СОТВОРЕНИЕ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА

 

И сказал Бог: „Сотворимъ человека по образу Нашему и по подобие Нашему".

Внешний материальный мир сотворен и создан, вместилище приготовлено. Земля — материальный мир уже не безвиден, не бесформен, но он все еще пуст, так как все еще не имеет нравственной ценности, ибо нравственно не вменяем, безответственен.

И вот, для того, чтобы заполнить пустоту, чтоб дать нравственный смысл всему творению, чтобы призвать к бытию существа, способные как и ангелы к той же совершенной радости бытия, какой наслаждается Бог, раздается творческий Божий глагол: „ Сотворимъ человека". Чтобы эта новая тварь была бы истинно доброй, она должна быть подобной своему Творцу, и потому Господь говорит: „Сотворимъ по образу Нашему".

Здесь, в этот важнейший торжественнейший момент творения, в момент призвания к бытию богоподобного, придающего нравственный смысл всему матеральному миру существа, снова видим мы священную печать троичности на библейских строках. „ По образу Нашему", не Моему, говорит Господь.

Сам Триединый, совершенной Божественной любовью Трех Лиц соединенный во единое Божественное Существо, Он и создание Свое творит, как некогда и ангелов, по этому же образу, не в едином лице, но в двух лицах, с тем, чтобы потом от них явилось бы множество лиц, но все были бы единым существом.

„И сотворилъ Бог человека, по образу Своему, по образу Божию сотворилъ его, мужчину и женщину сотворилъ их".

„И благословилъ ихъ Бое и сказалъ имъ: “плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею”".

Во всех этих стихах 1-й главы Библии, говорящих о первоначальном сотворении человека, применяется по-еврейски слово „бара" — творить из ничего. Следовательно, перефразируя, мы можем сказать о первом библейском сообщении о сотворении человека так: Бог, единый по существу, но троичный в Лицах, из ничего сотворил по Своему образу и подобию человека, одновременно мужчину и женщину — два лица в едином существе, и дал им благословение умножать число лиц и владеть видимым миром.

Но в Библии не один раз, а дважды говорится о создании человека: первый раз в 1-й главе, второй раз — во 2-й, в стихе 7-м. „И создалъ Господь человека изъ праха земного". Оба рассказа до противоположности различны: в первом говорится, что Бог „бара", т, е. сотворил из ниче го человека по образу и подобию Своему, во втором, что Он „асса", т. е. создал его из праха земного, также, как всех животных, о которых говорится „образовалъ" (по-еврейски тот же глагол „асса") Господь Бое изъ земли всехъ птицъ небесныхъ" (Быт. 11, 19). И также, как о животных говорится во 2-й главе Бытия о человеке: „и стал человек душею живою". Далее: в первом повествовании творит Господь одновременно мужчину и женщину — два лица, потенциально множество лиц подобно множественному ангельскому собору, во едином существе; во втором же повествовании говорится о создании только мужчины — Адама, и лишь через некоторое время создается (асса) из ребра его жена — Ева.

Эта двойственность, и при том столь разнящаяся в рассказе о сотворении человека, конечно, была использована врагами христианства в качестве доказательства несостоятельности Библии, различного будто бы коренным образом происхождения Библейских повествований. Между тем, если мы будем помнить азбучную истину о человеке, как о двуедином духовно-телесном существе, то для нас станет совершенно очевидно церковное понимание двойственности повествования Библии о сотворении человека, как изложение разных естеств человеческой природы: духовной и душетелесной: в 1-й главе говорится о сотворении духа человеческаго, во 2-й главе о создании его тела и животной души. Дух человека создан из ничего Божиим глаголом по образу и подобию Божию, одновременно мужская и женская личности, имеющие каждая свои персональные личные свойства, но единую природу, единое существо, как Лица Божественной Троицы имеют персональные несмешиваемые свойства, но составляют единое Существо. Тело же человека одушевленное животной душой было создано (асса) из ранее сотворенного материала, из праха земного, т. е. из пыли, из элементов, из атомов и молекул земных, как из этого же материала создал Господь и животных (Быт. 1 гл. 20 и 24 стт. и 2 гл., 19 ст.), которым тоже дал Господь душу живую, сотворенную из ничего (Быт. 1, 21), но не по образу Его, без нравственного содержания и вменения.

Св. Григорий Нисский в своем творении „Об устройстве человека", указывая на двойственность сотворения-создания человека, говорит: „Бог сотворил (т. е. „бара") внутреннего человека и вылепил (асса) внешнего, вылеплена плоть, сотворена же душа".

Вот почему по телесной своей природе человек является совершенно-абсолютно частью внешнего животно-материального мира, В теле его, как и в теле животных, нет ни мельчайшей частицы, ни одного атома вещества, какого бы не было в окружающем мире. Все, что есть в нас, есть в окружающем нас мире до самых отдаленнейших туманностей и звезд, свидетельствуя об Едином Творце, создавшем все эти столь отличные друг от друга проявления внешнего мира и о нашем телесном сродстве со всем Богом созданным миром. Еще более близки мы с животным миром, одушевленным, как и мы. Богом сотворенными душами живыми. Поэтому совершенно спокойно может христианин согласиться с наблюдением о том, что по телесной природе человек и шимпанзе ближе друг к другу, нежели даже шимпанзе и мартышка. Если говорить о телесной, даже душе-телесной природе чело века, то нас нисколько не смутит возможность поместить человека в современной зоологической классификации на определенное место в отряде приматов, в классе млекопитающих.

Но не может христианин считать, что этим только и ограничивается наше место в ряду творений. На это, увы, распространенное теперь, представление, в древности еще ответил псалмопевец: „человекъ въ чести сый не разуме, приложися скотомъ несмысленнымъ и уподо-бися имъ" (Пс. 48, 13). Нет, мы по духу богоподобные твари, малым чем меньше ангелов (Пс. 8,5 и 7 и Евр. 2,7) и между нами, с одной стороны, и шимпанзе и всем прочим животным миром, с другой стороны, — пропасть глубочайшая, абсолютная: осуществляя свое богоподобие, мы, подобно тому, как Господь знает Свое создание, можем познавать и зверей земных и отдаленнейшие миры вселенной, но никто, кроме нас, во всем необъятном материальном мире не может познать ни нас, ни себя, ни внешнего, ни внутреннего мира.

Св. Антоний Великий так говорит о взаимоотношениях человеческого и животного миров: „Человек по уму соприкасается с неизреченною Божественною силою, а по телу имеет сродство с животными". (Наставления, кн. 2, гл. 42).

И еще: „Все растущее можно назвать живым, потому что растет и живет, но нельзя сказать, чтобы все такое имело душу. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Человек называется духовным (разумным) животным, потому что имеет дух (ум) и способен приобретать познания. Прочие же животные имеют дыхание и душу... Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и одушевлены, каковы ангелы; другие имеют дух, душу и жизнь, каковы люди; иные имеют жизнь и душу, каковы животные; а иные имеют только жизнь, каковы растения". (Там же, гл. 166).

Учитель Церкви V века Немезий Емесский в творении о „природе человека" пишет: „По телу и составу из элементов человек приобщается к неодушевленным существам. По тем же признакам, а также и по способности поста и размножения, он приобщается к растениям. С бессловесными животными у него обще все это, и кроме того, он с ними близок по стремлению к движениям, по чувствам, по желаниям. А по разумному началу он сопри касается с бесплотными духовными существами — ангелами".

Исказалъ Бое (людям): „владычествуйте надъ рыбами морскими и надъ зверями, и надъ птицами небесными, и надъ всякимъ скотомъ, и надъ всею землей, и надъ всякимъ животнымъ".

„И сказалъ Бое: вотъ Я далъ вамъ всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плодъ древесный, сеющш семя; вамъ сие будетъ въ пищу" (Быт. 1,28-29),

Наполнив землю, введя в нее того, кто является носителем нравственной ценности, богоподобного духа, Бог этому носителю духа подчиняет всю ранее Им созданную и оформленную материю, осуществляя и развивая его богоподобие. Сам Владыка вселенной. Господь делает человека владыкой материального и животного мира, в то же время делая этот материальный и животный мир, не имеющий сам по себе нравственной ценности, участником богоподобной нравственно ценной жизни человеческой, мир неодушевленный как пространственное место жительства человека, мир растительный, как пищу для тела человека, мир животный, как владение человека, как служебный ему, который как сроднейший, он постигает, узнает, понимает, наименовывает (Быт. 2,20).

„И стало такъ" (Быт. 1,30).

В этом мире не было ни тени зла, все было премудро, все было совершенно благо, согласно с Божией волей, с Божиим планом.

Творение мира закончилось. Через человеческий богоподобный дух связал Господь с Собою весь Им созданный материальный и животный мир, сделав его участником богоподобной светлой радостной, правой разумной благой жизни. „И увиделъ Бое все, что Онъ создала и вотъ хорошо весьма — по славянски добро зело — и былъ вечеръ и было утро: день шестый".

„И совершилъ Бог къ седьмому дню дела Свои, которыя Онъ делалъ и почилъ въ день седьмый отъ всехъ делъ Своихъ" (Быт. 2,1}.

Этот седьмой день, в который Бог почил от Своих дел, т. е. в который прекратился творческий процесс творения и созидания новых тварей, по учению Церкви продолжается и до сих пор и продолжится до конца веков, как мы уже указывали.