание Апостольской Православной Церкви: жизнь во Христе - жизнь во Святой Троице, становление частью Христа и Святой Троицы (ср. Мф. 28,19-20).
Исключительно важно следующее: в Православной Церкви Священное Предание, всегда живое и животворящее, составляют святая Литургия, др. святые Богослужения, святые таинства и свя-тые добродетели, вся Вечная Истина и вечная Правда, вся Любовь, вся вечная жизнь, весь Богочеловек Господь Иисус Христос, вся Святая Троица, вся Богочеловеческая жизнь Церкви во всей своей Богочеловеческой полноте, с Пресвятой Богородицей и со всеми святыми.
Личность Богочеловека Господа Иисуса Христа, преображенная в Церковь и в молитвенное, богосяужебное безбрежное море благодати, вся присутствует в Евхаристии и вся в Церкви - вот Предание. Эту истину благовествуют и исповедуют святые отцы и святые Вселенские Соборы. Молитвою и благочестием охраняется Святое Предание от всякого человеческого демонизма и диаволь-ского гуманизма, и в нем - весь Господь - Иисус Христос, который и есть вечное Священное Предание Церкви. "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим, 3,16), - явился как Человек, как Богочеловек, как Церковь, и Своим человеколюбивым подвигом спасения и преображения человека возвеличил и вознес человеческое существо выше Херувимов и Серафимов.