ТЕЛЕМОСТ РПЦЗ - РПЦ МП “ГЛАС НАРОДА”

Краткий комментарий

 

Шестой московский телеканал показал сегодня в своем эфире регулярное развлекательно-информационное телешоу “Глас Народа”. Однако тема данной передачи на этот раз была не вполне для нее обычна. В передаче, анонсы которой поступили заблаговременно, обсуждались пути сближения Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

С этой целью устроителями передачи был организован телемост с США, приглашены священники РПЦЗ и Московской Патриархии. В освещенной юпитерами студии, оборудованной модернистским подобием греческого амфитеатра, расселись хорошо одетые приглашенные лица, представители богословской и исторической науки, “священники”, обозреватели правительственных и “независимых” газет, а так же некоторое количество мирян. В центр студии под бодрую антрипризную музыку, вышел главный приглашенный гость, клирик и представитель московской патриархии.

Прежде всего необходимо сказать, что крайне удивительным представляется самый факт того, что и представители МП, и представители РПЦЗ решили вынести проблемы, существующие между данными деноминациями, на суд атеистов и язычников. Причем в контексте и музыкального, и дизайнерского, и методологического антуража, существующего исключительно в жанрах светских развлекательных телепередач. Одним этим фактом обе данные деноминации безусловно сильно уронили себя в глазах верующих людей. Впрочем, увлеченные возможностью высказаться в центральном телеэфире, они этого факта, кажется, даже и не заметили.

Большинство приглашенных с обеих “противоборствующих” сторон были вполне едины в своей позиции. Объединение необходимо, так как “мы плоть от плоти” и “этого хочет русский народ”. Не желают объединения крайние в российских приходах РПЦЗ, “конфликтная группа”, ушедшая из патриархии по личным мотивам. О событиях в Иерихоне, и о других мелочах, по словам представителя РПЦ МП, необходимо забыть, равно как и вообще не поднимать темы каких-либо разногласий в свете грядущего великого события. Главное – восстановить национальное единство. Как? Через “взаимное покаяние”. По предложенной Алексием Ридигером в недавнем “Братском Послании” схеме тема “взаимного покаяния” имела некоторое развитие. Необходимость покаяния, главного христианского делания, была освещена следующим образом: РПЦЗ необходимо каяться в создании параллельных структур в России и в излишне строгом осуждении чад Московской Патриархии, РПЦ МП – в “не вполне всегда корректных формах диалога с инославными”.

Однако для порядка были и “альтернативные” точки зрения, рассчитано не слишком убедительные (рассчитано – потому, что всякая подобная передача безусловно имеет заранее написанный сценарий). Тот факт, что оппозиция (прежде всего представители российских общин РПЦЗ) формально присутствовала, как бы покрывал любые возможные обвинения в не репрезентативном подборе, а то, что она была за неубедительностью и малословием проигнорирована, и вовсе запланировано закрывал на “оппозиции” “историческому процессу объединения” тему. Кураторы от т.н. “эфирного попечительского совета ”, которые всегда (и особенно сейчас) литуют регламенты подобных передач, безусловно отвели “оппозиции” ее законное откидное место. Впрочем, “оппозиция” знала, на что шла, и была данным местом вполне удовлетворена, а в конце передачи бодро хлопала. Своим присутствием она лишь помогла достигнуть собравшимся согласия, так как по определению всякое исключение лишь подтверждает Правило, а всякое Правило (объективности ради) нуждается в исключении (желательно малосущественным и эстетически корректным). “Представитель” же Российских приходов РПЦЗ как нельзя лучше соответствовал образу члена “конфликтной группы”. И ни один из представителей оппозиции не сумел сказать главного: нас с патриархией разделяют не ее сомнительные прошлые и нынешние связи, и даже не серьезные нарушения отдельных канонов (которые случались в истории и раньше), но самая основа христианской веры. Той веры, которая, по мнению как представителей РПЦ МП, так и некоторых представителей “оппозиции”, является "анахронизмом", "исторически обусловленным разделением" или даже “адогматизмом”.

Шоу столичного религиозно-политического бомонда продолжалось около часу, прерываемое то и дело коммерческой рекламой и рассуждениями о собственности, и предметом его, что вполне естественно, было вовсе не то, что было заявлено устроителями. Проблема “воссоединения с РПЦ МП” есть проблема присоединения РПЦ МП к Церкви. Церковь суть Богочеловеческий организм и любые “общественные чаяния”, предметом которых являются настойчивые пожелания для Церкви тех или иных форм бытия, Церковью игнорируются. Проблема объединения с еретической деноминацией не может обсуждаться с “народом”, тем более если “народом” этим является интегрированное в общество беспокаянства “церковное”, политическое, культурологическое и научное сословие – т.е. наиболее ответственная за апостасийные процессы его часть.

Кроме того, с “общественных позиций”, апеллируя к атеистическому телезрителю, невозможно объяснить правду о сергианстве. И это обстоятельство является фундаментальным. Именно поэтому устроители, пригласившие членов редколлегии альманаха Романитас на данное светское шоу, получили вежливый отказ. Протоиерей Михаил Макеев полушутя, но вполне ответственно (и, как выяснилось спустя сутки, пророчески) объяснил, что он не в состоянии обсуждать проблемы “воссоединения” РПЦЗ и РПЦ МП, да еще и в телепередаче с заведомо провокационным для церковного человека названием (“Глас народа” - революционная идиома, противопоставившая себя в начале века идиоме “Глас Божий” ), а готов лишь говорить о личном покаянии каждого согрешившего и присоединении его к Церкви. Кроме того он заявил, что так как представители РПАЦ не относятся ни к одной из двух “ищущих пути сближения” деноминаций, то и участие его, представителя РПАЦ, было бы более чем странным. Таким образом протоиерей Михаил Макеев вывел себя и близких ему членов РПАЦ из под ответственности перед совестью и Богом за соучастие в нелепости– в занятии места ложной и запланированной сценарием телешоу кукольной “оппозиции” в рамках апостасийного “народного” “сближения” Истинной Церкви с РПЦ МП.

 

 

“Романитас”