Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

 

МАШИНА ВРЕМЕНИ: ГОД 1987-ой

 

РПЦЗ(В) возвращается в 1987 год,  где Митрополит Виталий,  Первоиерарх РПЦЗ, официально называет Московскую Патриархию  «Матерью Церковью»

 

 

 

Ситуация с «взятием назад» священного сана протопресвитера Виктора Мелехова и изгнанием всей предыдущей церковной администрации со стороны руководства РПЦЗ(В), ко всеобщему удивлению церковных наблюдателей  продолжает развиваться.  «Церковный Листок», рупор необходимости новаций в церковно-административных решениях,  в качестве обоснования подобных революционных действий,  возникших по инициативе французской части РПЦЗ(В),  привел в своей рассылке от 23.01.03  материалы о лишения сана всех, ушедших из РПЦЗ в 1987 году под власть старостильных греческих епископов. Таким образом вопрос об экклесиологии РПЦЗ(В), поднятый протопресвитером Виктором Мелеховым, привел к неминуемой постановке вопроса о его собственном священном сане. Знал ли о том, что так будут развиваться события, сам Протопресвитер Виктор Мелехов? Вероятно - знал и сделал осознанно этот выбор, поставив Веру выше личных административных и карьерных интересов.

 

Одна тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год становится тем самым годом, к которому предлагает вернуться «французская» сторона. Весьма любопытным является то обстоятельство, что сам Протопресвитер Виктор Мелехов и поддерживающая его часть Церкви  настаивает на том, что если и возвращаться назад, то необходимо вернуться в 1983-й, к экклесиологии Святителя Филарета. С 1983 годом истинно православным христианам все ясно. Ведь именно этот год знаменует собою Торжество Православия – анафему на экуменизм.  Именно поэтому поддерживающая отца Виктора часть Церкви совсем не против в качестве противоположной альтернативы в словопрении со своими оппонентами рассматривать 1987-ой. Потому что 1987 год, настолько же, насколько 1983 год является годом славы РПЦЗ,  знаменует ее позор.

 

Приведем снова в нашей рассылке две выдержки из официальных документов 1987-ого года. Того самого года, когда протопресвитера Виктора Мелехова «лишили сана».

 

«В данное время большинство поместных церквей потрясены во всем их организме страшным двойным ударом: новостильного календаря и экуменизма. Однако и в таком их бедственном положении мы не дерзаем и, упаси, Господь от этого, сказать, что они утратили Божию благодать, мы  провозгласили анафему экуменизму для чад нашей церкви только, но этим мы очень скромно, но твердо, нежно, но решительно приглашаем задуматься поместные церкви».

 

Рождественское послание Митриталия (начало 1987-ого)

 

 

“Вот каких изменений в жизни Матери-Церкви ждут верующие в России. Ждут они того, чтобы представители Московской Патриархии нашли в себе силы сбросить тяжелое иго, навязанное Церкви декларацией митрополита Сергия”

 

 

Из Послания Синода РПЦЗ от 1987 г.

 

 

Итак, строгая анафема на экуменизм, венец Торжества Православия Русской Зарубежной Церкви, принятая при Святителе Филарете, полностью и безоговорочно дезавуирована. Лже-Церковь РПЦ МП названа «матерью-Церковью». Соответственно мы можем говорить о том, что по крайней мере в том же  1987 году Митрополит Виталий и подписавшие с ним соборное определение архиереи публично исповедали экклесиологическую ересь и не могли, таким образом, выступать судиями для уходящих от них по причине не правого исповедания православных. Ссылка ушедших на 15 Правило Двукратного Собора вполне, как видим,  обоснована. И дело не в деле оантелеймона. О.Виктор и другие священники уходили не с оантелеймоном, а сами по себе. Уходили под каноническую власть не исповедовавших экклесиологической ереси и не сослуживших с новостильниками греков.

 

И пока нет покаяния в этом и многих других действиях и документах, говорить всерьез о какой бы то ни было власти данных архиереев и их преемников, не представляется возможным. В том числе и власти нынешней, когда они, без суда и следствия, вновь обрушиваются на посмевших возвысить голос в защиту Веры православных.

 

Экклесиологическая проблематика, проблематика ясной православной веры и покаяния в отступлениях, переросла ныне в глазах архиереев в проблематику  наличия или отсутствия сана у оиктора Мелехова. Что вполне, увы, показательно. Ведь когда вопрос о 1987 годе ставится прямо и по существу, ответ только один – виноваты либо те, кто ушел, либо те, кто «лишил» их за это сана. И архиереи сделали свой выбор. Они указали - *кто*  виноват.

 

То, что об этом прещении вспомнили именно сейчас, на духовном уровне означает только то, что архиереи вернулись в это время. И рубят сук, на котором сидят. Потому что единственная причина, по которой РПЦЗ(В) может обосновать свой раскол с Лавром, лежит в области четкой экклесиологии и покаяния. Покаяния в том числе и в том, что нынешние руководители РПЦЗ повинны в том числе в «лишении сана» отходивших от них по причине их не правой веры искренних людей.  Тех самых людей, которые, когда возникла надежда на исправление позиции архиереев РПЦЗ, совершили красивый жест и вернулись под их власть. Вернулись поддержать их в их нарождающемся Православии. Вернулись с надеждою, прощением и любовью.

 

И были использованы и вышвырнуты вон.

 

Будем надеяться, впрочем, что не самим немощным Митриталием. И не всем числом реальных архиерейских голосов. За этим делом с совершенной очевидностью прослеживается амбиция и не православная интрига всего двух-трех клириков.

 

23.01.2003 «Романитас»