Св. Димитрий Ростовский
Зерцало
православнаго Исповедания
Христианин – новая тварь, рожденная о Христе Иисусе водою и Духом, чтобы получить жизнь вечную, - должен хранить веру правую и дела добрыя. На сие потребны: вера, надежда и любовь, в виду чего и разделяется сие Исповедание на три части.
Часть первая. О Вере
Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых; вера есть ничто иное, как только веровать в то, чего не видим.
Членов веры, составленных на соборах, бывших в Никее и в Константинополе, двенадцать, а именно:
1. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Из сего члена следующее выводится учение. Бог есть существо самобытное и вина всех вещей: самобытное, то есть ни от чего другого бытия не имеющее и никем не сотворенное, а прочим всем вещам бытие и пребывание дарующее. В Боге одно существо и естество, а Лиц три: Отец, Сын, Дух Святый; но сии три едино суть. И всей Троице Святой нет перваго или последняго, нет большаго или меньшаго, но цельны три лица, соприсносушны себе и равны, чего ради веровать должно, что есть Троица во единстве и единство в Троице.
Всей Троице Святой славимый Бог есть Дух невещественный и никаким чувствам нашим не подлежащий. А потому не надо так неразумно думать, будто бы Бог составу человеческому подобен, и будто бы имеет голову, бороду, руки и ноги. Он есть весь глава, ибо всему есть начало; весь око, ибо все видит; весь ухо, ибо все слышит; весь рука, ибо все содержит; весь нога, ибо везде есть. Он есть Премудрый, проникающий в настоящее и будущее, в ангельския и человеческия тайныя мысли, разумевая помышления издалече; Преблагий, в святости своей непостижимый и неизменный; Всемогущий, толикий мир из ничего, да еще единым словом создавший; все совершенство, какие только есть добро, в себе имущий. Означенное Божие свойство, то есть всемогущество, под именем Вседержителя в сем члене положено потому, что никакое создание всемощным назваться не может. И сие всемогущество Божие должно разуметь в совершенстве исключая всякое немогущество, например: Бог не может быть зол или лгать.
Называется же Бог Творцом потому, что единым Своим Божественным словом в шесть дней сотворил все видимое, то есть небо, землю, море, воздух, деревья, животных и человека по плоти, а так же и невидимое, то есть ангелов и душу.
Человека же Бог сотворил так: персть взем от земли, создал его и вдунул в лице его дыхание жизни; создал же его для Своего прославления и наследия вечной жизни, начертав в душе его образ и подобие Свое, дав ему бессмертие, которое он погубил грехом своим через преступление заповеди Божией вкушением от заповеданнаго древа из желания быть самому Богом . и так сделался он весь тленен, телом подвержен трудам, болезням и временной смерти, а душею сделался зол и ко греху преклонен. По естеству стал он вечной погибели достоин, будучи осужден праведным гневом Божиим на бесконечные мучения, посему и все его потомки, как все греху тому причастные, подлежать стали.
Хотя Бог, как всеведущий и знал, что сей человек, то есть Адам, согрешит, однако для того сотворил его, что не хотел, чтобы грех человеческий победил Его благость и человеколюбие и чтобы было бы препятствие воли Его. А кроме того, прежде нежели быть солнцу, определил Бог Отец Сына Своего послать в мир, чтобы Тот кровию Своею очистил грех и примерил человека с Ним. О сем Адам знал через объявление обещаннаго Семени.
Под именем невидимых разумеются ангелы. Из них одни добрые, а другие злые своим собственным хотением. Благих ангелов бесчисленное множество: только они разделяются на девять ликов, а эти девять на три чина. В первом: престолы, херувимы, серафимы; во втором: власти, господства, силы; в третьем: ангелы, архангелы, начальства.
2. И во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденнаго, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (Луки 2:11; 1 Иоан 5:1-5; Псал 11:7; Псал 109:3).
Сей член учит, что Сын Божий есть истинный Бог рождаемый от Отца прежде всех веков и ныне и во все веки, что Он единочестен и единославен Богу Отцу и что Он есть Творец всех вещей, времени и века (Иоан 17:5; 8:12; 1 Иоан 1:5).
Иисус означает Спаса, а Христос – Помазанника, ибо в ветхом завете иереи, цари и пророки помазывались на иерейство, царство и пророчество; посему они и назывались христами. Христос по воплощении носил при Себе три звания, ибо Он был Иерей, Царь и Пророк. Посему и в Священном Писании одно приличествует Ему как Иерею, другое как Царю, иное как Пророку (Исаия 60:19 – 20; 1 Иоан 5:20; 17:3; Псал 2:7; Ефес 3:9; Кол 1:15; Евр 1:3).
Христос здесь называется Сыном Божиим Единородным по существу; те же кои прияли Его, именуются чадами и Сынами Божиими по благодати, а не по естеству (Иоан 1:3; 1 Кор 8:6).
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося о Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася (Матф 1:21; Иоан 3:17).
Сын Божий ради спасения рода человеческаго, погибшаго во грехах, сошел с небес на землю, не переменяя места и не разлучаясь от Отца, но с Ним оставаясь одним и тем же Богом как на престоле, так во чреве Мариином. Зачался Он нашествием Святаго Духа; принял истинное, а не кажущееся человечество, и не с небес снесть оное, но соткал от крови пречистыя Девы. Он был совершенным Человеком, со всеми его частями и душею словесною, и соединился с Божеством. В одном Лице был и Бог истинный, и человек истинный. Как Божество не изменилось в человечество и не было вместо души, так и человечество не изменилось в божество, но пребыли совершенными в одном Лице оба естества со всеми свойствами, кроме греха (Иоан 6:38; 1:14; Матф 1:18, 20; Филип. 2:7; Матф 4:2, 8, 24, 26, 38; Луки 19:41; Иоан 19:5, 28).
Из сего члена мы научаемся еще и тому, что Дева Мария есть истинная Богородица; прежде рождества, в рождестве и по рождестве пребыла она и есть пречистая, нетленная Дева, которую всякий должен славить, ибо она удостоилась послужить такому великому таинству. Посему и церковь сложила ей похвалу из слов архангела Гавриила и святыя Елизаветы; надобно думать и утверждать, что похвала сия произошли от Самого Бога.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна (Иоан 19:16-18).
Христос Сын Божий за наши беззакония, коим мы огорчили и обесчестили бесконечнаго и крайне благого Бога, по воле своей на кресте пострадал истинно – не Божеством, но плотию; и как умер, так и кровь Свою за всех излил тоже истинно, без всякаго греха (Лук 24:16; 1 Петр 2:12).
При сем необходимо знать, что Божество по восприятии человечества, никогда не разлучалось от Него, ни во время страсти или смерти на кресте, ни по смерти. Хотя душа и разлучилась от тела, однако, Божество никогда не разлучалось ни от плоти, ни от души. Посему и во время смерти ипостась Христова была одна и та же. Христова же душа, разлучившись с телом, сошла с Божеством во ад для освобождения душ святых праотцев и для приведения в рай их, а вместе с ними и разбойника (Иоан 19:40-42).
Смерть Христова отличалась от других по следующим причинам: во-первых, из-за тяжести наших грехов; во-вторых, из-за того, что ею совершилось на кресте, как на жертвеннике, священство через принесение Им в жертву Богу Отцу Самого Себя за род наш наконец, из-за исполнения ходатайства и примирения между Богом и человеком.
Так как здесь есть и о кресте, то не будет непристойно предложить в сем члене нечто и о нем.
Итак, крест оный должно почитать и покланяться, ибо в нем заключается сила, данная от Бога через излияние на нем крови Сына Божия, сила к прогнанию диавола, который по призывании имени Христова далеко убегает от Его знамени. Почтение же это подобает отдавать равно как осьмиконечному, так и четвероконечному, ибо мы почитаем не за число концев, но потому, что на нем совершена тайна, потребная для нашего спасения, и его осветила бесценная Христова кровь. В Ветхом завете было много прообразов креста четвероконечного, как-то: руки Иаковлевы, сложенныя для благословения сынов Иосифовых; руки Моисея, вознесенные для победы над Амаликом и проч. Изображать же крестное знамение должно тремя перстами правой руки, сложенными вместе. Ибо так велит собор, бывший в Киеве по поводу монаха Мартина, и так же утверждает патриарх антиохийский Макарий в ответе на вопросительное послание патриарха Никона. К тому же и рука Андрея Первозваннаго доказывает. Кроме того сие сложение перстов принято на всем востоке, имеющим четыре патриаршества: константинопольское, антиохийское, александрийское и иерусалимское.
5. И воскресшаго в третий день по писанием(1 Кор 15:3).
Господь Христос силою божества Своего возстал от мертвых. Восстал же не Божеством, но плотию, которою родился, страдал и умер.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца (1 Петр. 3:21, 23).
Христос своим телом, коим страдал и воскрес, взошел на небеса, как Человек, и сел одесную Отца; но как Бог, Он всегда был на небесах и везде. Он свое человечество никогда не оставлял и не оставляет, но с ним же придет на землю и судить. Человечество христово не имеет пребывания везде, так что когда есть на небесах, то нет его на земле. В таинственном же образе, находящемся в Божественной Евхаристии, Тот же Сын Божий бывает и на земле, как Бог и Человек, ибо чрез пресуществление существо хлеба пременяется в существо честнаго тела Его и существо вина - в существо крови Его.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца (Деян 1:11).
Во время пришествия Христова на землю, все на суде воздадут ответ за дела, слова и помышления, и всякий тогда восприимет должную по делам награду: праведный – вечное благословение и наследие радостной жизни, а грешный – проклятие и получение окаянной вечности (Матф. 25:13; 2 Тим 4:1; 2 Петр. 1:11). Суд будет двоякий: особенный и общий. Особенный будет с каждым человеком по смерти его, ибо тогда он увидит все дела свои. Общий же суд будет тогда, когда весь мир станет перед Богом и где без вопросов праведные оправданы будут, а грешные осудятся на веки, ибо тогда собственная совесть каждаго будет для него вместо доносителя. О времени же суда, когда он будет, никому неизвестно. Есть только приметы его, а именно: Евангелие будет проповедано всем народам и будут великия войны, смерти, голод и знамения на небе.
После такого суда души праведных и грешных не все в равном состоянии будут, но смотря по заслугам и преступлениям. Грешный человек может освободиться из ада до суда, но не самостоятельно, а милостынями, издерживаемыми из праведнаго имения, и молитвами, но больше всего безкровною жертвою.
Огня очистительнаго, бытие котораго утверждают паписты, нет, не было и не будет. Души же праведных находятся на небе, а грешников в геенне, но окончательно по делам своим и праведные награду, и грешные мучение еще не прияли, но после суда, соединившись с телом, они примут сие.
8. И в Духа Святаго, Господа животворящего, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и сыном споклоняема и сславима, глаголавшего Пророки (Деян. 14:6; 2 Кор. 3:17).
Дух Святый есть Бог единосущный и единославный Отцу и Сыну и исходит от одного Отца, как бы источника и начала Божества. Он есть изобретатель Священнаго Писания, новаго и ветхаго., Он же действовал и во святых отцах на Вселенских Соборах (Рим. 8:11; Иоан. 15: 26).
Даров Его считается семь, а именно:
1. Мудрость, преспевающая во всяких добродетелях, в чистоте и нелестном сердце (Кор. 13:12).
2. Разум, состоящий в познании Божьяго хотения.
3. Совет, содействующий славе Божией и спасению души (2 Петр. 1:21).
4. Крепость, то есть бодрствование в вере и сила во искушении.
5. Знание для научения кого-либо закону
6. Благочестие, предводимое молитвою и добрыми делами.
7. Страх Божий, подобный страху сына пред отцем.
Плодов Святаго Духа девять: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Да и прочие добродетели, как совершаемыя с помощью Духа Святаго, являются Его же плодами.
9. Во едину святую соборную и апостольскую Церковь (Ефес. 2:18-22; 1:21; 1 Тим. 3:15).
Церковь есть собрание верных, и есть единая кафолическая и апостольская. Она началась в Иерусалиме, посему иерусалимская церковь есть мать всех церквей. От нея началось распространяться Евангелие во все концы. Сам Христос есть основание и глава сего собрания верных Божиих. Всякий православный христианин должен, как истинный сын, во всем повиноваться Церкви и исполнять ея заповеди, коих есть девять (Матф. 18:17).
Необходимо:
1). Молится сокрушенно Богу в
воскресные и праздничные дни и слушать
церковное пение;
2). Хранить посты, а также среды и пятки
3). Почитать священников, особенно же
духовных отцов;
4). Исповедываться и приобщаться Святой
Евхаристии четырежды в каждый год;
5). Тем, которые не обучены Святому
Писанию, не читать еретических книг и не
слушать их учений;
6). Молиться о властях, о душах умерших и
об обращении еретиков;
7). Хранить те посты и молитвы, кои по
какой-либо причине устанавливаются
архиереем;
8). Мирским не брать насильно церковного
имения, а духовным – заботиться об
украшении и всех нуждах;
9). Браков в посты не венчать и не ходить
на возбраненныя для христиан игрища.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов (Ефес. 4:5).
Здесь вспоминается таинство крещения. Посему, пристойно будет объяснить всем таинство таким образом: таинство есть дело Бога, которым Он подает или знаменует на нас Свою благодать; или иначе: таинство есть священнодействие, в котором под каким-либо видимым образом привносится в душу верующаго Божия благодать (Иоан 3:5; Матф. 28: 19; Деян. 2:38).
В таинстве необходимы три вещи: во-первых, приличествующее таинству вещество, как , например, вода для крещения, хлеб и вино в причастии; во-вторых, епископ или священник, хиротонисанный законно и в-третьих, призывание Святаго Духа со словами, коими иерей освящает таинство силою Духа Святаго, с твердою верою в освящение таинства.
Таинства установлены для того, чтобы они служили знамением истинных сынов церкви и чтобы все имели несомненное врачевание немощи их грехов.
Таинств всего семь:
1). Крещение, которое
измывает праотеческий адамов грех,
примиряет человека с Богом и отверзает
вход в царствие Божие. Совершается же он
такими словами: "Крещается раб Божий (имярек)
во имя Отца и Сына, и Святаго Духа".
Крещение в смертном случае может
произвести и мирское лицо.
2). Миропомазание, утверждающее нас в вере
силою Духа Святаго. Совершается оно
словами: "Печать дара Духа Святаго".
3). Евхаристия, в которой под видом хлеба и
вина дается истинное тело и кровь Христа,
Бога нашего. Совершается она призыванием
Святаго Духа такими словами: "Господи,
низпосли Духа Твоего Святаго на ны и
предлежащия Дары сия и сотвори убо хлеб
сей – честное тело Христа Твоего, а еже в
чаше сей – честную кровь Христа Твоего,
преложив Духом Твоим Святым".
4). Священство, имеющее особенную власть
чиноположенно совершать Божественныя
таинства. Преподается оно от Бога чрез
архиерейское рукоположение и совершается
следующею молитвою: "Божественная
благодать всегда немощная врачующи и
оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек)
благоговейнейшаго диакона во пресвитера"
и пр. Здесь и то еще достойно примечания,
что кроме таинственнаго сего священства,
есть еще и духовное священство,
участниками котораго бывают и все
христиане (Апок. 5:9; 1 Петр. 2:9).
5). Покаяние, в котором сердечно
сокрушаются во грехах. Совершается оно по
молитве иерея: "Господь наш Иисус Христос
да простит тебе" и проч. Приходящий к
покаянию должен заботиться о том, чтобы
все грехи, содеянные вновь по покаянии,
исповедывать пред иереем смиренно,
благоговейно, искренно, с порицанием
самого себя, исповедываться не как пред
человеком, но как пред самим всевидящим
оком Божиим, не прибавляя и не умаляя
ничего; он должен исполниться всяческим
сокрушением и печалию за свои грехи,
оскорбившие Бога и ближнего. Точно также и
эпитимию он должен принять и исполнить
охотно и положить твердое намерение
никогда не возвращаться к прежним
беззакониям.
6). Брак, соединяющий два лица в
неразрешимое сожительство и
совершающийся по собственному их
соизволению.
7). Елеосвящение, подающее
оставление грехов и здравие тела.
11. Чаю воскресения мертвых (Иоан. 5:28, 29).
Здесь содержится два учения. Первое заключается в том, что восстанут тела всех людей, как благих, так и злых, второе же в том, что всякая душа, соединясь с телом своим, получив награду, достойную дел ея. Кроме этого мы здесь научаемся тому, что необходимо помнить всякому смерть, геенну, суд и царствие Божие.
12. И жизни будущаго века, аминь. (Исаии 9:6).
В будущем веке на избранников Божиих снизойдет благословение Божие, и наследуют они вечную жизнь в радости и безконечном веселии духовном, которых око не видело, ухо не слышало и на сердце человека не всходило. В этой жизни душа будет радоваться вместе с телом, и при этом нераздельно. Не будет иная радость для души и иная для тела, так как и тело будет прославлено; человек будет состоять из души и тела прославленнаго и будет он тогда подобен ангелам, не нуждаясь в яствах и питии. Радость же и веселие будет заключаться не в чем-либо ином, как только в лицезрении блаженной Троицы и духовном славословии (1 Кор. 2:9; Рим. 14:17).
Часть вторая. О надежде
Надежда есть истинная смелость к Богу, даруемая сердцу человека по божьему вдохновению и просвещению; или иначе: надежда есть добродетель, подаваемая свыше, чрез которую с твердой верою ожидаются блага вечной жизни. (Матф 22:1, 1 Кор. 15:22, Апок. 23:12). Добродетель сия основана на благодати, которая даЈтся нам чрез Иисуса Христа, и на соблюдении заповедей Божиих; утверждается же она общением тела и крови христовой и непрестанною молитвою. Здесь надлежит разъяснить молитву и девять блаженств.
Молитва есть прошение к Богу с теплой верой и надеждой на получение просимаго по воле Его. Она бывает троякая. Первая есть та, коей мы благодарим Бога за благодеяния, а больше всего за свободу наших душ от врага. Вторая та, в которой мы просим Бога, чтобы простил Он наши грехи и излил на нас благодать Свою как в душу, так и на тело. Третья же молитва есть та, которою мы в пении благословляем Господа нашего на неприступное Его великолепие и вечную славу.
Кроме того молитва бывает общая и особенная. Общая есть та, которая многими на одном места или особенно в храме возсылается Богу в единомыслии и согласии сердец молящихся. Особенная же это та, которая возносится к Богу каждым о себе отдельно в уединенном и сокровенном месте. Для молитвы необходимо целомудрие и благоговение, примирение со врагами и прощение, отвержение всех житейских попечений и терпение с благодарением.
Какова же молитва Господня? "Отче наш, иже еси на небесех" и проч. Разделяется она на три части: на предисловие, на прошение и заключение
Первая часть, предисловие.
Отче наш, иже еси на небесех.
Сие предисловие учит следующему. 1. молящийся должен приходить к Богу не только как создание его, но и как сын Его по благодати. 2. Он должен быть сыном православной церкви. 3. Не должен сомневаться в получении просимаго от премилосердаго Отца. 4. Так как Бог есть Отец всех, то и мы должны жить как братья. 5. Слово "на небесех" заставляет нас возводить ум наш от земного к небу. Кроме этого нужно сказать, что хотя Бог и везде присутствует, но на небесах особенно сияет Его благодать, насыщающая праведных, и богатство дивных Его дел.
Вторая часть есть прошения, которых семь.
1. Да святится имя Твое.
В этом прошении мы умоляем: во-первых, о даровании нам жизни благочестивой и добродетельной, чтобы всякий, смотря на нее, прославлял имя Божие; во-вторых, о том, чтобы неведущие обратились к православной вере и прославили Отца Небеснаго, и в третьих, о том, чтобы носящие имя христианина, но препровождающие жизнь во зле и мерзостях, отстали от своих пороков, коими злословится вера и Бог наш.
2. Да приидет царствие Твое.
Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам Бог царствовал во всех нас Своею благодатию, правдою и благоутробием. Кроме этого прошение содержит и ту мысль, что человек, находясь под благодатию Божиею и чувствуя небесное веселие, презирает мир и желает получить Божие царство. Наконец здесь мы молим и о том, чтобы ускорено было Его второе пришествие.
3. Да будет воля Твоя.
Мы умоляем здесь о том, чтобы не допустил Бог нам препровождать жизнь нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею, как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в виду и та мысль, что без попущения воли Божией не может придти нас ничто, ни от кого и никогда, лишь бы только мы жили по воле Его.
4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прощение нас учит тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть, чтобы прогневавшим и озлобившим нас мы все прощали все их преступления. Кто не прощает ближнему, тот всуе творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не прощаются грехи, и даже самая молитва его является грехом.
6. И не введи нас во искушение.
Этим мы просим: во-первых, чтобы мы были свободны от искушений, приходящих от мира, плоти и диавола и движущих нас по греху, и от еретиков, гонящих церковь и прельщающие души наши лживыми учениями и другими способами, и во-вторых, чтобы, в случае страдания за Христа, Бог укрепил нас благодатью Своею к претерпению мук даже до конца, да восприимем конец мучения, и да не попустит страдать выше сил наших.
7. но избави нас от лукаваго.
Здесь мы умоляем, во-первых, о том, чтобы сохранил нас Бог от всякаго греха и от диавола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том. Чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких бедствий, в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага ищущаго поглотить души наши, а нам послал ангела смирна, хранящаго нас.
Третья часть или заключение:
Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки, аминь.
Сие заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца премилосердаго, так и заключение сие показывает, что мы получим требуемое от Него. Ведь Его – весь мир, Его – сила и Его – слава, для которой мы и должны просить. Слово же "аминь" означает: "да будет так", или "ей, ей". Это заключение может говорит и простолюдин наедине без иерея.
Поелику, как сказано выше, и блаженства, то есть, первые слова первой Христовой проповеди, склоняются к надежде, то и них нужно сказать следующее.
Блаженств этих девять, а именно:
1. Блажени нищие Духом и прочее.
Нищий Духом есть тот, который смиряет себя пред Богом , исповедуя, что он грешен, в добрых делах скуден, и сам собою, без помощи Благодати Божией, весьма немощен и не силен в творении добрых дел.
2. Блажени плачущии.
Плачущие суть те, которые, как и нищие Духом, исповедуют пред Богом грехи и немощи свои. Они сетуют и плачутся о своем окаянстве, страшась будущяго суда Божия, или на сами на себя гневаются за то, что прогневали Бога. Это сокрушение сердечное есть печаль по Боге и дело спасительнаго покаяния.
3. Блажени кротции.
Кроткие суть те, что и нищие Духом. Они, исповедуя нищету свою, кротко стоят пред Богом и людьми; благополучие свое они приписывают не себе, но Богу, если же случится злоключение, то не ропщут на Бога, но в несчастии живут умеренно и благодарят Бога. С людьми обходятся они снисходительно, властям покоряются, равных не презирают, меньшими не гнушаются, никогда не возносятся и не завидуют.
4. Блажени алчущие и жаждущие правды.
Правда здесь разумеется та, которую пришел сотворить Христос, - правда вечная, совершенная через ходатайство Его за нас к Богу Отцу, когда Он смертию Своею удовлетворил за грехи мира и гнев Божий претворил на милость. Алчут и жаждут правды те, которые, будучи нищими Духом, плачущими и кроткими, с верою во Христа ищут себе от Бога милосердия, оставление грехов и усыновления. Просят же они и плодов этой правды, то есть, даров Духа Святаго для совершения добрых дел.
5. Блажени милостивые.
Милостивый, любя Бога, любит ближняго и желает ему всякаго добра, в нуждах помогает, в бедствиях заступает, в недоумении наставляет, и прощает ему прегрешения, соделанные против него. Дела милости суть двоякия: телесныя и духовныя. К телесным относятся следующия: дать алчущему есть от праведнаго имения, напоить жаждущаго, одеть нагого, посетить в темнице и утешить, чтоб не впал в отчаяние, посещать немощных, принять странника в дом и погребать мертвых. Духовныя же суть следующия: увещать кого-либо, чтобы он жил законно и ненавидел грех, научить невежду Божьему познанию, советовать истину, молить Бога за ближняго, переносить терпеливо укоризну и прощать прегрешения согрешившим пред нами.
6. Блажени чистии сердцем.
Чистые сердцем – это те, которые являются прямыми и простосердечными христианами и которые тщательно хранят в себе любовь к Богу и ближнему. Сюда относится телесное и духовное девство, соблюдаемое по силе, от Бога данной для лучшаго угождения Богу. Здесь не имеет место то девство, которое хотя и не имеет телеснаго смешения, но внутри блудит со изволением.
7. Блажени миротворцы.
Миротворцем называется то, кто братию свою, раздраженную несогласием и враждою между собой, приводит к миру, согласию и любви. При сем нужно сказать, что тот, кто советует мир, противный Божьему закону, такой миротворец окаянен, а не блажен.
8. Блажени изгнани правды ради, - и
9. Блажени есте, егда поносят вам и
изжденут, и рекут всяк зол глагол на вы
лжуще Мене ради.
Изгнании и поносимые суть те, которые за правду, то есть за слово Евангелия христова, терпят от людей всякое зло, изгнание, поношение, узы, темницы, муки и даже самую смерть. Такое страдание за правду есть великое свидетельство любви к Богу, ибо как может не любить Бога тот, кто даже страдать готов за правду Его? О тех добродетелях, за которые обещано блаженство нужно так думать, что во-первых, добрыя дела так тесно связаны между собою, что одно без другого быть не может, и кто хочет иметь одну добродетель, тот будет иметь и все прочия, а кто оскудеет в одной, тот потеряет и все прочия; потом еще должно верить, что творящие благие дела не только получат вечное блаженство на небесах, но и здесь будут иметь благополучие, получивши Божиим благоволением и в этой жизни временные блага.
Часть третья. О любви
Любовь есть добродетель влиянная в душу от Бога. Ею мы любим Бога ради Него Самого, а ближняго ради Бога. Она проявляется в исполнении десятословия, то есть Божиего повеления, состоящего из десяти заповедей и преподаннаго чрез Моисея на горе Синайской для того, чтобы всякий человек мог знать, что угодно Богу и что противно Ему. Угодно же Богу благое, или добродетель, а противно ему злое, или грех. Итак, это Его повеление, или заповеди, повелевают: иныя – творить добро, как угодное Богу, а другия запрещают делать злое, как противное Ему.
Добродетель есть плод, рождающийся от веры, или, говоря иначе: благия дела заключаются в исполнении заповедей Божиих, совершаемых с Божией помощью, при содействии человеческаго разума и по собственной воле самого человека, которая рождается от любви к Богу и ближнему.
Добродетель разделяется так: все благое вообще есть добродетель, на самыя первыя и необходимыя, без которых нельзя спастись, суть следующие: вера, надежда и любовь.
Богу приятны следующия добродетели, возрастающия от веры, чрез надежду в любви: молитва, которая бывает благодарственной, просительной и славословящей Бога; пост, как определенный, так и временно установленный, и, наконец, милостыня. От этих добродетелей рождается мудрость, правда, мужество и целомудрие, или чистота.
Грех же есть необузданное хотение человека и диавола, или, иначе говоря, грех есть беззаконие, то есть, преступление Божьяго закона.
Грех бывает двоякий: смертный и не смертный. Смертный различается, как праотеческий и произвольный, произвольный же в свою очередь разделяется на три группы. К первой относятся те, от которых рождаются самые разнообразные грехи, и таковых есть семь.
1. Гордость. От нея рождаются: злое мнение о ближнем, осуждение, непокорность церкви и ея служителям, мечтательное самовосхваление, лицемерие, страсть к словопрениям, дерзость, крамола, кичливое мнение, небрежение о заповедях и пребывание во зле. Противоположная этим грехам добродетель есть смирение.
2. Лихоимство. От него происходит: хищение, лесть, ложь, мятеж, насилие, суровость, жестокосердие, безчеловечие, зависть, неверие, обида нищих и иных людей, скупость, кража. Им противоположна щедрость.
3. Блуд. Он порождает: слепоту ума, ненависть ко всему Божественному, нечестие, отчаяние, мотовство, леность и вражду к ближнему. Противоположна ему чистота, или целомудрие.
4. Зависть. Она проявляется как ненависть, оглаголание, небрежность, прельщение и убийство. Ей противоположно доброхотство.
5. Чревонеистовство. От него происходит: леность к благочестию, уныние, плотская похоть, безобразный смех, самоугождение, небрежение о ближнем, укоризна, любовь к словопрениям и варварский нрав. Ему противоположно воздержание.
6. Злопамятность. Она производит зависть, убийство, мщение, пустоту и безумие. Добродетель противоположная ей терпение.
7. Уныние. Оно порождает расслабление воли, опорочивание себя грехом, соблазн, печаль и мнительность. Ему противоположно бодрствование.
Ко второй группе относятся грехи против Духа Святаго, как-то: безмерное упование грешников на Бога, отчаяние, противление познанной истине; а у некоторых есть и такие грехи: зависть к духовным благам, кои получают ближние от Бога, - пребывание в грехах и состарение в злобе, - нерадение о покаянии даже до конца этой жизни.
К третьей группе относятся грехи, вопиющие на небо и навлекающие отмщение, как-то: самовольное убийство, обида вдов и сирот, лишение мзды поработавших, досаждение и неблагодарность к родителям.
Грех несмертный. Сюда относятся все те грехи, которые простительны. Они бесчисленны, и избежать их не может ни один человек, кроме Христа и Богородицы. Они, однако, не лишают нас Божией благодати и не подвергают вечной смерти; только в случае небрежения о покаянии, которым можно таковые очистить, отверзают они путь к вышеуказанным смертным грехам и наводят на человека холодность и небрежность в исполнении закона.
Если кто возбуждает кого ко греху, таковой делается сообщником чужих грехов; например, когда отцы духовные позволяют чадам своим жить невоздержанно или когда оставляют без наставления господин раба, муж жену, учитель ученика, отец сына.
Доселе говорено было о добродетелях и грехах. Теперь следует предложить нечто о заповедях Божиих, которых есть десять и которыя были изображены на двух каменных скрижалях. На первой – заповеди относительно любви к Богу, а на второй относительно любви к ближнему.
Первая скрижаль, касающаяся любви к Богу:
1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут
тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира, ни всякаго
подобия, елика на небеси горе, елика на
земле низу и елика в водах под землею, да не
поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего
всуе.
4. Помни день субботний (то есть недельный),
еже святити его: шесть дней делай, и
сотвориши в них вся дела твоя; в день же
седмый – суббота Господу Богу твоему.
Вторая скрижаль, касающаяся любви к ближнему:
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо
ти будет и долголетен будешь на земле.
6. Не убий
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего
свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не
пожелай дому ближняго твоего, ни села его,
ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни
осла его, ни всякаго скота его, ни всего,
елика суть ближняго твоего.
Исполняя с Божией благодатию и
православною верою дела сии в мире сем, мы
несомненно надеемся, что в будущем веке,
восприяв совершенство любви, будем славить
на небесах Триипостаснаго Бога во веки.
Аминь.