О Предании Церковном
СВЯТОГО ВАСИЛИЯ
ВЕЛИКОГО
Из
27 Главы Книги о Святом Духе
Блаженному Амфилохию
Из сохраненных в
Церкви догматов и
проповеданий, некоторые мы
имеем от письменного
наставления, а некоторые
прияли от Апостольского
Предания, по преемству в тайне,
и те и другие имеют едину и ту
же силу для благочестия.
И сему не воспрекословит никто,
хотя бы мало сведущий в
установлениях церковных.
Ибо аще предпримем отвергати
неписанные обычаи, аки не
великую имеющие силу: то
неприметно повредим Евангелие
в главных предметах, и сократим
проповедь до одного лишь имени,
без всякия вещи.
Например, прежде всего упомяну
о первом и самом общем, чтобы
уповающие на имя Господа
нашего Иисуса Христа
знаменались знаком креста - кто
учил сему писанием? К востоку
обращатися в молитве какое
писание нас научило? Слова
призывания при преложении
хлеба евхаристии и чаши
благословения кто из святых
оставил нам письменно? Ибо мы
не довольствуемся теми
словами, о коих упомянул
Апостол или Евангелие, но и
прежде, и после оных произносим
и другие, как имеющие великую
силу в таинстве, приняв их от
неписанного учения.
Благословляем такожде и воду
крещения, и елей помазания, еще
же и самого крещаемого, по
какому писанию; не по преданию
ли, умалчиваемому и тайному? И
что еще; самому помазыванию
елеем какое писанное слово
научило? откуда и троекратное
погружение человека, и прочее,
бывающее при крещении:
отрицатися сатаны и ангелов
его из какого взято писания?
Не из сего ли
необнародываемого и
неизрекаемого учения, которое
Отцы наши сохранили
внеприступном любопытству и
выведыванию молчании, быв
здраво научены молчанием
охраняти святые таинства? Ибо
какое было бы приличе писанием
оглашати учение о том, на
непосвященным в таинство и
воззрение недозволительно?
И далее. Сия есть вина предания
без писаний, дабы к многократно
изучаемому познанию догматов
не утратили многие
благоговения, по привычке.
Ибо иное догмат, а иное
проповедание. Догматы
умалчиваются, проповедания же
обнародываются. Род же
умолчания есть и неясность,
которую употребляет Писание,
неудобосозерцаемым творя
разум догматов ради пользы
читающих.
Посему-то все зрим к востоку во
время молитв, но немногие
знаем, яко чрез сие ищем
древнего отечества Рая,
который насадил Бог в Едеме на
востоке. Такожде, стоя молитвы
творим во едину от суббот, но
причину сего не все знаем. Ибо
не токмо яко совоскресшие
Христу и долженствующие искати
горнего, стоянием во время
молитв в день воскресения
напоминаем себе о благодати,
нам дарованной, но и потому сие
творим, яко сей день мнится
быти неким образом чаемого
века. Почему, яко начало дней, у
Моисея наречен он не первым, но
единым. И бысть, глаголет,
вечер, и бысть утро, день един;
аки бы един и тот е день
многократно круговращался.
Итак, единый, который есть
купно и осьмый, означает оный
существенно единый и и
истинный осьмый день, о котором
и Псалмопевец упоминает в
некоторых надписаниях псалмов,
назнаменует собою по сем веке
грядущее состояние, день
непрестающий невечерний,
беспреемственный,
нескончаемый оный и
нестареющий век. Итак,
основательно Церковь научает
питомцев своих бывающие в оный
день молитвы в стоянии
совершати: дабы, при частом
напоминании о нескончаемой
жизни мы не оставляли в
небрежении напутствия к оному
преставлению. Но и вся
пятидесятница есть
напоминание воскресения,
ожидаемого в будущем веке. Ибо
единый оный и первый день,
будучи седмикратно
уседмеричен, составляет седмь
недель святыя пятидесятницы.
Пятидесятница, начинаясь
первым днем седмицы, им же и
оканчивается. Пятьдесят крат
обращаясь чрез подобные
промежуточные дни, сим
подобием подражает веку, как бы
в круговом движении, начинаясь
от тех же знаков, на тех же и
оканчиваясь. Церковные уставы
научают нас предпочитати в сии
дни прямое положение тела во
время молитвы, ясным
напоминанием как бы преселяя
мысль нашу от настоящего в
будущее. При всяком же
коленопреклонении и восстании
мы действием показуем и то, яко
грехом ниспали на землю, и то,
яко человеколбюием Создавшего
нас паки воззваны на небо.
Но не достанет мне времени
повествовати о неписанных
таинствах церковных. Оставляю
прочее. Самое исповедание веры,
дабы веровати во Отца, и Сына, и
Святого Духа, из каких писаний
имеем мы?
Аще по благочестивому
умозаключению, имея долг тако
веровати, како крестимся, из
предания о крещении производим
исповедание веры, подобное
тайнодейственному изречению в
крещении; то да позволят нам по
такому же заключению и
славословие воссылати
подобное исповеданию веры. Но
аще образ славословия
отвергают, яко неписанный, то
да представят нам писанные
доказательства как
исповедания веры, так и
прочего, нами исчисленного.
Итак, поелику столь много есть
неписанного, и оно имеет
толикую силу в таинстве
благочестия, то единого ли не
попустят нам речения, которое
дошло до нас от Отцов, которое
мы обрели оставшееся от
невымышленного обыкновения в
неповрежденных Церквах, и
которое имеет немалую важность
и немалую приносит пользу силе
таинства?
|