Редакция православного альманаха
«Романитас»

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы альманаха «Романитас»

Натальи Дмитриевны Недашковской

 

 

 

Темы беседы:

 

Православное просвещение,

Московская Патриархия,

РПАЦ и Митрополит Валентин,

Зарубежная Церковь,

Протопресвитер Виктор Мелехов

Высокопреосвященнейший Митрополит Виталий

 

 

 

 

Вопрос: Прошел год с тех пор, как Вы перестали быть руководителем Санкт-Петербургского Центра Православного Просвещения и перестали принимать участие в его деятельности. Нет ли у Вас теперь сожалений о том, что оставили это служение – ведь Вы были одним из организаторов ЦПП и за десять лет его существования многое пережили, стараясь сохранить возможность истинного православного просвещения в Вашем городе?

 

— Да, много было затрачено усилий чтобы иметь формальную, юридически зарегистрированную структуру, через которую можно легально заниматься духовным просвещением, знакомить людей со святоотеческим преданием. Для меня эта деятельность была двойственной: существовала цель – организовать сам процесс деятельности ЦПП — обучение в Училище, издательскую деятельность, паломничества — и была сверхцель: через эту деятельность пытаться самой разобраться в нынешней церковной ситуации. Казалось бы, движения в этих направлениях должны быть параллельным, но, в действительности, они оказались в глубоком противоречии друг с другом. Уча других о природе Церкви и видя то, что происходит в МП, оставалось только сложить два и два, чтобы получить «четыре» — несовместимость Церкви-Тела Христова с псевдоцерковной организацией. Хотя эта «арифметическая операция» была скорее похожа по мучительности на хирургическую и заняла не один год. Но эти мучения были не бесплодны: благодаря им выработался некий иммунитет, и дух «сергианской» лжи вызывает теперь глубокое отвращение, идиосинкразию, в каких бы новых обличиях не проявлялся.

Систему Поместных Церквей сравнивали со спасительным архипелагом островов среди моря погибели. К началу 20-го века Российская Церковь была наибольшим из них, поддерживающим и духовно и материально остальные братские Церкви. Увы, воды отступления, нечестия, прикрывающиеся именем христианства, почти полностью затопили ее. Сначала — вал явного, и потому менее ядовитого обновленчества, — а затем обновленчество в «каноническом» обличии «сергианства» породили нынешнюю Московскую патриархию. К сожалению, этот дух одержал победу и в том крошечном островке Православия, где я надеялась найти укрытие, присоединившись в 1999 году к «Суздалю» — Российской Автономной Православной Церкви (РПАЦ). Соображения,  приведшие к этому шагу, я описала в брошюре «Трудный выбор». Но твердую почву под ногами я чувствовала не долго. Уже к осени 2001 года для меня стало явным отступление руководства РПАЦ — то же, что и в МП сочетание с духом мiра сего, хотя и в новой форме. Форме «православного нигилизма», распространяемого группой иером. Григория Лурье и карикатурного неосергианства, жаждущего поскорее возвести на престол благочестивых Князей и Царей Российских бывшего агента спецслужб, преемника Ленина-Сталина- Хрущов-Брежнега-Горбачева, протеже Ельцина, сделавшего окончательно из бывшей России посмешище для всего мiра. Но год тому назад  большинство членов и сотрудников Центра Православного просвещения были членами РПАЦ, причем значительная часть из них являлись адептами иером. Григория, остальные занимали соглашательскую позицию. У меня просто не осталось единомышленников…

 

Вопрос: С 1999 по 2001 год прошло совсем мало времени. Не считаете ли Вы, что Ваше присоединение к РПАЦ было ошибкой?

 

— Как я сказала, мучительный опыт выхода из МП имел очень ценные плоды. Ведь в конце 80-х—начале 90-х я, как и большинство православных в СССР, имела иллюзию возможности быстрого и безболезненного возрождения. Эта иллюзия основывалась на духовном невежестве: Бог есть не хотяй беззакония и Праведный Судия. Им определен один выход от лжи к Истине и от смерти к Жизни: покаяние. Это всеобъемлющее обозначение христианской жизни, но оно обязательно включает осознание и обличение – выявление «лица», имени греха с целью полного отторжения от себя. Так при излечении, которое может быть длительным и использовать многие лекарства и процедуры, обязательно вначале установление диагноза и желание больного «порвать» с болезнью. На это требуется мужество — первое порождение живой веры. И вот в этом мы видим просто убийственный дефицит среди верующих. Мы хотим безболезненного и приятного спасения. Мы хотим быть причастны к славе Креста, но отвергаем поругание и страдание крестные. А сие невозможно в христианской реальности, возможно только в мнении о себе христианства. Иначе говоря, в состоянии прелести. Этот процесс поглощения мужественного самоотвержения льстивым ласкосердием сейчас является всеобщим. Поэтому, осознав, что Московская патриархия безвозвратно потонула в нем, я понимала, что невозможно рассчитывать на очень долгосрочную незыблемость любой на сегодня остающейся истинно-православной церковной структурой.

В XIX веке Святитель Игнатий писал о своем времени: «Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, он испущает те же лучи; но они уже не проливаются ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшия. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь в косвенном, скользящем направлении. Лучи Солнца Правды, Христа — Дух Святый... <...> По причине усиления вещественной, плотской жизни... сердца человеков соделались неспособными по нечистоте своей к непосредственному приятию и ношению письмен Его...» Наше время — уже полный мрак. Когда я присоединилась к РПАЦ, то написала об этом письмо протоиерею РПЦЗ Петру Перекрестову, с которым состояла в переписке. Я говорила, что суздальская Церковь напоминает мне «Зеленый луч» — оптическое явление, бываемое изредка на море, когда уже после захождения солнца за горизонт оно во мраке посылает последний ярко-зеленый свет, как бы сверх чаяния. Но этот луч очень быстро гаснет. Но, конечно, я не думала, что все закончится так быстро и так плачевно. Поневоле все время жизнь напоминает пророчество о. Серафима Роуза: «Сейчас уже позже, чем выдумаете». (Кстати, о. Петр, который так ярко и талантливо обличал сергианство и нынешнего патриарха МП Алексия Ридигера, после моего письма заявил о своей невозможности поддерживать со мной, «раскольницей» переписку. Сейчас он благополучно находится в Синоде м. Лавра, бодро идущего к соединению с МП — с их точки зрения, не раскольнической структурой. Это еще один пример общих, очень быстрых «перевертышей», которые мы наблюдаем в православной среде).

 

Вопрос: Чем Вы можете объяснить причину столь быстрого «угасания» РПАЦ?

— Я знаю, что митрополит Валентин неоднократно называл Владимира Мосса «колобком». Иногда бес показывает нам в ближнем те свойства, которые присущи нам самим. И мне неоднократно хотелось сказать Митралентину, что последние годы как раз с ним самим разыгрывается сюжет этой сказки-притчи. Ему удалось увернуться от медведя-МП, уйти от превращавшейся в середине 90-х годов в «волка в овечьей шкуре» РПЦЗ, потом последовали несколько лет относительно спокойного и почетного житья — и возникла иллюзия, что теперь то уж от кого хочешь «уйду». (К сожалению, в этот период, как я понимаю, в РПАЦ были утрачены соборные начала, которые могли бы удержать ее от падения, и управление стало «абсолютной монархией» м. Валентина). Но вот к лисьим повадкам он оказался готов ничуть не больше, чем его ровно за 500 лет живший его предшественник архимандрит, а затем и патриарх, Зосима. К сожалению, примером тогдашнего суздальского Владыки Нифонта нынешний суздальский Владыка Валентин не воспользовался…

Обольщение же подействовало потому, что не было должной глубины покаяния при оставлении МП. Все-таки непосредственной, изначальной причиной его обращения к РПЦЗ была не идейная — осознание неправильности своего пути — а тактическая, связанная с интригами внутри МП. И здесь нельзя не вспомнить пророческих слов Священномученика Павла Кратирова: «…митрополит Сергий вводит в церковное богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богооступничесва, естественным последствием которой явилась церковная смута и раскол… Митрополит Сергий своей суемудренной и злочестивой декларацией и последующей антицерковной работой создал новый обновленческий раскол или сергиевское обновление.. Тем, кто поплелся за митрополитом Сергием, возвращение на путь истингы — задача трудная, сопряженная с немалыми сорбями и лишениями …» Справедливость последних, выделенных мною слов, я могу подтвердить своим собственным опытом. Но я — мiрянка, а нынешний первоиерарх РПАЦ к концу 80-х годов был маститым архимандритом, далеко не последней фигурой в номенклатуре МП. Т. е. он «потащился» куда как более далеко и глубоко. Сам он мог не понимать этого — это обязаны были понимать кормчие РПЦЗ — кстати, цитату из письма Павла Кратирова и привела по изданию «Православная жизнь» РПЦЗ.

Но, увы, к тому времени екклесиологическое сознание РПЦЗ было настолько размытым, что даже лучшие его представители утрачивали трезвое понимание опасности и глубины духовного поражения сергианства — в большинстве своем. Эта размытость, свидетельствовавшая о том, что РПЦЗ сама уже приняла в себя все тот же яд «сергианства»и  привела к расколу 2000 года,. Именно поэтому столько радевший о том, чтобы жизнь РПЦЗ шла в русле чистоты канонов епископ Григорий Граббе писал об о. Валентине: «Из истории прежних гонений мы знаем, что после их остановки миссионерская работа с успехом велась не только, а иногда не столько выходцами их катакомб, а людьми иногда столь же неожиданными, как Савл, с другим характером, более готовыми идти на риск… Я поэтому полагаю, что нам надо теперь облегчить условия приема верующих, особенно из духовенства Патриархии, и непременно возможно скорее усилить нашу иерархию в России…»  Такое суждение показывает недооценку  глубины поражения от нахождения в отступнической лже-церковной организации. И дело не в провокациях, опасаться которых призывает далее в своем Докладе владыка Григорий, а том, что необходимо время, чтобы переходящий из МП или другой лже-церкви человек смог осознать проникший в его сознание яд. Я бы сравнила нахождение в МП православного человека с казнью, которую применяли в древности персы. Они привязывали живого человека к трупу: руки к рукам, ноги к ногам и т. д. И человек медленно умирал рот проникающего в него трупного яда. Кстати, мне случалось встречать с моей точки зрения просто экзотическое екклесиологическое представление: «в РПЦ МП есть отдельно безблагодатнгая отступническая верхушка епископата и высшего клира — МП, а есть РПЦ – подлинная Церковь состоящая из «простых верующих», принадлежащей этой организации». Так вот, изначально уверовавший «живой» человек столько же имеет шансов сохранить и возрастить дар веры (а это одно и то же, т. к. Господь требует от нас роста и плодоношения), сколько шансов имеет преуспеть в каком-либо роде деятельности подвергнутый персидской казни…

Возвращаясь к метаморфозе Митр. Валентина, мне представляется что причина ее в том, что под внешним отречением от сергианства он сохраненил его «семя тли» в глубине сердца. Мой духовный отец в свое время учил, что глубина покаяния должна превосходить в сердце ту глубину, на которую проник грех. Иначе его корень будет снова и снова пускать ростки. Покаяние —  как бы лопата садовника: она должна пройти под концом корня сорняка, тогда его можно вырвать навсегда. К сожалению, мы, как я говорила в начале, редко имеем должное для этого мужество. Приходит время испытания, и оказывается, что дом мы строили, может быть, и усердно и старательно, но в глубине, невидимой человеками — не камень истинной веры, а песок различных, противоречащих друг другу взглядов и суждений. Увы, по слову Божию падение такового дома бывает велие. И это страшно. Если взять «Суздальские ведомости» или «Суздальский паломник» давностью в несколько лет – какие прекрасные публикации, подписанные и составленные Митр. Валентином и его ближайшим помощником, секретарем Синода о. Андреем Осетровым! Сейчас — пламенный обличитель неправд МП Осетров — «клирик» МП, а митрополит Валентин превращает РПАЦ в жалкую карикатуру на ту же самую Московскую патриархию…

 

Вопрос: Не слишком ли мягко  говорите Вы о митрополите Валентине? Ведь у большинства членов РПЦЗ сложилось о нем представление как о человеке, полностью проникнутом духом Московской Патриархии?

 

— В древности в области, где проповедовал один из 70-ти Апостолов Христовых, появился некий злочестивый еретик. Он соблазнил многих христиан, и Апостол, имея ревность об Истине, весьма скорбел. Однажды ему было видение: он увидел еретика на самом краю пропасти, в глубине которой разинуло пасть чудовище. Неподалеку стоял Христос. И Апостол с радостью обратился к Спасителю: «скорее столкни этого нечестивца!» Но Господь ответил: «Ты не понял моей любви к грешникам. Я распялся и за этого человека». С этими словами Он протянул Свою руку и отвел последнего от края пропасти. Мы же, отнюдь не имея апостольских  добродетелей, готовы всех «спихнуть» в погибель и радуемся этому. Этот — не евангельский, не Христов (а значит — чей?) дух раздирает сейчас церковные сообщества, отделившиеся от «мiрового православия». Это дух фарисейства, говорящий: «Я — не такой, как этот грешник!». Но беда в том, что стоит так сказать в сердце, и мы лишаемся помощи Божией, единственно удерживающей нас от того, чтобы не впасть в те же грехи, которые мы осуждаем в ближнем, а то и превзойти их. Я вижу в себе те же слабости, которые поставили митрополита Валентина в такое несчастное положение. И как желаю милости Божией себе, так желаю этого и ему. Хотя его, поскольку он даст ответ не только о себе, но и о вверившихся ему, будут стараться удержать в погибельном ослеплении легионы бесов. Как предупреждает Апостол Петр: аще бо отбегше скверн мiра в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаемы бывают, быша им последняя горща первых. Лучше бы им не познатипути правды, нежели познавшым возвратитися вспять

 

Вопрос: Но ведь нельзя быть «просто отдельно взятым верующим православным», спасение возможно только в Церкви. Где Вы видите сейчас истинную Церковь?

 

— Если посмотреть на Священную историю — и Ветхозаветной, и Новозаветной Церкви, то мы видим цепь избраний Божиих, которые зачастую оказывались нереализованными из-за того, что избранные оказывались своим произволением недостойны божественного избрания. Первый яркий пример, который дает нам Библия, это царь Саул, избранный Богом, помазанный на царство великим Самуилом, имевшим дар — высший духовный дар — пророчества. Да и внешне он отличался необыкновенным ростом, мужеством. Но однажды он озаботился более угодить людям, опасаясь остаться один, нежели исполнить в точности переданное им пророком Самуилом повеление Божие. Вот за это древнее «сергианство» он и был отвергнут Господом. Но, радея о Своем народе, Господь дает взамен отступника царя Давида. Епископ Григорий Граббе пытался сравнить митрополита Валентина с Савлом (Саулом)-Павлом. Но, увы, он повторил ошибку более древнего Саула. Я думаю, что Господь давал нам возможность восстановления Церкви, и Митрополит Валентин имел от Господа возможность для исполнения этого служения. Но — как писал поэт —

 

Твой удел на все похож:
Сердце к правде порывалось,
Но его сломила ложь…

 

Однако, обращаюсь вновь к словам Священномученика Павла, которые кончаются выражением упования: «Но я, грешный, вижу все и живу надеждой  на Бога, Милующаго, Умудряющаго и Укрепляющаго немощных…» И мне хочется надеяться, что уже явное безобразие нынешнего положения РПАЦ станет хоть для кого-то из епископата и клира обличением ее неправды и приведет к покаянию. Как писал Пророк Давид: «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлиши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса моя вспять. Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. Уста твоя умножаша злобу, и язык твой сплеташе льщения: седя на брата твоего клеветал еси и на сына матери твоея [Церкви] полагал еси соблазн. Сия сотворил еси, и умолчах: вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лице твоими грехи твоя» (Пс. 49).

Так вот, за те же последние два года, когда судьба «Суздаля» пошла по нисходящей, неожиданно для многих — для меня, например, — части РПЦЗ удалось вырваться из сжимающихся удушающих «объятий» «официального православия», в которые она в предыдущие годы влезала просто с каким-то неприличным сладострастием. Вспомнить хотя бы полную сдачу позиций в отношении захвата МП ее святынь в Святой Земле. Я уже упоминала своего духовного отца. Среди его наставлений было такое, что иногда искушения подобны вскрывающейся весною реке. Тогда нужно «переходить» это искушение, как по льдинам, быстро, не задерживаясь,  перебегают реку в половодье. Это может касаться и личных обстоятельств, но мне видится, что сейчас общая церковная ситуация описывается этим образом. Хотя должно с осторожностью относиться к разного рода видениям, я доверяю тому, которое имел Хосе Муньос незадолго перед мученической кончиной: он видел Митрополита Виталия в облачении распятым на Кресте.

 

Вопрос: Однако и РПЦЗ(В) мы видим сейчас большие нестроения. Это Вас не смущает?

 

Я уже говорила, что столько пережила, «отрываясь» от Московской патриархии, что теперь, уже не смущаюсь и не ужасаюсь (на это были отданы годы), когда вижу тот же самый процесс, погубивший МП в других церковных сообществах. Но я вижу и разницу. И в МП, и в «Суздале» не было авторитетной силы, которая бы могла стать центром противостояния отступничеству. Сейчас я с надеждой слышу голос о. Виктора Мелихова. Я совершенно не знаю лично этого человека, допуская, что могу ошибаться, тем более в наше лукавнейшее время. Ведь если бы кому-нибудь  в 1998 году сказали, что о. Осетров через три года перейдет в МП, на него посмотрели бы как на сумасшедшего. Я говорю о надежде. Вообще его переход к митрополиту Виталию после изгнания, по сути, последнего из РПЦЗ — это красивый поступок. Ведь святые Отцы воспринимали нравственность, соответствующую заповедям Христовым как красоту — отсюда «Добротолюбие» по-славянски, по-русски сказать — «Прекраснолюбие». Поступок о. Мелихова напоминает соответствующее деяние Феодора Волоколамского. Когда Патриарх Тихон одобрил переход на новый стиль, будущий Священномученик незамедлительно от него отложился. И столь же незамедлительно вернулся под его омофор через восемь месяцев, когда Святейший отказался от календарной реформы. Вообще положение Церкви напоминает картины средневековых немецких художников, изображающие страдания Христовы. На них измученный Спаситель с Крестом и в терновом венце изображается в окружении отвратительных, глумящихся над Ним или равнодушных персонажей. ..

РПЦЗ(В) стоит сейчас на той же позиции, в той же точке, откуда началось падение и РПЦЗ, и «Суздаля». Стоит перед необходимостью жесткой и крепкой вероисповедной платформы, исключающей безобразное разномыслие ее членов. Перед необходимостью строить жизнь по богооткровенным канонам — о чем столько вопиял, как в пустыне, покойный епископ Григорий Граббе. Наконец, перед необходимостью осознать и исповедовать отвержении иллюзии возможности симфонии Церкви с нынешними властями. Вернемся к посланиям Священномученика Павла (Кратирова). «Церковь Христова это ничто иное, как Царство Божие, а оно, по словам Спасителя, внутри нас. Неужели же это Царство Божие внутри нас нуждается во всей этой мерзостной системе, которую допускает митрополит Сергий во взаимоотношениях с внешними? Неужели же из-за сохранения церковно-хозяйственного имущества (храмы, здания, утварь), канцелярии и ее принадлежностей можно продать Христа и Царство Божие? Сергиевская церковь, подобно обновленческой, теперь свирепствует, господствует, запрещает, высылает и через это являет себя цезаро-папистской организацией в самом гнуснейшем смысле слова. А посему я ухожу в пустыню, в той надежде, что в данное время только пустынная, лягальная [от слова «лягать», т. е. поносимая] Церковь может указывать тот истинный путь к вечному спасению, по которому должно идти христианину… Легализация Церкви Христовой или Царства Божия в наших условиях равно, что говорить о круглом квадрате или о темном свете, горячем льде и т. п. …»

Кстати, напомню, что многие из тех, кто отделился от митрополита Сергия после 1927 года, соблазнялись на Владыку Павла как на «раскольника»: он оставил «заместителя местоблюстителя» раньше, как только понял, что тот узурпировал церковную власть. Наши предшественники дали нам бесценный опыт для оценки современного положения: и, по слову Писания, как Божественное отроча отвергший зло «сергианства» прежде его вкушения Священномученик Павел и Иосиф Петроградский, и, долго в надежде, порождаемой истинной любовью, медливший с разрывом Кирилл Казанский — все они в едином лике Новомучеников и Исповедников Российских.  Важен сердечный залог: желание исполнить Заповедь Божию, которая широка зело. Поэтому по причине человеческой ограниченности всегда внутри единого церковного русла существуют личные пути. Должно видеть общую интенцию и не соблазняться частностями.

А выбор между «легальной», понимаемой в широком смысле внутреннего сотрудничества с властями, и «лягальной» Церковью стоит перед нами также остро, как и во времена Епископа Павла. Только времена стали более лукавыми, а зло, по словам Святителя Иоанна Шанхайского, еще более ласковым. И пока не будет общего церковного осознания принадлежности к «лягальной» Церкви, не престанут возникать лже-церковные новообразования, распространяющие «темный свет» льстивого антихриста.

Обращаясь к началу нашей беседы, скажу, что потеря возможности действий в легальной структуре ЦПП дала несравненно большее: более трезвое понимание общего церковного положения. Закончить хочу пророческими словами Святителя Игнатия:

 

...обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, сказал один из них, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями». Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством - необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело - Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне - одно лицемерство». Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно - в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, - и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, - и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.

 

 

14.01.2003 г. «Романитас»