Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Свидетельство о.Спиридона Шнайдера об
обстоятельствах
принятия в РПЦЗ(В) о.Виктора Мелехова
(взято с ROCElaity@yahoogroups.com)
Возлюбленный во Христе о. Марк!
Христос посреди нас!
Ради любви и уважения друг к другу, мне бы хотелось, чтобы Вы и другие приняли во внимание некоторые факты.
Владыка Сергей, Владыка Владимир, Митрополит Виталий, Людмила и я находились в Мансонвилле, когда о. Виктор Мелехов впервые позвонил, чтобы договориться о встрече с Митрополитом Виталием в ноябре 2001 г. Когда о. Виктор позвонил и представился, Владыка Сергей, Владыка Владимир, Митрополит Виталий и Людмила тут же вспомнили его и о его прошлых обстоятельствах. Более того, о. Виктор сразу же был приглашен в Мансонвилль, чтобы поговорить с Митрополитом и епископами. После звонка о. Виктора у нас было продолжительная дискуссия с Владыками Сергеем и Владимиром. В процессе обсуждения мы рассмотрели обстоятельства, при которых о. Виктор покинул РПЦЗ в 1986 г. (Прим. пер. в нач. 1987 г.), и епископы согласились, что он ушел по вопросам веры. Также было признано, что о. Пантелеймон успешно скрывал свои моральные проблемы от приходского духовенства, которое покинуло РПЦЗ в 1986 г., и что моральные обвинения не только не касаются о. Виктора, но и, что он не ушел в ересь. Также было отмечено, что все написанное о. Виктором за эти годы ясно выражало то исповедание веры, которое подтвердил Митрополит Виталий, покидая РПЦЗ в октябре 2001 г. Наконец, было хорошо известно и то, что о. Виктор был лишен сана за уход из РПЦЗ в 1986г., и этот вопрос также обсуждался. Я полагаю, что Вам известно, что я также покинул РПЦЗ в 1986 г. и также был лишен сана. Однако, когда я вернулся в РПЦЗ, было проведено тщательное исследование комиссией, возглавляемой архиепископом Марком Берлинским и епископом Григорием Граббе. Эта комиссия пришла к выводу, что я могу быть восстановлен в священном сане, и весь Синод проголосовал за это. Комиссия признала, что даже во время арианских споров арианские епископы, которые были рукоположены арианскими епископами, после покаяния принимались в Святую Церковь в сущем сане. Этот и другие примеры свидетельствуют о том, что Церковь тем более может восстанавливать в сане лишенного сана священника, который не только не уходил в ересь, но и не погрешал нравственно. Епископ Григорий, кроме того, отмечал, что он считает эти лишения сана недействительными, поскольку они не были проведены законным каноническим образом. Святые Каноны требуют, чтобы те, кому грозит лишение сана, были трижды призваны предстать пред Синодом с объяснением причин их раскола.
Этого сделано не было.
Во всяком случае, я объяснил все это епископам, и они согласились, что они помнят это решение. Затем меня спросили, как я был принят после Синодального решения 1991 г. о восстановлении меня в священном сане, и я сказал епископам, что я был восстановлен просто через сослужение с епископом Илларионом. В процессе этого обсуждения, при полном сердечном согласии Митрополита Виталия, было решено, что на основании решения РПЦЗ от 1991 г. О том, что священник может быть восстановлен в священном сане (и я был живым доказательством того), о. Виктор может быть принят через сослужение, если он пожелает вернуться в РПЦЗ (РПЦИ).
По прошествии нескольких дней о. Виктор приехал в Мансонвилль и говорил о своих обстоятельствах и желании вернуться в РПЦЗ (РПЦИ), если Митрополит и епископы подтвердят Святую Веру и исправят прежние ошибки РПЦЗ. О. Виктор просил их: 1. отвергнуть сергианство и МП; 2. отказаться от общения с Сербской патриархией; 3. подтвердить анафему экуменизму 1983 г.; 4. отказаться от Киприана Филийского и его еретической экклезиологии, которая была принята в 1994 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ. Эти вопросы обсуждались более двух с половиной часов, и, когда Митрополит, епископы и о. Виктор закончили это обсуждение, они все были очень довольны, что достигли полного согласия. Вскоре после этой встречи, заявление, написанное епископом Владимиром, со всеми четырьмя указанными пунктами и с подписями всех архиереев , включая и Арх. Варнаву, было послано по факсу о. Виктору. Через неделю Франция начала протестовать, и заявление в отношении Киприана было приостановлено.
Дорогой
отче, я пред Богом подтверждаю, что таковы факты. Идея о том, что епископы не
знали обстоятельств и истории о. Виктора, просто неправда, и следующее
заявление в лучшем случае обман: «В силу
вышеизложенного о. Виктора Мелехова следует считать как принятого в лоно
Русской Православной Церкви Заграницей в сущем сане неосмотрительно, по причине
неустановившегося еще в то время нашего управления и отсутствия архива»..
Наконец, следующее заявление из того же документа является клеветническим оскорблением: «По делу нравственных преступлений игумена Пантелеймона и монахов Бостонского монастыря, как и по делу ушедших в раскол клириков имеются определения Русской Православной Церкви Заграницей: от 4/17 сентября 1986 г., 1/14 декабря 1986 г.; 4/17 февраля 1987 г.; 19 августа / 1 сентября1987 г.>
Это заявление намеренно написано так, чтобы можно было понять, что приходское духовенство, т.е. и о. Виктор, и о. Спиридон, также обвинялись в «нравственных преступлениях». Это, конечно же, неправда. Никаких подобных обвинений не было. О. Виктор и его замечательная семья - глубоко верующие христиане и высоконравственные люди. Господь это знает.
Дорогой отче, североамериканские епископы сначала имели свое мнение и не соглашались с действиями французов, которые, как они полагали, захватывают Святую Церковь. Епископ Варфоломей приехал в Вустер и активно участвовал в составлении письма, подвергающего критике французов. Другие не знают, что Епископ Сергей подписал это письмо, так как он согласился с ним, и убрал свою подпись только после того, как он подвергся упрекам. Это письмо, вы можете припомнить, в конце концов было подписано о. Виктором и о. Иосифом. Возможно, Вы не знаете, что Владыка Сергей, Владыка Варфоломей и Владыка Владимир написали и подписали письмо, призывающее французов примириться с архиепископом Лазарем и епископом Вениамином.
В конце концов, отказываясь принимать во внимание любые призывы к примирению, французы фактически пытались захватить контроль над всей Церковью и использовали все возможные средства, в том числе Людмилу, которая манипулировала Митрополитом Виталием при написании писем, подписи заявлений, а также в угрожающих телефонных звонках тем, на кого они хотели оказать влияние.
Другие средства, которыми они пользуются, это чистка. Факты таковы, что французы спровоцировали и унизили архиепископа Лазаря и епископа Вениамина посредством произвольного непризнания епархиальной юрисдикции в России, своими гневными и яростными письмами или умалчиванием деяний с целью их изоляции. И, наконец, когда кризис достиг своего апогея, отсечением их от Святой Церкви, без какого-либо канонического процесса, посредством резолюции, которую французы навязали РПЦИ. Не было никакого разбирательства для объяснения действий российских епископов пред Синодом и не было суда. Абсолютно, как большевики, которые присваивали себе чужие права и собственность, они лишили их обязательной процедуры и отреклись от них. Когда те протестовали, они стреляли им в голову, объявляя, что они <вне церкви>, как если бы эти епископы и паства, которая за ними следует, подлежали устранению, а не подлежали исправлению, если бы исправление и было нужно для сохранения единства тела Христова.
О. Виктор и другие также подвергаются такой чистке. Дорогой Отче, эти действия не являются действиями православных епископов, которые полагают свою жизнь за спасение малых сих. И это не действия благодатной Церкви, проповедующей Евангелие всему миру.
Надеюсь, что это письмо застанет тебя в добром здравии и Благодати и Мире Господа.
О. Спиридон
Оригинал
Dearly Beloved in Christ Fr. Mark,
Christ is in our midst!
Because we have shared love and respect in the past I would like you
and others to consider some facts.
Vladika Serge, Vladika Vladimir, Metropolitan Vitaly, Ludmila and I
were all in Mansonville when Fr. Victor Melehov first called for an
appointment to see Metropolitan Vitaly in November of 2001.
When Fr. Victor called and introduced himself on the telephone he
and his past circumstances were immediately remembered by Vladika
Serge, Vladika Vladimir, Metropolitan Vitaly and Ludmila. In
addition, Fr. Victor was immediately invited to Mansonville to speak
with Metropolitan Vitaly and the Bishops.
After Fr. Victor's call I had lengthy discussions with Vladika Serge
and Vladika Vladimir. During these discussions we reviewed the
circumstances under which Fr. Victor left ROCOR in 1986 and the
bishops agreed that he left on matters of faith. It was also agreed
that Fr. Panteleimon had successfully concealed his moral problems
from the parish clergy who left the Church Abroad in 1986 and that
Fr. Victor was neither immoral nor, had he gone into heresy. In fact
it was also noted that everything Fr. Victor had written throughout
the years clearly expressed the confession of faith that
Metropolitan Vitaly had reaffirmed upon leaving ROCOR in October of
2001. Finally, it was well known that Fr. Victor had been defrocked
for leaving ROCOR in 1986 and this fact was discussed.
I presume that you know that I had also left ROCOR in 1986 and that
I had also been defrocked. However, when I returned to ROCOR an
extensive study was done by a committee headed by Archbishop Mark of
Germany and Bishop Gregory Grabbe. This committee concluded that I
could be restored and the whole Synod voted to in fact restore me to
the priesthood. This committee acknowledge that during the Arian
controversy Arian Bishops, who had been consecrated by Arian Bishops
were, after repenting of their Arianism, received into the Holy
Orthodox Church as bishops. This and other references provided
compelling evidence that the church could certainly restore a
defrocked priest to the Church who had neither gone into heresy,
nor, sinned through immorality. Bishop Gregory further noted that he
considered the defrockings to be invalid because they were not
executed in a canonical manner. The Holy Canons require that those
being threatened with defrocking must be notified three times to
appear before the Synod to give cause for their schism. This was not
done.
At any rate I explained all of this to the Bishops and they agreed
that they remembered the decision. I was then asked how I was
received after the Synod's 1991 decision that I could be restored
and I told the bishops that I had been restored simply by
liturgizing with Bishop Hilarion. During this discussion and with
Metropolitan Vitaly's whole hearted agreement, it was decided that,
based on the 1991 ROCOR decision that a priest could be restored,
(and I was living proof) it was decided to receive Fr. Victor
through concelebration if it was his desire to return to ROCOR/ROCE.
Within a few days Fr. Victor came to Mansonville and discussed his
circumstances and his Desiree to return to ROCE/ROCOR if, and only
if the Metropolitan and the bishops would reaffirm the Holy Faith
and correct the pre-ROCE errors of ROCOR. Fr. Victor asked them to:
1. renounce the MP and Sergianism, 2. renounce any relationship
with the Serbian Church, 3. Re-affirm the 1983 anathema against
ecumenism, and, 4. renounce Cyprian of Fili and his heretical
ecclesiology which had been accepted in 1994 by the Synod of
Bishops. These issues were discussed for about two and one half
hours and when the Metropolitan, the Bishops and Fr. Victor were
finished with their discussions they were all very happy that
complete agreement had been reached. Soon after the meeting a
statement was written by Vladika Vladimir that addressed these four
points and faxed to Fr. Victor with all of the Bishops signatures
including Archbishop Varnava. .
Within a week France began to make protest and the condemnation of
Cyprian was put on hold.
Dear Father, before God I affirm that these are the facts. The idea
that the bishops did not know Fr. Victor's circumstances and history
is simply not true and the following statement included in the most
recent attack against Fr. Victor is at best a deception. It says:
"By virtue of the above, Fr. Victor Melehov is to be considered as
having been accepted into the bosom of the Russian Orthodox Church
Abroad in his existent rank through an oversight, by virtue of our
administration not yet having been established at that time and by
virtue of the absence of an archive."
Finally, this next statement from the same attack is a slanderous
and libelous outrage: "Regarding the matter of moral offenses on the
part of Abbot Panteleimon and the monks of the Boston monastery, as
well, also, as the matter of those clergy who had departed into
schism, there exist resolutions of the Russian Orthodox Church
Abroad, dated 4/17 September 1986, 1/14 December 1986, 4/17 February
1987, and 19 August / 1 September 1987."
This statement is purposely written in order to imply that the
parish clergy, i.e. Fr. Victor and Fr. Spyridon were accused
of "moral offenses". This is of course not true. No such accusations
were ever made. Fr. Victor and his dear family are deeply Christian
and moral people and God knows this.
Dear Father, in the beginning the North American Bishops had a mind
of their own and they vehemently disagreed with the actions of the
French whom they believed were hijacking the Holy Church. In reality
Bishop Bartholomew came to Worcester, MA and actively participated
in composing the letter criticizing the French which he thought was
originally too soft. Unknown to others, Bishop Serge
enthusiastically signed this letter, because, he agreed with it and
only withdrew his signature when he was rebuked. This letter, you
may recall, was finally issued by Fr. Victor and Fr. Joseph. You may
not know this but Vladika Serge, Vladika Bartholomew and Vladika
Vladimir wrote and signed a letter urging the French to reconcile
with Archbishop Lazarus and Bishop Benjamin.
Finally, refusing to heed any calls to reconciliation, it is a fact
that the French have been attempting to gain control over the whole
Church and will use whatever means available including using
Ludmilla to manipulate Metropolitan Vitaly into writing letters,
signing statements and making threatening phone calls to whomever
they want to influence.
Another means they are using is the purge. The facts are the French
provoked and humiliated Archbishop Lazarus and Bishop Benjamin by
their wanton disregard for diocesan jurisdiction in Russia, by their
angry and violent letters and by the silent act of isolating them.
Finally, when the crisis reached its apex, the French forced a
resolution through ROCE cutting them off from the Holy Church
without canonical due process. There were no summonses to explain
their actions to the Synod and there was no trial. Exactly like the
Bolsheviks, they stole away their personal rights and property,
denied them due process and abandoned them. When they protested they
shot them in the head declaring that they were "outside of the
church" as if these bishops and the laity that follow them were
disposable, not worth correcting, if correction were needed to
preserve the unity of the Body of Christ.
Fr. Victor and others are also objects of this purge.
Dear Father, these are not the actions of Orthodox Christian Bishops
who lay down their lives for the salvation of the least among them.
Nor, are these the actions of a grace filled Church that preaches
the Gospel of Christ to the whole world.
I hope that this letter finds you well and in the Grace and Peace of
the Lord.
Fr. Spyridon