ПЕРВЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОКОЛЕНИЯ

 

Пятая глава книги Бытия открывается кратким повторением истории сотворения людей (и тут снова применяется слово „бара" — сотворение из ничего), как соборного единства во множественности, по об разу и подобию соборного единства в Троичности в существе Божественном.

„Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благо словил их, и нарек им имя: Человек в день сотворения их",

Далее приводится число лет жизни Адама и говорит ся о рождении праведного сына Адама и Евы — Сифа:

„родил сына по подобию своему и по образу своему и нарек имя ему Сиф ".

Господь сотворил Адама и Еву по образу и по подобию Своему, и сохраняя этот образ и это подобие (хотя и поврежденные грехом), Адам передает их своему потомству.

„И родил он (Адам) сынов и дочерей".

Если в предыдущей главе мы отмечали исключи тельную любящую внимательность святых отцев к каждому слову Библии, то отметим тут, насколько слепы, иногда даже не намеренно, новейшие неверующие или маловерующие критики и исследователи Священного Писания.

В книге Бытия, в ст. 4-м 5-й главы ясно написано, что Адам родил сынов и дочерей, а бесчисленное множество недавних и современных критиков Библии недоумевают: как представляет Библия размножение человеческого рода, если у Адама и Евы указаны только три сына? На ком они женились?

Конечно, большинство таких критиков, вроде пресловутого Ярославского (в его широко распространяв шейся 30 лет тому назад „Библии для верующих и неверующих"), были людьми недобросовестными, заведомо сознательно клевещущими на предметы веры. Но ведь при этом рассчитывали они, что их читатели не заметят их клеветы, были уверены, что эти „верующие и неверующие" читатели не читали Библии и в лучшем случае знали о ее содержании лишь по различным часто очень вульгаризированным т. н. „Священным историям", где действительно указываются обычно лишь имена Каина, Авеля и Сифа в качестве чад Адамовых и не упоминается о прочих сыновьях и дочерях Адама и Евы.

Сыновья Адама и Евы, конечно, женились на своих сестрах, не впадая при этом в преступное кровосмешение, ибо такие браки тогда диктовались естественной и простой необходимостью, а никак не извращенностью. Кроме того, человеческий род был тогда юн и свеж, и браки ближайших родственников не могли леще внести в него те элементы вырождения, дегенерации, которые неизбежно сопутствуют кровосмесительным связям позднее и теперь.

Этой же свежестью сил в юном человеческом роде можно объяснить и исключительную долговечность людей тогда. Сотворенные первоначально для вечной жизни, люди первых человеческих поколений дольше не сдавались противоестественному для людей веянию смерти. Адам жил 930 лет, Мафусал (или Мафусаил), наиболее долговечный — 969 лет.

Из десяти имен потомков Адама до Всемирного По топа остановимся на имени Еноха, седьмого по Адаме. Енох значит — посвящение.

„И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его".

О праведном Енохе говорится в книге премудрости Иисуса сына Сирахова: „Енох угодил Богу и был взят на небо, будучи образом покаяния для всех родов" (Иис. Сир.44,15).

О нем же говорит св. ап. Павел: „верою Енох преселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому что Бог преселил Его" (Евр. XI, 5).

А св. ап. Иуда сберег для нас даже подлинный слова праведного Еноха, свидетельствуя в своем послании:

„Пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря:

“се идет Господь со тьмами святых ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить между ними всех нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произнесли на Него нечестивые грешники".

Блаженный Феодорит учит, что Господь дал прав. Еноху избавление от смерти, чтобы уже и древнему допотопному человечеству свидетельствовать, что „определение о смерти временно и будет уничтожено".

Заканчивает блаженный Феодорит свое толкование о Енохе словами, которые нам очень благоуместно при вести: „Итак, что он живым был преселен, и что теперь еще живет — мы знаем, но где и как — неизвестно, так как в Писании не сказано об этом" .

С именем прав. Еноха связано очень важное церковное предание, о котором подробнее всего говорят блаженные Иероним и Августин (пер. Ep. Ad Marcellam ; Aug. De gen. Ad Litt.. IX, б). Это предание особенно важно для нашего огненного времени. Праведный Енох не вкусил смерти. Между тем, по Божиему определению:

„прах еси и в прах возвратишися", все люди должны пройти чрез смертные врата, и мы знаем, что даже Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим — Матерь Божия прошла чрез порог смерти, чтобы быть воскрешенной Сыном и Богом Своим. Только о двух человеках говорит свящ. Писание, что они не вкусили смер ти: о прав. Енохе и о пророке Илие. Об обоих можно сказать словами блаж. Феодорита: „Они и теперь еще живут, но где или как — неизвестно".

И церковное учение говорит, что, когда в последние времена умножатся беззакония, иссякнет любовь, так что истощатся у людей всякое проявление ревности по Боге, тогда явятся „два свидетеля, две маслины, два светильника" (Откр. XI, 4), которые будут свидетельствовать Божию правду среди измалодушествовавшегося человечества. По Божиему попущению они, эти два светильника, будут убиты Антихристом и в третий день воскреснут. Церковное учение говорит, что эти два светильника-свидетеля будут свв. Енох и Илия, те праведники Ветхого Завета, которые не вкусили смерти, именно для того, чтобы совершить дело Божие в конце веков, когда человеческие силы истощатся.

Самая проповедь прав. Еноха, как указывает блаж. Феодорит, в большей степени относится к последним вре менам, нежели ко временам предпотопным: „се идет Господь со тьмами святых ангел Своихсотворить суд над всеми".

С 5-й главой книги Бытия связана также проблема Библейского летоисчисления. Общеизвестно, что в Византии и в до-петровской Руси счет годов велся „от сотворения мира", а не от Рождества Христова. Да и теперь в наших церковных календарях выставляется этот счет: сейчас идет 7468-ой год от сотворения мира (на момент написания данной статьи — прим. составителя).

Этот счет годов подвергается неустанным насмешкам противников веры и иногда соблазняет своей крат костью и некоторых верующих, встречающихся в научных изысканиях с необходимостью представлять себе историю нашей земли гораздо более продолжительной.

Два ответа мы можем дать в истолкование этой проблемы.

Во-первых: что именно должны мы понимать под да той — сотворения мира? По словам самого св. прор. Моисея, и св. ап. Петра и величайшего церковного толкователя Священного Писания св. Василия Великого, эпоху дней миротворения мы можем и даже может быть должны представлять себе, как длительные, даже очень дли тельные периоды, потому что 7-м днем, идущим в ряду этих шести дней творения, Церковь называет весь и ныне длящийся и неизвестно еще сколько имеющий продлиться период от окончания творения до конца мира, когда на смену седьмому дню придет уже невечерний восьмой день, которому не будет конца.

Следовательно, по церковному мы этот вопрос можем поставить так: когда же окончился 6-й день и начался 7-й? По смыслу соответствующего повествования книги Бытия мы можем сказать: тогда, когда совершено было творение человека, в его нынешнем истинном духоносном виде. Но когда именно произошел этот момент во внешнем историческом процессе, мы не знаем. И важно при этом отметить, что ни одно ясное историческое свидетельство о духовной жизни человека, вроде памятника письменности или религиозного памятника, не идет за пределы этих 7468 лет.

Во-вторых: непреложное Божие слово, святая Библия, не дает нам хронологических таблиц. Она дает только годы жизни патриархов — потомков Адама от на чала мира до Потопа и потом от Потопа до Авраама. Подсчитывая эти годы, некий благочестивый инок Средневековья — Дионисий Малый (тот же, кто вычислил и год Рождества Христова) высчитал годы от Сотворения мира, и эта эра исключительно по оображениям ее удобства была принята в Византии, а от Византии заимствована Россией.

Однако, если мы приглядимся к тексту св. Библии, мы увидим, что она не дает ключа к хронологии.

Что говорит Библия? "Адам жил 230 лет и родил сына по подобию своему, и нарек имя ему Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было 700 лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адама было 930 летъ". И так о каждом потомке Адама даются годы жизни его до рождения упоминаемого чада и после сего.

Но дело в том, что библейское выражение „такой сын такого то" и „такой то родил такого то" совсем не всегда значат, что данный такой то был непосредственным сыном такого то. И в Ветхом Завете мы видим, как почти о всех царях иудейских говорится: „делал он, как Давид отец его" или „не делал он, как Давид отец его". И в Новом Завете Христос Спаситель именуется Сыном Давида, Сыном Авраама и Сыном Адама- А в родословной Господа, приводимой ап. Матфеем, мы видим, что когда евангелист говорит: „Озия родил Иоафама", то он пропускает 4 поколения (ср. Мф. I, 9 и 4 Цар. XI и ХУгл.и I Цар.Ш.10).

Следовательно, когда Библия говорит, что Х есть сын У, то мы должны только понимать, что икс является прямым потомком игрека, а сколько между ними поколений — сказать нельзя. Озия родил Иоафама, но между ними 4 поколения, Христос Спаситель — сын Давидов, но между ними 30 с лишним поколений, Христос Спаситель — сын Авраамов, но между ними почти 50 поколений, Христос Спаситель — сын Адамов, но между ними огромное, не поддающееся даже приблизительному подсчету множество поколений. Но одно непреложно и абсолютно достоверно мы знаем при этом: если кого-либо св. Библия называет сыном такого то, то без сомнения он является его прямым потомком. Христос Спаситель — сын Давидов, сын Авраамов, сын Адамов, потому что Он — прямой их потомок. И это то подчеркнуто утверждает Св. Писание, потому что именно это нужно нам знать, чтобы во Христе непреложно узнать Спасителя мира, возвещенного Богом первым людям в начале их земной истории, Аврааму при его переселении в землю Обетованную и Давиду при его покаянии, узнать Того, Кого пророки про возвещали именно как Сына Давидова и Сына Авраамова.

А исчисление хронологии не входит в цели св. Библии. Это, как и все внешние научные изыскания, не не обходимы для единаго на потребу — для дела вечного спасения человеческих душ — предоставляет Господь свободным изысканиям человеческого научного творчества.

Чтобы понять, почему эта эра была так удобна для Византии, надо вспомнить, что вследствие того, что Византия была культурной и политической наследницей одновременно и Рима и восточных монархий, пред византийскими хронологами стояла в свое время трудная задача: им надо было для своих исторических трудов сводить воедино самые разные методы хронологии: римский — от основания Рима, греческий — по олимпиадам, эллннистическо-сирийскую Эру Селевкидов (от 312 г. до Р. X. — см. гл. I кн. Маккавеев), и сложнейшие календарные системы — александрийскую н вавилонскую.

Религиозные мотивы уже тогда диктовали предпочтение эре Рождества Христова. По церковному представлению со времени Пришествия Христа в мир, Он Одни по настоящему, в полном смысле слова царствует — державствует, а земные цари только царствют. „Един Царь и Господь", говорит о Спасителе церковное песнопение. „Христос — Царь наш", восклицали святые мученики, отказываясь повиноваться земным царям-мучителям. Поэтому так естественно было для христианского сознания в странах, где издавна летоисчисление велось по годам царствования того или иного властителя, ввести летоисчисление по годам царствования Христа Господа — от дня Рождества Его,

Но практически для византийских историков эра Рождества Христова была неудобна, так как Рождество Христово было тогда слишком близкой датой. Излагая историю Александра Македонского, древнего Рима, Помпеи, Цезаря, надо было непрестанно указывать год до Р- X. Это неудобство ощутимо и для нас, но для нас оно значительно уменьшается тем, что ныне эра Рождества Христова достаточно далека от нас по временя, и заметно это неудобство становится лишь при изложении истории веков, близких к ней.

По всем этим причинам, исчисленная Дионисием Малым эра от сотворения мира была охотно принята византийскими историками, а от них взята византийским государством. Однако, очень часто на византийских документах мы встречаем обе даты: и от сотворения мира, и от Рождества Христова.