Иеромонах Нектарий
ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
АНТИТЕЗИСЫ,
или некоторые
возражения Митрополиту Киприану.1)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рассматриваемое нами учение о Церкви
митр.Киприана явилось плодом его попытки дать богословское обоснование своей
позиции по вопросу, долгое время занимавшему первое место среди причин,
вызывавших споры и разделения среди старостильников – вопросу об отношении к
таинствам, совершаемым в оффициальных Церквах. И в этом его несомненная заслуга
перед всем православным миром.
К сожалению, однако, в своих богословских
рассуждениях он допустил ряд ошибок, сделавших его экклезиологию весьма близкой
к тем самым экуменистам, по отношению к коим его Синод и называется
"противостоящим". В основе этих заблуждений лежит, как нам кажется,
смешение вопроса о принятии кого-либо в церковное общение без повторения
совершенных над ними таинств с вопросом о реальности и действительности этих
таинств внутри тех сообществ, в коих они были совершены.
Тем не менее, мы вполне допускаем
возможность (исходя хотя бы из презумпции невиновности) считать митр. Киприана
не сознательным еретиком, а человеком, невольно заблудившимся в еще не
получившем окончательного богословского разрешения и соборного обсуждения
вопросе.
Гораздо серьезнее
обстоит дело с Русской Зарубежной Церковью, Архиерейский Собор которой,
проходивший в июле 1994 г. в Сан-Франциско, "по всестороннем обсуждении и
рассмотрении" признал сие учение идентичным своему собственному, о чем и
составил соответствующее "Определение". Таким образом, неправославное учение
было высказано от лица Церкви тем самым органом, который призван выражать ее
догматическое самосознание.
Возникшее вслед за тем
движение протеста, выразившееся в целом ряде посланий в Зарубежный Синод
недоумевающих архиереев (точнее, архиерея – еп. Григория (Граббе, ныне
покойного)), клириков и мирян и даже в отложении нескольких общин в России и
двух монастырей в Америке, вызвало у многих, в том числе и у пишущего эти
строки, надежды на скорое исправление допущенной по досадному, хотелось верить,
недоразумению ошибки.
Время, однако, показало несостоятельность
этих надежд и то, что означенное заблуждение явилось заблуждением не только
ума, богословствующего о высоких и сложных материях, но также и воли – воли к
выражению богословских постулатов в конкретных действиях. Разумеем недавно
установленное Синодом богослужебное поминовение "православного
епископства, клира и паствы церкве Сербския", предыдущий патриарх которой,
Герман, состоял Председателем Всемирного Совета Церквей, а нынешний – Павел, по
собственному признанию, вынимает за каждой литургией частицу о здравии папы
Римского. Это – экклезиология в жизни.
Конечно, и это нужно оговорить,
"киприановская" экклезиология не предусматривает подобного общения, а
напротив того, говорит о необходимости "ограждения" от участия в
"благодатных" таинствах еретичествующих. Но это
"ограждение" приобретает тогда чисто моральное значение. А в тяжелые
моменты страданий братского, единокровного славянского народа фарисейская
мораль "ограждения" и "неучастия" властно вытесняется
подлинно русской, достоевской моралью сострадания. Так жизнь корректирует
богословие, сметая все второстепенное и оставляя лишь главное – единство
"благодатной" жизни с экуменистами, коль скоро таковая у них
признается.
Сие-то и побудило нас предложить
общественному вниманию нижеследующий труд, написанный нами в 1995 году и
первоначально предназначавшийся для двух Синодов: Зарубежного и
"Противостоящих", и разосланный им. Ныне же, полагаем, он пригодится
и российскому читателю.
Еп. Григорий еще в 1994 году по свежим
следам Сан-Францисского Собора писал: "Наш Собор, как это ни страшно
признать, подпал под собственную анафему". И нам ничего не остается делать
теперь, кроме как признать правоту его слов и констатировать тот прискорбный
факт, что Зарубежные архиереи поставили себя своими деяниями в такое положение,
что к ним впору применять 15 правило Двукратного Константинопольского Собора.
Петров Пост 1999
г.
+ + +
1. ТЕЗИС: Православная Церковь как целое
– непогрешима и непобедима... Однако христиане и поместные Церкви могут
заблуждаться в вопросах веры. Поместные Церкви могут впадать в ересь, как это
случилось с древней Православной Церковью Запада, которая впала в великие ереси
папизма и протестантизма, и, в конце концов в ересь ересей – экуменизм.2)
АНТИТЕЗИС:
1.1. Представление о том, что поместная
Церковь не является всей Церковью Христовой, а значит, может заблуждаться в
вопросах веры – ошибочно. Символ Веры определяет всю Церковь как
"Соборную" (кафолики), а не "Вселенскую" (икуменики), а
меду тем, мы знаем, что в древности термин "кафолическая церковь"
употреблялся также и по отношению к отдельной местной Церкви, предстоятель
которой именовался "кафолическим епископом".
Св. Киприан Карфагенский учит:
"Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере".3)
Также: "Господь говорит Петру: Аз тебе глаголю и т.д. (Мф. 18-19). – И
опять Он говорит ему по воскресении Своем: Паси овцы Моя (Иоан. 21,16). Таким
образом основывает Церковь на одном... Конечно, и прочие Апостолы были то же,
что и Петр, – имели равное с ним достоинство и власть; но в начале указывается
один, для обозначения единой Церкви". Т.е. основание Церкви – один
епископ, а не все епископы.
1.2. Таким образом,
всякое собрание верных и клира во главе со своим кафолическим (т.е. содержащим
кафолическую веру – св. Православие) епископом является полнотой Вселенской
Церкви в данном месте, как и Тело Христово на каждом олтаре и в каждой частице
Святых Даров – целиком, а не некоторой частью.
О.Юстин Попович говорит:
"Богочеловеческая Личность Иисуса Христа и есть душа соборности Церкви,
ибо она есть исполнение Исполняющего всяческа во всех (Еф.1,23), поэтому
Церковь является вселенской, соборной в каждом своем члене, в каждой своей
ячейке".5)
1.3. Повреждающаяся в вере поместная
церковь перестает быть Церковью Христовой, чему ярким примером как раз и служит
церковь запада.
Согласно преп. Максиму Исповеднику,
"Бог всяческих объявил кафолической Церковью правое и спасительное
исповедание веры в Него."6)
2.
ТЕЗИС: До самого извержения еретика, раскольника или грешника... мнение
отдельного верующего не может заменить соборного приговора Церкви... Лица
заблуждающие в правильном понимании веры и тем согрешающие, но еще не
осужденные церковным судом, являются заболевшими членами Церкви.7)
АНТИТЕЗИС:
2.1. От участия в Теле Христовом –
Церкви, а следовательно и от спасения, человека или сообщество людей отсекает
не сама Церковь, а грех, т.е. еретик и прежде суда – вне Церкви, отделив себя
от нее по вере.
"Еретиками назвали древние
совершенно отторгшися и в самой вере отчуждившихся" – гласит I Правило св.
Василия Великого.8)
2.2. Церковный суд – не гильотина, а лишь
констатация факта духовной смерти в предостережение самому погибающему и
другим.++ По цитированному выше изречению преп. Максима, содержание
кафолической веры и является критерием принадлежности и Церкви, каковое и
устанавливается (положительно или отрицательно) церковным судом.
Праведем здесь для примера
"Определение Святейшего Синода с посланием верным чадам Православной
Греко-Российской Церкви" от 22 февраля 1901 г., объясняющее смысл анафемы
Л.Н.Толстому: "Все сие (т.е. свои еретические учения – м.I.) проповедует
граф Толстой и тем... отторг себя сам от всякого общения с Церковью
православной... Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать,
доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем
свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению
заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Посему,
свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему
Господь покаяние".9)
Также и св. Николай Японский в своем
дневнике писал, что "Церковь являет свою любовь и тем, кто отходит от нее
с ожесточением во внешнюю тьму. Им вслед возглашает она
анафему, надеясь на то, что они опомнятся, устрашившись отлучения – не от
человеческого сообщества, а от Грядущего Царства Славы".10)
Также 15 Правило
Двукратного Собора называет еще неосужденных еретиков
"лжеепископами", утверждая тем самым их внецерковность.11)
3.
ТЕЗИС: Таинства, совершенные такими неосужденными членами,
согласно Седьмому Вселенскому Собору действительны.12)
АНТИТЕЗИС:
3.1. Таинства членов Церкви (даже если у
тех и есть какие-либо личные ошибки или даже "еретические мнения",
как мы видим иногда и у самих святых: например, св.Августина, св.Григория
Нисского и др.) – несомненно действительны, но не еретиков.
3.2. Что же касается VII Вселенского
Собора, то он рассматривал лишь вопрос о способе принятия еретиков в Церковь, а
вовсе не о благодатности таинств, совершаемых внутри их сообщества. Это ясно видно из того, что принятие иконоборцев в сущем сане Отцы
Собора основывали в числе прочих и на I Правиле св. Василия в его части об
энкратитах, где Св. Отец, хотя и говорит о совершенной безблагодатности и недействительности
их таинств, включая крещение, однако допускает возможность принятия их в сущем
сане в видах икономии.13) И о самих иконоборцах Св. Собор в
своем "Определении" изрек: "Они... назвали
себя иереями, тогда как сами не были такими".14)
О безблагодатности таинств еретиков ясно
говорят 46 и 47 Правила Свв. Апостолов.15) И преп.
Никодим Святогорец утверждает в своем толковании на 68 Апостольское Правило,
гласящее: "Крещеным или рукоположенным от еретиков ни верными, ни
служителями Церкви быти не возможно",16) что "Вселенский VII Собор,
хотя и принял хиротонии еретиков иконоборцев (впрочем не первоначальников ереси
и страстных ее приверженцев, не покаявшихся неподдельно и истинно, как сказал
божественный Тарасий; но последовавших первоначальникам и
истинно и неподдельно покаявшихся) и от них рукоположенных, не перерукоположив
их заново..., но сие сделал домостроительно (икономикос – по икономии) ради
великого множества тогда присоединявшихся иконоборцев,"17) – то
есть по тем же самым соображениям, что и св. Василий по отношению к энкратитам,
кафарам и иным еретикам – не признавая их таинств по существу.
4.
ТЕЗИС: Сегодня Церковь в Греции ... разделена и больна.18)
АНТИТЕЗИС:
Церковь – единая по определению – не может быть разделена, но некоторые части
ее отделяются от нее.
"Учащим, яко она
(Церковь – м.I.) разделилась... анафема".19)
5.
ТЕЗИС: По причине нововведения в праздничном календаре
православные разделились на две части: на болящих в вере и на здоровых, ... на
последователей нововведения ... и на противостоящих, которые отделяют себя от
ереси ради защиты Православия.20)
АНТИТЕЗИС:
5.1. Говорить о разделении православных
на две части можно лишь рассматривая саму по себе календарную реформу как
вопрос канонический, а стало быть и вызванное ею разделение как таковое же и
только предварившее дальнейшее разделение в вере, возникшее с развитием ереси
экуменизма.
О возможности канонического разделения
православных трудно найти святоотеческие свидетельства, т.к. такое разделение
правила называют расколом. Однако, не находя богословского
сему объяснения, решаемся говорить так, опираясь на бывшие в истории Церкви
прецеденты, как например, разделение между св. Мелетием Антиохийским и
Павлином, 21) между преп. Феодором Студитом и свв. Тарасием и
Никифором и ряд других.
5.2. Но предполагать возможность
разделения православных на две части, различные в вере, из которых одна
(естественно) является ересью – весьма ошибочно.
О невозможности в Церкви разделения в
вере см. приведенные нами (в пп. 1.3. и 2.1.) свидетельства преп. Максима и св.
Василия. Здесь добавим лишь несколько комментариев к цитированному Правилу. Так
Зонара, ссылаясь на сие правило св. Василия, говорит: "Еретики суть все,
мыслящие несогласно с православной верой, ... хотя бы древних, хотя бы новых
ересей они держались". Также: "Под именем еретиков
разумеются те, которые приемлют наше таинство, но в некоторых частях учения
погрешают и несогласны с православными".23)
6.
ТЕЗИС: Заболевшие в вере члены разделенной Элладской Церкви
могут быть приняты ... в ряды Православия, поскольку они являются не
осужденными схизматиками или еретиками, а членами Церкви, еще не приведенными к
суду.24)
АНТИТЕЗИС:
6.1. Слова "Православие" и
"Церковь" – синонимы, посему члены последней не имеют нужды быть
принятыми в ряды первого.
См., в очередной раз, слова преп. Максима
(в п. 1.3.).
6.2. Допускать же членство в Церкви вне
Православия – экуменизм.
Видные болгарские
богословы оо. архимандриты Серафим (Алексиев) и Сергий (Язаджиев) пишут в своей
книге про экуменизм, что он "утверждает неправославных в убеждении, будто
и они принадлежат к Церкви".25)
6.3. Заболевшие в вере – не суть члены
Церкви. Преп. Иоанн Кассиан пишет: "Без всякого
сомнения, тот, кто не исповедует веру Церкви, находится вне Церкви".26)
Также и Патриарх Иеремия II: "Члены Церкви
Христовой всецело преданы истине, а не всецело преданные истине не суть члены
Церкви Христовой".27)
7.
ТЕЗИС: К собору объединения. Поскольку Элладская Церковь сегодня
разделена, Священный
Собор объединенной Элладской Церкви ... не может быть созван ... созыв такого
Собора станет возможным только тогда, когда разделенные объединятся в
Православии.
Во время господствования иконоборческой
ереси, например, невозможно было созвать Православный Собор всей Церкви. Только
когда иконоборческая ересь была не у власти, в 787 году был созван Седьмой
Вселенский Собор объединения ... Он состоялся для того, чтобы
разобщенные части Церкви – тогда разделенные на иконоборцев, несогласных с
Православной верой, и православных, противостоявших иконоборческой ереси –
объединились внутре Православия.28)
АНТИТЕЗИС:
Здесь провозглашается, что Собор для
осуждения какой-либо ереси не может быть созван без участия самих еретиков
(согласно терминологии данного текста "членов Церкви, заболевших в вере").
Более того, Собор может быть созван лишь для объединения разделенных частей
Церкви, являясь одновременно плодом этого объединения в вере. Ниже, на стр.9,
каждый Вселенский Собор с I по VII названы "объединяющими", из чего
логически следует, что осужденные на них еретики – ариане, несториане,
монофизиты и проч. – тоже были "болящими в вере членами Церкви"!
Следуя далее этой логике мы должны будем
и римо-католиков с протестантами признать "еще не осужденными членами
Церкви", т.к. со времени их отделения не было – и до "объединения их
в Православии" не может быть – общего с ними Собора
объединенной/неразделенной Вселенской Церкви! Именно так и говорят экуменисты,
доказывая принадлежность латинян к Церкви.
Существование осужденных Вселенскими
Соборами ересей спустя много времени после них, а некоторых даже и до ныне
(например, монофизитство и несторианство) исторически доказывает
несостоятельность понимания Соборов исключительно как "объединяющих".
К томуже из истории мы знаем, что II, V и VI Вселенские Соборы проходили без
участия еретиков. Что же до VII Собора, то он не только не считал иконоборцев
частью Церкви, но и сами покаявшиеся иконоборцы не утверждали, что были ею до
покаяния и присоединения к Церкви.
Вот слова самих присоединяющихся
иконоборцев. Василий, еп. Анкирский: "Насколько было моих сил, я
исследовал вопрос об иконах и с полным убеждением обратился к святой
кафолической Церкви". Феодор, еп. Мир Ликийских:
"...молю Бога и вашу святость присоединить и меня грешного к святой
кафолической Церкви".29)
А вот свидетельства свв. Отцов Собора:
"Святейший патриарх Тарасий сказал: "как же теперь мы должны
отнестись к этой, снова возникшей в настоящее время, ереси?" – Иоанн,
боголюбезнейший местоблюститель апостольского престола на востоке, сказал:
"ересь отделяет от Церкви всякого человека". Святой Собор сказал:
"это очевидно"". "Святой Собор сказал: "Пусть
прочитают свои отречения предстоящие епископы, как обращающиеся ныне к
кафолической Церкви"."30) "Некоторые ... отпали от
истинного учения; восстали против предания кафолической Церкви; они погрешили в
понимании истины и, как говорится в Притчах, заблудились в границах
возделываемого ими поля и собирают руками своими неплодие (Притч.9,12)".31)
8.
ТЕЗИС: Согласно учению Святых Отцов Православной Церкви, так называемый
"Священный Синод Элладской Церкви" не является синодом объединенной
Элладской Церкви. Этот синод, уклонившись в нововведение, оказался в разладе с
Церковью. Его действия и решения в пользу изменения календаря
и папского экуменизма – и вообще ереси экуменизма – ставят его несомненно в
разряд древних соборов, которые сочувствовали еретикам или сами были
еретическими.32)
АНТИТЕЗИСОМ
ко всему сказанному в рассматриваемой нами брошюре является само по себе данное
положение. Если оно верно (а оно верно), то к чему все сие, сказанное не вполне
"согласно учению Святых Отцов Православной Церкви"? Аще бо яже
разорих сия паки созидаю, преступника себе представляю (Гал.2,18).
"Что касается догматов, то погрешить
ли в малом или в великом, это все равно; потому что в том и другом случае
нарушается закон Божий" (св. Тарасий Константинопольский). Итак, "уклоняясь в нововведение" (в данном случае в
области экклезиологии) даже в малом, мы подвергаем себя опасности
"оказаться в разладе с Церковью", чего да не будет!
П Р И М Е Ч А Н И Я
1. Киприан, Митрополит Оропосский и
Филийский. "Экклезиологические тезисы, или Изложение учения о Церкви для
Православных противостоящих ереси экуменизма". Изд. монастыря свв.
Киприана и Иустины, Фили, Аттики, Греция, 1993. По-гречески см. в журналах
"Святой Киприан" N 191, 1994, с. 392-398; "Глас Отцов" за
октябрь-декабрь 1984, с. 3-4; "Православное противостояние и
свидетельство" N 1, 1985, а также в книге А.Делибаси "Пасха
Господня", Афины, 1985, с. 808-815. По-английски в книге епп. Хризостома,
Авксентия и Амвросия "Старостильная Православная Церковь Греции",
Этна, Калифорния, 1994, с.100- 110.
2. Стр. 1-2.
3. Св. Киприан Карфагенский,
"Творения", Киев, 1891, ч.I, с. 139.
4. Там же, с.179.
5. Архим. Иустин Попович,
"Православная Церковь и экуменизм", М., 1993, с. 37.
6. Житие преп. Максима, изд. и перев.
М.Д.Муретова в "Творениях святаго отца нашего Максима Исповедника",
ч.I, Сергиев Посад, 1915. Цит. по А.И.Сидоров, Преп. Максим Исповедник: эпоха,
жизнь, творчество // Творения преп. Максима Исповедника, М., Мартис, 1993,
кн.I, с.56.
7. Стр. 2.
8. Правила православной Церкви