О
каноне Святого Писания
СВЯТОГО
АФАНАСИЯ АРХИЕПИСКОПА
АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
Из
Тридцать Девятого Послания о
Праздниках
Но поелику
упомянул я о еретиках, как о
мертвых, о нас же самих, яко
имеющих ко спасению
Божественного Писания, и
боюсяя, чтобы, как писал к
коринфянам Павел, некоторые из
простодушных не были уклонены
от простоты и чистоты
хитростию человеков и потом не
начали внимать иным книгам, так
называемым апокрифическим,
будучи обмануты
единоименностью их с истинными
книгами; то потерпите, молю, аще
о известном вам еще и я
воспоминаю, ради нужды и пользы
Церкви. Желая же о сем
воспомянути, употреблю для
оправдания моего дерзновения
образ словес евангелиста Луки,
и реку и я: понеже некие начали
слагать себе так именуемые
апокрифические книги и
смешивати оные с
Богодухновенным Писанием, о
котором мы удостоверены, якоже
предаша Отцам от начала
самовидцы и слуги бывшие
Словесе; изволися и мне,
побужденному истинными
братиями, и дознавшему сначала
по ряду изложити, какие книги
приняты в канон, преданы и
веруются быти Божественными,
дабы каждый обольщенный отверг
обольщающих, и каждый
пребывший чистым возрадовался
о новом предостережении.
Итак,
всех книг Ветхого Завета
числом двадесять две; ибо столько
же, как я слышал, и букв в
употреблении у евреев.
По
порядку же и по именам оные
суть следующие: во-первых,
Бытие, потом Исход, далее Левит,
посем Числа и наконец
Второзаконие; за сими следует
Иисус Навин, Судии и затем Руфь;
далее по порядку четыре книги
Царств, из коих как первая и
вторая считаются за одну книгу,
так равно третья и четвертая за
одну; после сих Паралипоменон
первая и вторая, также
считаемые за одну книгу; далее
Ездры первая и вторая, также за
одну; после сих книга Псалмов, и
потом Притчи, потом Экклесиаст
и Песнь Песней. По сих Иов;
наконец, Пророки дванадесять,
считаемые за одну книгу, потом
Исайя, Иеремия и с ним Варух,
Плач и Послание; а по них
Иезекииль и Даниил; сии
составляют Ветхий Завет.
Но
должно и без укоснения рещи и о
книгах Нового Завета. Они суть
следующие: четыре Евангелия, от
Матфея, от Марка, от Луки и от
Иоанна; по сих Деяния Апостолов
и седмь так именуемых Соборных
посланий Апостолов, как то:
Иакова едино, Петра два, потом
Иоанна три и Иуды едино; к ним
четыренадесять посланий
Апостола Павла, которые
пишутся следующим порядком:
первое к Римлянам, потом к
Коринфянам два, по сих к
Галатам, далее к Ефесянам,
потом к Филиппийцам, к
Колоссянам, к Солунянам два, ко
Евреям, к Тимофею два и к Титу
едино, последнее к Филимону
едино; и, наконец, Апокалипсис
Иоанна.
Сии
суть источники спасения, да
сущими в оных словесами
жаждущий утолит жажду, в сих
токмо благовествуется учение
благочестия. Никто к сим да не
прилагает, ниже да отъемлет от
них что-либо. О сих Господь,
посрамляя саддукеев, глаголал:
прельщаетеся, не ведуще
Писаний, ни силы их. Иудеев же
увещевал: испытайте Писания,
яко та суть свидетельствующа о
Мне.
Ради
большия же точности, поелику
пишу ради нужды, присовокупляю
и сие: яко есть, кроме сих, и
другие книги, не введенные в
канон, но назначенные Отцами
для чтения нововступающим и
желающим огласиться словом
благочестия: Премудрость
Соломонова, Премудрость
Сирахова, Есфирь, Иудифь и
Товия, и так именуемое Учение
Апостолов, и Пастырь.
Впрочем,
возлюбленные, сверх сих
читаемых и оных канонических
нигде не упоминается об
апокрифических; но сие есть
умышление еретиков, которые
пишут оные, когда хотят,
назначают и прибавляют им
время, дабы, представляя их, аки
бы древние, имети способы ко
прельщению оными простодушных.
|