Тайна личности Митрополита
Антония
и его значение для православного славянства
I.
Я нахожусь в положении муравья, который должен говорить о полёте орла. Может ли муравей следовать за орлом на его стезях. Нет! Однако, возможно, чтобы он из своей муравьиной перспективы восхищался парящим в небе орлом и от волнения замирал в сладостном восхищении.
Поэтому и я хочу своим муравьиным языком пролепетать нечто от своих наблюдений, а вас прошу простите муравью, что он дерзнул говорить об орле Православия. Я твёрдо убеждён в том, что я не имею ни умения, ни возможности объяснить тайну чудесной личности блаженного митрополита Антония, но я могу одно — с молитвенным восхищением и благочестивым почитанием преклониться перед чудесами его безграничной любви к Христу и благодатного человеколюбия.
В чём тайна блаженного митрополита Антония? — В безграничной любви его к Христу. Раскройте любую его мысль, или чувство, или желание, или дело — везде вы найдёте, как творческую силу — его безмерную любовь к Христу. Он жил и действовал Господом Христом, поэтому всё, что принадлежит ему, можно привести к Богочеловеку. Его биография — это Евангелие, возобновлённое в малом. В действительности существует в мире только одна биография, которая имеет вечную ценность — это биография Богочеловека — Христа; а человеческие биографии ценны постольку, поскольку он в ней и от неё. Блаженный митрополит Антоний весь в ней и весь от неё. Христоносец, он, по следам великого Апостола, ничего не хотел знать между нами кроме Господа Христа и притом распятого (ср.I Кор. 2,2). Поэтому тайна его необычайной личности вросла в тайну личности Богочеловека и разветвляется во всей её бесконечности.
Обращенная к миру безграничная любовь к Христу митрополита Антония обнаружилась как благодатное человеколюбие. Его трогательное человеколюбие ничто иное, как его молитвенная любовь к Христу, распространенная на людей. Он безгранично человеколюбив, потому что безгранично христолюбив. Божественный Человеколюбец учил его истинному человеколюбию и давал ему благодатные силы, чтобы он мог устоять в нём ценою многих страданий. Он любил человека и при его грехах; он никогда не отождествлял греха с грешником; он осуждал грех, но миловал грешника. В своей любви к человеку он никогда не терял сил, никогда не ослабевал, потому что он любил человека Христом и во Христе. Невозможно по евангельски истинно и постоянно любить людей, если Бог не даст нам благодатной силы и благодатной любви. Человеческая любовь к людям быстро увядает, если она не питается Богом. Истинное человеколюбие возможно только через истинное боголюбие. Этому нас учит Сам Божественный Спаситель, делая второе зависимым от первого. Более того, Господь все Свои божественные заповеди свёл к двум: к заповеди о любви к Богу и к заповеди о любви к человеку. Поэтому Он и возгласил: на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22,40). То, что относится к Пророкам, Апостолам и Мученикам, то относится и к нашему великому христолюбцу и человеколюбцу — блаженному митрополиту Антонию, так как он весь, всей своей личностью, утверждается на этих двух заповедях.
Однако, какими силами христолюбие и человеколюбие утверждаются и поддерживаются в сердце человека? Молитвой, постом, милосердием, кротостью, смирением, целомудрием, терпением. Евангельские добродетели питают одна другую, живут одна в другой, укрепляются одна при помощи другой. Свидетели этому святые Апостолы, святые Отцы, святые Подвижники. Вместе с ними свидетель этому и великий подвижник наших дней блаженный митрополит Антоний, так как он был неутомим и неисчерпаем в своём христолюбии и человеколюбии, потому что был неутомимым и постоянным в молитве, в посте, в терпении, в милосердии, в кротости, в смирении, в целомудрии. Любовь к Господу обнаруживается исполнением Его заповедей (Ио. 14,21;15,10).Это единственный признак, по которому почитатель Христа отличается от остальных людей. Подвизаясь неустанно евангельскими подвигами, христоревностный митрополит изваял из себя личность чудесную и огромную, которая напоминает Святых Отцов.
Не должно заблуждаться, блаженно почивший Митрополит — исключительное святоотеческое явление в наше время. Через наш бурный век он прошёл евангельски кротко и апостольски бесстрашно, как через четвёртый век прошли великие Отцы Церкви: Афанасий, Василий, Григорий. Смотря на него, я говорил сам себе: да, действительно и теперь можно жить святоотечески смиренным и бесстрашным, действительно и теперь можно епископствовать святоотечески. Откуда же это? Оттуда, что Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же; также и человеческая природа остаётся той же самой от Адама и до сегодняшнего дня. Отцы Церкви отличаются от нас не природой, но волей. Чтобы уподобиться им, нам необходимо, по словам св. Серафима Саровского, два качества: решимость и усилие воли. Всё та же тайна проходит через евангельских героев: тайна Иисусова. Она безостановочно протекает через апостольство Апостолов, через мученичество Мучеников, через подвижничество Подвижников. Должно сказать больше: она непрерывно протекает через Православную Церковь, через её святость, вселенскость, апостольство и единственность. Эта же святая тайна преемственно продолжается с исключительной силой и через святоотеческую личность блаженного митрополита Антония. Он всем своим существом вырос из Святых Отцов. Оттуда такая трогательная его любовь к Святым Отцам: он не мог говорить о них без умиления и слёз. Поэтому и его личность, его жизнь, его труды могут быть объяснены Святыми Отцами. Святые Отцы — его родители, его учителя, его воспитатели, его вожди. Они научили его святости, они воодушевили его на подвижничество, они дали ему вселенское чувство и православное сознание. Неустанно подвизаясь святоотеческими подвигами, они евангельскую любовь, и кротость, и смирение, и милосердие претворили в свою привычку, в свою природу. Претворить же Евангелие в свою природу — это и есть смысл человеческого существования в этом мире. В этом блаженный митрополит незаменимый учитель и вождь. Приобретя подвигами евангельскую сострадательную любовь к людям, он жил ею и творил ею. В этом была его чудотворная сила, его чудотворное могущество.
Он чудотворец! Своим трогательным человеколюбием он творил чудеса с человеческими душами. Разве не чудо воскресить мёртвую душу для евангельской веры, для евангельской жизни во Христе! Да, чудо; и это большее чудо нежели воскресить мертвеца из гроба, или переставлять горы. И таких чудес Митрополита имеется много. Кто из вас не переживал такого чуда в общении с ним? Как никто, он умел молитвенно и кротко войти в вашу душу и воскресить её из греховной мертвенности. И ещё он незаметно овладевал ею. Каким способом? Сострадательной любовью. Владеть же душами людей смиренномудренной любовью и есть путь евангельский, путь апостольский, путь святоотеческий, путь православный. Всякое господство над людьми и владение ими не любовью не есть евангельское, ни святоотеческое, ни православное, но есть неевангельское, папистское, инквизиторское.
Став через евангельские подвиги близким к Богу, блаженный Митрополит всех привлекал к Богу, воодушевлял на евангельские подвиги, так как, чем ближе человек к Богу, тем ближе он к людям. Когда магнит благодати могущественно влечёт душу в горние миры, тогда человек превращается в молитвенную стрелу, которая молниеносно проходит пространства и века. Гром благодати ударяет в сердце лишь по многих подвигах и трудах и наполняет душу чудотворной любовью и святостью. Такой гром ударил в христоревностное сердце смиренного Митрополита и он силой сострадательной любви евангельски привлекал людей к себе, или лучше сказать: ко Христу в себе. Благодатными подвигами он претворил своё сердце в храм Святого Духа и на нём самом исполнилось слово, сказанное им на своей хиротонии: первая и главная задача пастыря состоит в том, чтобы он в своём сердце всегда приуготовлял храм Духу Святому через духовные подвиги.
Тайна личности митрополита Антония — тайна всех великих монахов. Здесь человек отрекается от себя ради Христа для того, чтобы через Христа вновь соединиться с собой; отрекается мира ради Христа для того, чтобы через Христа вновь соединиться с миром; отрекается от людей ради Христа для того, чтобы через Христа вновь соединиться с людьми. Нет ничего более страшного для человека, чем быть непосредственно с самим собой; и ничего нет неприятнее для человека, чем быть непосредственно с людьми; и ничего нет печальнее для человека, чем быть непосредственно с миром. Только, когда человек примет Господа Христа, как посредника между собой и людьми, между собой и миром, между собой и самим собой, тогда его печаль претворяется в радость, отчаяние в восхищение и смерть в бессмертие; тогда горькая тайна мира претворяется в сладкую тайну Божию. Поэтому в душе человека создаётся молитвенное отношение не только к Богу, но и по отношению к многострадальной твари. Поэтому Христов человек должен быть воодушевлённый молитвенник. Таков был блаженный Митрополит. Везде он был в молитвенном отношении и к Богу и к людям и к миру.
Умилённый сострадательной любовью к миру, наш святой Владыка получил от Бога дар слёз. Он плакал от умиления, плакал от печали, плакал от радости. Этот мир полон причин для плача и скорби. Всегда молитвенно настроенный, блаженный Владыка особенно лил слёзы, совершая святую литургию. А когда приходилось ему в проповеди коснуться некоей евангельской притчи или события, слёзы его душили и спазмы задерживали течение речи. В своей всеобъемлющей сострадательной любви он плакал за нас и вместо нас, плакал за всех и за вся и тем привлекал ко Христу, Христу порабощал. В этом отношении он много был похож на великих и святых печальников человеческого рода: Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова.
В новейшее время никто не оказал такого сильного влияния на православную мысль, как блаженный митрополит Антоний. Он православную мысль перевёл со схоластическо — рационалистического пути на благодатно — подвижнический путь. Он непобедимо показал и доказал, что сила и бессмертие православной мысли в святоотечестве. Только Святители — действительные просветители и тем и действительные богословы. Ведь они опытно переживали евангельские истины, как существо своей жизни и мышления. Все же догматические истины даны нам для того, чтобы мы претворяли их в жизнь и в дух нашего духа, так как они, по словам Спасителя, дух, истина и жизнь. Поэтому богомудрый Владыка писал: "Истина Божия постигается не иначе, чем путём постепенного усовершенствования в вере и добродетели. Поэтому это познание по существу связано с нашим внутренним перерождением с совлечением ветхого человека и с облечением в нового (Кол. 3,9) (1).
С бессмертным Хомяковым наш святой Владыка оживил святоотеческое богословие и показал, что Православие является Православием только святоотеческой святостью и апостольством. Ничто так не чуждо Православию, как безжизненный схоластизм и ледяной рационализм. Православие, прежде всего и больше всего благодатная жизнь и опыт, а через это благодатное богопознание и благодатное человекопознание. Православная Церковь охватывает всю жизнь во всей её сложности, только в ней нет места для злобы и греха. Святой Владыка пишет: "Церковь обнимает собой все стороны человеческой жизни, только злоба и грех ею не вмещаются. Вся наша жизнь должна быть продолжением тех богослужебных молитв, которые всем нам так дороги "(2).
Только молитвенная жизнь в Боге даёт правильное мышление о Боге. Эту великую истину Православия блаженный Владыка познал в молитвенном единении со всеми святыми. И вместе с ними пережил в себе, как свой собственный опыт, вселенский опыт, — чувство и сознание Церкви — превосходящую всё любовь Христову (ср. Еф. 3,18-19). Да, только великий монах может стать великим иерархом, так как великий монах при помощи благодати Божьей может совладать со своими страстями и богомудро владеть своей душою. Это дает ему силу и могущество, и умение и любовь, и право евангельски владеть человеческими душами. "Сущность христианства, говорит наш великий Иерарх и великий монах, есть отречение от житейских наслаждений; оно замечается в стремлении к чистоте, в готовности страдать за истину, в достижении чувства постоянной любви к Богу и к людям и в прощении врагам обид"(3). "Постоять за истину невозможно без скорбей и лишений"(4).
В Православии и теперь имеет полную силу всё то, что было во времена св. Григория Богослова, который предписывает: " Надо сперва очистить себя, а затем очищать других, надо сперва себя наполнить мудростью, а затем других учить мудрости, надо сперва самому стать святым, а затем уж других просвещать, надо сперва себя приблизить к Богу, а затем и других приближать, нужно прежде всего освятить себя, а затем уже и других освящать"(5).
А наш блаженный Владыка пишет о себе: " Моё учебное делание не было системой по строго определённым принципам — это была самая внутренняя жизнь моя, это было самоё дыхание моей духовной жизни, это было моё хождение перед Богом, низведение и созерцание Его всесильной благодати"(6). То, что святой Владыка сказал о своём друге, епископе Михаиле, прежде всего относится к нему самому: " То был дух великий, дух апостольский, который простирался далеко за пределы своей личной жизни и в стремительном порыве любви и сострадания желал всех людей, всю вселенную охватить собою и, очищая всех молитвенным пламенем, вознести к Христу. Поистине, преосвященный Михаил был одним из тех немногих людей, которые едва замечают окружающую внешнюю действительность жизни и, обращаясь среди неё, исполняя дела своего звания, на самом деле бывают заняты всегда одной мыслью, одним чувством, скорбью за грешный мир, пламенным желанием общего спасения и блага, которые желают "всем быти вся, да всяко некия спасут". Это те избранные сосуды, которые вместе с Христом могли бы сказать: "Огня приидох воврещи на землю, и что хочу, аще уже возгореся" (Лук. 12,49). Это те, которые скорбя о людских пороках, о неправде и нестроениях церковных, взывают в сердце своём: "жалость дому Твоему снеде Мя" (Iн. 2,17) и потому могут повторить о себе слова божественного Павла: " свидетельствуюсь совестью моею, что я всякий день умираю"(I Кор. 15,31)(7). Идеал пастыря, который великий иерарх изображает, нашёл своё полное осуществление в нём самом: пастырское служение состоит в полном слиянии пастырской души с нравственной жизнью каждого человека, в переживании сострадательной любовью нравственной жизни, нравственной борьбы своей паствы, в скорбях о грехах своей паствы, как о своих личных грехах, в молитвах за свою паству (8). Для такого пастырского подвига даёт силы и возможность Сам Пастыреначальник — Господь Христос.
II.
Подвижническая личность блаженного митрополита Антония имеет огромное значение для всего православного мира. Чем именно? Тем, что он — единственное святоотеческое явление в наши дни и что он святоотечески воспринял вселенскость Православия. Основанием его жизни и трудов было Православие прежде всего и над всем. Ему одинаково были близки и дороги и православные Сирийцы, и православные Греки, и православные Болгары, и православные Румыны, и православные Сербы. В его огромной душе находилось место для всех православных. И он всех привлекал своей безграничной любовью. Для всех он был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Апостольская и православная истина: народ имеет ценность только через Православие и в Православии. Без этого народ — без вечной ценности. Или больше: народ без Православия ничто другое, как только вереница ходячих трупов. Никто из наших современников так евангельски, так святоотечески, так православно не воспринял соотношение Православия к народностям, как наш святой владыка митрополит Антоний. Народ существует для того, чтобы он был освящён и просвещён вечной истиной и вечной жизнью Православия. То, что велико и вечно во всяком народе, — это Православие и в нём Господь Христос.
Россия велика Православием — это основное положение великого Иерарха русской земли. Православие — самая высшая ценность России, единственный смысл России, возвышеннейшая её миссия; Россия вечна Православием. То, что Достоевский о России и о Православии пророчествовал, то наш великий святитель внутри Церкви осуществлял. Тайна и сила России в Православии. В этом тайна и сила всего православного Славянства. "Идея вселенской церкви" Достоевского обрела в святом Митрополите своего гениального осуществителя. Из вселенского Православия русский народ черпает своё безграничное человеколюбие и свою евангельскую способность перевоплощаться в другие народы, не теряя при этом свою русскость. В чём вера русского народа? — В том, отвечает святой Владыка, что народ принял к сердцу две главные всеобъемлющие заповеди Евангелия: смиренномудрие и сострадательную любовь; и эти заповеди сделали близким русскому сердцу все православные народы и затем и всё человечество. Сила этой убеждённости великая и она захватывает собою всякого искреннего человека, сближающегося с народом (9).
Вот, на наших глазах исполнилось пророчество Достоевского о русском всечеловеке — христоносце. Исполнилось в смиренном христоносце блаженном митрополите Антонии. Ведь кто так мог перевоплощаться в других людей, входить в их душу, страдать их страданиями, печалиться их печалью, болеть их скорбями? Это мог только он, великий в смирении Иерарх земли русской, исполненный безграничной сострадательной любовью евангельской. Христоподобная всечеловечность есть драгоценнейший дар православной России Славянству и всему человечеству. Это она получила за своё смирение от Господа Христа, Который воплотился в человека и тем показал свою безграничную любовь. Характеристика и сила богочеловечной любви — способность воплощаться в возлюбленного, чтобы спасти его от греха и смерти.
Православная вселенскость пронизывает до дна русское народное самосознание. Русское народное самосознание, заявляет святой Митрополит, является самосознанием не расовым, не племенным, но вероисповедным и религиозным. Патриотизм русского народа по преимуществу религиозный и православный. Народ любит Россию "как хранительницу божественной истины, как служительницу евангельского благочестия"(10). "Россию мы любим потому, заявляет блаженный Владыка, что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную природу, русский быт. Эта идея есть царство Божие, эта природа есть стремление к святости, этот быт выражает собой усилие семисотлетней жизни страны и девятисотлетней жизни народа водворять на земле праведность евангельскую, отвергнуться всего, чтобы найти Христа, ставить Его волю, каноны Его Церкви законом общественной жизни".
Святая Россия — не сон и не фантазия, но живой идеал, который осуществляется в исторической жизни русского народа. "Наша Родина, изъявляет блаженный Владыка, есть воплощающееся в народном быте и характере Евангелие, воплощающееся царство Божие. Наша Русь не есть только юридическое целое или государство, нет — это всемирная, всеобъемлющая идея. Её любить, её разуметь, её проводить в нашу душу и в зависящие от каждого из нас отрасли жизни, вот в чём наш долг, вот в чём наша искренняя радость, вот в чём примирение всех и с жизнью вообще и со своим жребием"(11).
Что мы, православные Славяне, ожидаем от наших братьев православных русских? Ведите нас путём православной Христовой истины; будьте нашими неутомимыми вождями в осуществлении вечных евангельских истин; ведите нас к небу и к небесной правде. Вы это можете, так как святая Россия дала множество чудесных осуществлений и дивных выражений вечных православных истин. По словам святого Митрополита: "Святая Русь должна объединить все восточные народы и быть их вождём к небу"(12).
Если наше время имеет великого и святого проповедника, апостола и пророка религиозного вселенского церковного патриотизма, то это великий Иерарх великой русской земли блаженный митрополит Антоний. По его истолкованию отдельные национальные патриотизмы имеют смысл и ценность лишь поскольку, посколько они черпают свой смысл и свою ценность из религиозного вселенского церковного патриотизма. Славянофильство нашего Владыки не расовое, не племенное шовинистическое, но православное и евангельское. Поэтому он во имя такого Славянофильства зовёт всех к служению другим и к смирению перед Богом и людьми (13).
Славянофильство не есть ценность само по себе, но как носитель и проводник Православия. Это основная мысль нашего Владыки и Достоевского. Православие и есть то новое слово, которое Славянство, во главе со святой Русью, должно огласить миру. И это огласить смиренно, служа всем народам в кротости и евангельской правде. Поэтому настоящие православные никогда не могут быть шовинистами. Помню, однажды в разговоре со мной в 1926 г., блаженнопочивший Митрополит рассказал мне следующее: "На Афоне существует обычай — монах, который не прощает обид, наказывается тем, что при чтении молитвы Господней должен пропускать слова: "и остави нам долги наши якоже и мы оставляем должникам нашим", - до тех пор, пока не простит нанесённой ему обиды. "И я сам рекомендовал, прибавил великий Святитель, - шовинистам националистам не читать девятого члена символа веры".
Евангельский патриотизм Господа Христа должно считать самой высокой ценностью своего народа и единственным смыслом его существования. Ибо "что может заменить народу Господа Христа" — спрашивает блаженный Митрополит. Разве ему может заменить ничтожное существование государства, которое лишено всякого разумного смысла, если оно основывается только на народном самолюбии и становится чуждым религиозной идее? То уже не народ, но гниющий труп, который своё гниение считает жизнью. В действительности у него нет жизни, но живут на нём и в нём только одни кроты, черви и отвратительные насекомые, которые радуются тому, что тело умерло и тлеет, ибо в живом теле не было бы для них жизни и они не могли бы удовлетворить свою жадность.
То, что имеет значение для духовной жизни каждой личности в отдельности, то важно и для народной коллективной духовной жизни. Евангельские законы те же в одном и в другом случае. Поэтому святой Митрополит советует и поучает: "Как отдельная личность человека останавливается в своём развитии и становится пустой и пошлой, когда человек сам себя делает предметом своей деятельности; так и собирательная личность народа лишь в том случае достигает полного развития своих дарований, когда является не целью для себя, а средством для бескорыстного выполнения Божественных предначертаний" (14).
Если эту мысль Владыки конкретизируем, она будет гласить: народы русский и сербский могут быть великими только в том случае, если целью их существования будет коллективное осуществление евангельских заповедей. Без этого и "сербскость" и "русскость" превращаются в бессмысленный и пагубный шовинизм. Если "сербскость" силой евангельских подвигов не подымется до православной вселенскости, она должна задохнуться в своём эгоистическом шовинизме. Что действенно для сербства, то действенно и для остальных православных народностей. Народы преходят, Евангелие вечно. Насколько народ наполнится вечной евангельской истиной и правдой, настолько и сам существует и сам становится и остаётся вечным. Только такой патриотизм может быть оправдан с евангельской православной точки зрения. Это патриотизм святых Апостолов, святых Мучеников, святых Отцов. Когда царь мучитель спросил святых Мучеников: Акиндина, Пигасия и Анемподиста, откуда они, — они ответили: "Спрашиваешь ли нас, царь, об отечестве нашем? Наше отечество и жизнь наша есть пресвятая, единосущная и нераздельная Троица: Отец, Сын и Святый Дух, один Бог" (15).
Блаженный митрополит Антоний — самый одарённый современный представитель русского православного национализма, национализма освящённого и просвещённого Христом; национализма, по которому — все люди братья во Христе; национализма, по которому сильные должны служить слабым, мудрые — немудрым, смиренные — гордым, первые — последним. Выросши из святоотеческого православного вселенского патриотизма, блаженный Владыка может быть правильно оценён только из той же апостольской святоотеческой перспективы. К нему можно применить то, что св. Григорий Нисский сказал о своём брате, святом Василии после его смерти: "В чём состоит благородство происхождения Василия? Каково его отечество? Происхождение его — сродство с Божеством, а отечество — добродетель"(16).
Вследствие своих евангельских добродетелей и особенно вследствие своей православной вселенскости великий и святой владыка блаженный Митрополит Антоний близок и дорог и нам, сербам, как и вам, русским. Он наша общая драгоценность, наш общий святитель и просветитель, наш общий вождь и руководитель. Разрешите мне исповедываться перед вами — блаженный Митрополит Антоний был действительным владыкой моей души, подлинным епископом и блюстителем моего сердца, в его лице я имел самого дорогого моего духовника. Всегда всеправославно настроенный он нас, иностранных православных, собирал под широкие крылья своей великой русской души, как кокош собирает птенцов своих под крылья. Много раз я ощущал силу его всеправославной любви: для него мы, сербы, были так же дороги, как и русские. Из него исходила некая умилительная всеобъемлющая сила. Я бы назвал её — православная вселенскость. Если хотите, он в действительности был современным всеправославным патриархом. Своей подвижнической жизнью он стал и навсегда остался — правило веры и образ кротости, архиереев боговдохновенное удобрение и усердный молитвенник о душах наших. В этом мире он всегда жил в молитвенном единстве "со всеми святыми". Нет сомнения, что теперь и в другом мире он живёт со всеми святыми там, "идеже празднующих глас непрестанный и бесконечная сладость зрящих лица Христову доброту неизреченную".
Имея перед собою чудесную и чарующую личность святого и блаженного Митрополита Антония, что остаётся нам, сербам? До земли поклонимся великому Иерарху и святителю земли русской, который и сербскую землю освятил и оправославил своим долголетним на ней пребыванием. Мы молитвенно кланяемся и смиренно повергаемся долу перед святым и славным Митрополитом. Кланяемся ему за его безграничное христолюбие и трогательное человеколюбие, кланяемся ему за его кротость , за его смирение, за его милосердие, за его молитвенность, за его жизнь во Христе, за его страдания за Христа. Повергаемся перед ним вследствие его неустанной любви к нам, ничтожным и малым. Мы кланяемся великому русскому народу за то, что он дал Православию такого великого и святого Иерарха, который своим евангельским светом озарил и нашу измученную землю сербскую. Он ваш — в этом ваша радость и ваше восхищение; но он и наш. О! Я знаю, что мы, сербы, ни в чём не можем сравниться с великим русским народом, тем измученным христоносцем и богоносцем. Ни в чём не можем состязаться с вами. Однако разрешите и нам , как вашим последним и наименьшим братьям, всё-таки состязаться с вами в одной вещи — в своей безмерной любви к великому Святителю земли русской блаженному Митрополиту Антонию и в молитвенном почитании его, ибо и мы, как и вы молимся ему, падая ниц перед ним, чтобы он перед престолом сладчайшего Господа Иисуса денно-нощно молился не только за великий многострадальный русский народ, но и за народ сербский; за измученную землю сербскую.
(1) Нравственная идея догмата Пресв.Троицы, стр.11. Сборник избранных сочинений блаж. Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Белград, 1935 г.
(2) Речь на молебне Бесплотным силам, стр.182-183. Сборник
(3) Слово в честь св. Вмч. Варвары, стр.242. Сборник
(4) Слово на молебне, стр.221. Сборник
(5) Orat. 11,71; P.gr.t.
35, col. 480 B
(6) Послание к студентам Казанской Духовной Академии, стр.280. Сборник
(7) Слово при погребении Преосв. епископа Михаила, стр.268-269. Сборник
(8) Речь при вступлении в управление Уфимской епархией, стр.302-303. Сборник
(9) Русский народ и русское общество, стр.332. Сборник
(10) О национализме и патриотизме, стр.253. Сборник
(11) Слово в день четырёх московских Святителей, стр.206. Сборник
(12) Слово о Страшном Суде, стр.209-210. Сборник
(13) Сборник..., стр.VI
(14) Вселенская церковь и народности, стр.41. Полн. собр. соч. т.2
(15) Ноября 2-ой день Минеи Четьи
(16) In lahdem
fratris Basilii; Mg.P.gr.t.46, col.816 B.