ВЕЛИКИЙ ПЯТОК
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы знаем из священной истории, что в ветхозаветныя времена в еврейском народе время от времени появлялись посланные провозвестники Божией воли, обличавшие народ за его беззакония, и предсказывающие будущия судьбы его. Эти мужи именовались пророками; одного из них, — Пророка Исайю — наши св. Отцы-Богословы именовали часто “ветхозаветным Евангелистом”, потому что он, живши за многия сотни лет до явлением в мир Спасителя, так описал Его страдания, унижения и поношения, точно он сам был свидетелем их.
И вот его замечательныя слова, прямо относящиеся к искупительной жертве — смерти нашего Господа, неоднократно читавшшиеся в эти святые дни; это — слова о Господе Спасителе: “Он язвлен бы за грехи наши, и мучен был за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и Язвою Его мы все исцелились”.
Когда ты каешься пред Господом, в таинстве покаяния, исповедая свои грехи пред св. Крестом и Евангелием, и Евангелие тебе напоминает о Законе Божием, который ты постоянно нарушал, а Крест тебе напоминает о той страшной цене, которою Господь даровал тебе спасение, — тогда не забудь, что только этой кровавой ценой, ценой тех язв, которыми уязвлен Божественный Мертвец, лежащий бездыханным во гробе, — ради только этих язв даруется тебе прощеше. Если бы Господь не пострадал, если бы Он не был язвен за грехи наши и мучим за беззакония наша, тогда бы, — сколько и как бы мы не каялись, нам пришлось бы отвечать за наши беззакония; но ради Его искупительной жертвы и подвигов получаем прощение грехов. Он взял на Себя наши грехи и пригвоздил их ко кресту, как говорить св. Церковь. А насколько тяжело и мучительно было это тяжкое бремя греховное — мы с вами видим из молитвы Спасителя в саду Гефсиманском, когда Он, изнемогая и теряя последния силы под этой тяжестью, молился Отцу Небесному и боролся в подвиге, обливаясь кровью еще до бичевания и Голгофы, ибо кровавый пот покрывал Его, изнемогавшаго в страшной борьбе.
Ты будешь сейчас преклоняться пред язвами Спасителя; помни же, что по разному можно преклоняться пред Ними. Еще вчера мы напоминали о том, что, и воины, издеваясь и “пригибающу колена, поклоняхуся Ему”, восклицая: “Радуйся, Царю иудейский”. От таких богоубийц мы далеки по своему настроению; но помни, если ты, присутствуя здесь, только любуешься благолепием службы, — то хоть это лучше, чем совсем не ходить в Божий храм в эти святые дни, как многие не ходят, но все таки это далеко не то, чего ждет от нас Распятый и Погребенный Спаситель.
Если тебя умиляет торжественный чин Божией службы, и ты молишься искренно и покаянно — это уже гораздо лучше, но и это еще не все. Помни, что только тогда ты будешь подходить, как должно, к этому Священному Гробу, только тогда будешь лобызать Святейшия Раны, из которых излилась спасительная Пречистая Кровь, когда ты будешь подходить и поклоняться, как виновный, безответно виновный в страданиях и крестной смерти Господа. Он явлен был за грехи наши и мучим был за беззакония наша. Если бы мы не грешили, если бы не попирали правды Его, — не было бы этих страшных страданий, не было бы Голгофы, не было бы Плащаницы. Справедливо указывал один великий русский проповедник, что у Гроба Господня самыя язвы Спасителя и самый чин службы, лучше всякаго слова и проповеди говорят о Боге и Его Правде, о человеке и его неправде.
А поэтому, повторяю еще раз: помни, когда будешь поклоняться и лобызать эти Язвы, — лобызай их, как безответно виновный в том, что произошло в ночь страданий Спасителя, в том, что Господь был изъязвлен, поруган, умучен и убит на кресте крестной смертью, и все Он соделал для того, чтобы освободить тебя от грехов и от страшнаго ответа за них перед Божией Правдой. Вот, когда ты, сознавая это, будешь так покланяться Спасителю, Умершему для твоего спасения и лобызать Его Святешие Язвы, — тогда это и будет то поклонение, котораго ждет от тебя Господь, столько за тебя Пострадавший! Аминь.