Святитель
Филарет (Вознесенский)
СЛОВО ОБ ИОАННЕ
КРЕСТИТЕЛЕ
Во
Имя Отца и Сына и Святаго Духа. В
сегодняшний день, когда Церковь
прославляет великого праведника
— честнаго,
славнаго пророка, Предтечу и
Крестителя Господня Иоанна, “большаго
котораго —
как сказал Сам Спаситель мира — не возставал между
рожденными женами никто”, в этот
день я хочу обратить ваше внимание
на один случай из жизни нашего
Спасителя, прямо касающейся
святаго Иоанна Предтечи.
Святое Евангелие
говорит, что Иоанн, когда он был уже
в узах, в темниц, послал к Спасителю
своих учеников, чтобы они от его
имени задали Спасителю вопрос: “Ты
ли еси грядый, или иного чаем?” Т.
е. Ты ли Тот, Кто должен придти
(подразумевается, конечно, Мессия,
Спаситель мира), или нам ожидать
другого, т. е. не Тебя?
Этот вопрос
учеников от имени их святого
учителя может у человека вызвать
мысли, что якобы Иоанн, который так
убежденно в свое время
свидетельствовал о божественном
достоинстве Агнца Божия,
вземлющего грехи мира, вдруг
усомнился в темнице. Один из
богословов прямо сделал
предположение, что у Иоанна было
тяжелое искушение в темниц: когда
пред ним предстало все его
пророческое служение, он будто бы
вдруг усомнился. — а м. б. это не Мессия, и
все, что я делал, все делал
понапрасну? Действительно, такая
может появиться мысль от такого
вопроса.
Но такое объяснение
никак не вяжется с тем, что сказал
Сам Спаситель, после того, как
ученики Иоанновы ушли. Когда они
задали Ему свой вопрос — говорит Евангелие
— Господь им
сказал: “Пойдите и возвестите
Иоанну то, что вы видели и слышали”.
“Расскажите о чудесах — говорит Спаситель
— прокаженные
очищаются, нищие благовествуют и
мертвые воскресают”. Об этих
всех чудесах они должны возвестить
своему Учителю. Но чтобы это
указание не было бы принято в адрес
самого Иоанна, Господь после этого
и говорит тем, кто был вокруг него:
“Что смотреть ходили вы в
пустыню? Трость ли, ветром
колеблемую?” Ответа не нужно
было. Могучий Пророк и Предтеча
Господень настолько не похож был в
своей твердости и стойкости на
трость, колеблемую ветром, что
ответа не нужно было — он подразумевался с
несомненностью. “Что же смотреть
ходили вы туда? — вопрошает дальние
Господь — Человека
ли, в мягкие одежды одеяннаго? (т.
е. того, кто живет обычным порядком,
как многие). Нет. Таковые находятся
в царских чертогах” — говорить Господь. И
опять таки, никакого ответа не
нужно было. Всё помнили и знали
Иоанна.
И тогда Господь,
наконец, говорить: “Что же
смотреть ходили вы? Пророка? Да,
глаголю вам, и больше пророка”.
Тут Господь указал, что “он есть
глас вошющаго в пустыне, о котором
говорил древний пророк”, а затем
сказал: “Не
возстал в рожденных женами болышй
Иоанна Крестителя”. Эти слова,
которыми Господь утвердил
авторитет и духовную высоту Своего
Предтечи, который когда-то о Нем
свидетельствовал, совершенно не
допускает такого объяснения, о
котором я только что говорил (что
Иоанн якобы усомнился). Господь как
раз и указывает тут на его
твердость, стойкость и высоту. А,
как отмечает тонко и глубоко
понимавший св. евангелие Иоанн
Златоуст, вопрос был сделан не для
Иоанна, а для его учеников.
Мудрый наставник — св. Иоанн Предтеча,
видел, что его ученики сомневаются
и колеблются. А, кроме того, св.
Евангелие дает нам повод еще с
несомненной уверенностью полагать,
что у них была своего рода ревность
к своему учителю. Ведь когда-то
Иоанн был авторитетом наивысшим — тогда, когда загремела
его проповедь, когда загремел “глас
вопиющего в пустыни” над водами
иорданскими. И Сам Спаситель мира
принял первое свидетельство от
Иоанна. А потом, как говорить
евангелист Иоанн, был момент, когда
ученики Иоанновы пришли к нему и
говорят своему учителю Иоанну:
“Равви, вот Тот, Который был с
тобою, о Котором ты
свидетельствовал, вот Он крещает и
всё грядут к Нему (уже не к тебе
идут, а к Нему)”. Тут — явный оттенок такой
искренней, но неразумной ревности о
славе своего учителя.
И вот, видя все это в
своих учениках, Иоанн и послал их к
Спасителю, чтобы они там воочию
убедились Кто пред ними, ибо “дела,
которыя творил” Спаситель — как Сам Он говорил — “они
свидетельствовали о Нем”.
В вышеизложенном
случае мы видим, как Господь, в Свою
очередь, свидетельствовал о Своем
Крестителе, как о “большем в
рожденных женами”.
Ныне мы с вами
празднуем память св. Иоанна
Предтечи. Церковь, когда бывает
праздник Усекновения Главы Иоанна
Предтечи, в прокимне, т. е. основном
стихе, выражающем главную мысль
праздника, возглашает:
“Возвеселится праведник о Господе,
и уповает на Него”. Это прямо
относится к Иоанну Предтече, когда
он был уже в темнице и когда он был
усекнут.
Значить, никаких
сомнений не было у Иоанна, а он, как
праведник радовался о Господе
своем даже и тогда, когда так
внезапно обрушилась на него эта
насильственная смерть, которую ему
послал Царь Ирод, неразумно
поклявшийся половиной царства
своего. Будем это помнить.
Каким стойким был
Иоанн Предтеча
везде, всегда и во всем! И вот
этот-то пример его стойкости и
должен в особенности ныне
одушевлять верующих людей. Сколько
соблазнов сейчас! Соблазны на грех —
сами по себе
разсеяны всюду, но в грехе можно
покаяться; а вот другие соблазны
— духовной фальши,
духовных подделок, неистинной
церкви и прочее, что также теперь
всюду разсеяно — это самое страшное. И
вот тут-то и должен человек быть
стойким и мужественным, и не
отступать от стояния в истине.
Благодарение Богу,
мы с вами принадлежим к той Церкви, которая
свято хранит православные уставы и
традиции и весь уклад жизни, какой
должен быть у православных людей.
Будем благодарить за это Бога.
Сколько сейчас
людей, которые искренно ищут истину
и, однако, заблудились и попали на
неправильные пути. Нужно их жалеть
и молиться о них, а не осуждать их,
как некоторые делают теперь. Много
есть людей, которые ищут спасения,
но враг сбивает их с толку и толкает
их на неправильный путь, туда, где
они думают видеть истинную церковь,
а где, в действительности, только
подделка и фальшь.
Когда-то говорил
Господь в Апокалипсисе верному
Своему: “Держи, что имеешь”. И к нам
Господь через Тайнозрителя Своего
этот голос обрашает: “Держи, что
имеешь”.
Благодари Господа
за то, что принадлежишь к истинной
Церкви, и этот дар Его милости цени
превыше всего. И как Он всегда верен
Своим обетованиям, так и ты пребудь
до конца верен Ему, как и говорить
Он в том же Апокалипсисе: “Будь
верен даже до смерти и дам тебе
венец жизни”. Аминь.