2. Аще же которые епархиальные епископы не присутствовали на святом Соборе, и в отступлении приняли, или покусятся принять участие; или, подписав извержение Нестория, перешли к оступническому сонмищу: таковым, по изволению святаго Собора, совершенно быть чуждым священства, и изверженным со своея степени.
3. Аще же некоторым из принадлежащих к клиру в каждом граде, или селе, Несторием и его сообщниками, возбранено священство за православное мудрствование: таковым мы дали право восприяти свою степень. Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским Собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам.
4. Аще которые из клира отступят, и дерзнут особо, или всенародно держаться Несториева, или Целестиева мудрствования: праведным признал святый Собор изверженным быть и сим из священнаго чина.
5. Аще некие за неприличные дела осуждены святым Собором, или собственными епископами; Несторий же, и его единомышленники, вопреки правилам, по его во всем произвольному действованию, покусился или покушается возвратить им общение с Церковью, или степень священства: праведным признали мы, да будет им сие безполезно, и да остаются они тем не менее изверженными из священнаго чина.
6. Подобно же, аще некие восхотели бы, каким либо образом, поколебать то, что о каждом из них учинено святым Собором во Эфесе, святый Собор определил, чтобы таковые, аще суть епископы, или принадлежащие к клиру, совершенно свержены были со своей степени; аще же миряне: отлучены были от общения Церковнаго.
7. По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, аще суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; аще же миряне: да будут преданы анафеме. Равным образом: аще епископы, или клирики, или миряне явятся мудрствующими, или учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисия изложении, о воплощении единороднаго Сына Божия, или скверным и развращенным Несториевым догматам, которые при сем и приложены: да подлежат решению сего святаго и вселенскаго Собора, то есть, епископ да будет чужд епископства, и да будет низложен; клирик подобно да будет извержен из клира; аще же мирянин: да будет предан анафеме, как сказано.
8. Дело, вопреки постановлениям Церковным, и правилам святых Апостолов, нововводимое, и посягающее на свободу всех, возвестил боголюбезнейший соепископ Ригин, и сущие с ним благоговейнейшие епископы Кипрской области Зинон и Евагрий. Чего ради, понеже общественныя болезни требуют сильнейшаго врачества, яко больший вред приносящие, и наипаче, аще и древняго обыкновения не было, чтобы епископ града Антиохии совершал поставления в Кипре, как письменно и словесно возвестили нам благоговейнейшие мужи, к святому Собору пришедшие; то начальствующие во святых Кипрских Церквах да имеют свободу, без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отцов, и по древнему обыкновению, сами собою совершать поставление благоговейнейших епископов. Тоже да соблюдается и в иных областях, и по всюду в епархиях: дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников: но аще кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская; и да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков. И так святому и вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла в чистоте, и без стеснения, сначала принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся. Каждый митрополит, для своего удостоверения, может невозбранно взять список с сего постановления. Аще же кто предложит постановление противное тому, что ныне определено: угодно всему святому и вселенскому Собору, да будет оно недействительно.
ПОСЛАНИЕ ТОГО ЖЕ СВЯТАГО ВСЕЛЕНСКАГО ТРЕТЬЯГО СОБОРА К
СВЯЩЕННОМУ СОБОРУ ПАМФИЛИЙСКОМУ О ЕВСТАФИИ, БЫВШЕМ ИХ
МИТРОПОЛИТЕ.
Понеже Богодухновенное Писание глаголет: с советом все
твори; то наипаче получившим жребий священнаго служения, подобает со всякою
точностию творить разсмотрение о всем, что делать должно. Ибо с желающими так
проводить жизнь свою последует то, что они обретаются в благонадежном положении,
и яко попутным ветром несутся, по направлению желаний. Слово сие весьма
правдоподобно. Иногда же бывает, что горькая и несносная скорбь, налегши на ум,
сильно возмущает оный, уклоняет от стремления к должному, и располагает, аки бы
на нечто полезное, взирать на неблагоприятное по существу своему. Нечто такое
усмотрели мы приключившееся благоговейнейшему и благочестивейшему епископу
Евстафию. Он рукоположен, как засвидетельствовано, по правилам церковным. Быв же
некоторым смущен, как сказывает, и подвергшись неожиданным обстоятельствам,
потом, по причине излишней недеятельности, утомленный борьбою с обременившими
его заботами, и невозмогший отразить нарекания противников своих, не ведаем как,
представил письменное отречение от своей епархии. Ибо ему, яко единожды
приявшему на себя священноначальственное попечение, подобало удержать оное с
духовною крепостью, как бы вооружиться на труды, и охотно переносить пот,
обещающий воздаяние. А понеже показал он себя единожды нетщательным, хотя сие
произошло с ним более, по недеятельности, ежели по нерадению и лености: то ваше
благочестие по необходимости рукоположили благоговейнейшаго и благочестивейшаго
брата нашего и соепископа Федора, для управления Церковью: ибо не следовало ей
вдовствовать, и без предстятеля быть Спасителеву стаду. И понеже пришел он с
слезами, не град и не Церковь оспаривая у вышереченнаго благочестивейшаго
епископа Феодора, но прося токмо чести и именования епископскаго: то все мы
возсоболезновали о старце сем, и почитая слезы его общими всем нам, поспешили
уведать: подвергся ли он законному извержению, или токмо в некоторых неуместных
поступках обличаем был некими людьми, помрачившими его добрую славу. И мы
уведали, яко ничего таковаго им не соделано, а наипаче в вину ему поставлено
отречение от епархии. Чего ради не укоряем и ваше благочестие, должным образом
поставившее на его место вышереченнаго благоговейнейшаго епископа Феодора. Но
понеже не подобает много порицать недеятельность сего мужа, паче же надлежало
помиловать старца, вне града, в котором родился, и вне отеческаго жилища, столь
долгое время пребывавшаго; праведно судили мы, и определили: без всякаго
прекословия иметь ему имя, и честь епископа, и общение; с тем токмо, что бы он
не рукополагал, не занимал церкви, и самовластно не священнодействовал, но разве
когда, или пригласит с собою, или, аще случится, позволит ему брат и соепископ,
по благорасположению, и любви во Христе. Аще же положит о нем какой более
благосклонный совет, ныне или по сем: то и сие угодно будет святому Собору.