РПАЦ: ПРЕЕМСТВО ВЕРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МИССИИ И БЫТИЯ

 

 

 

 

 

Промысел

 

 

РПАЦ, возникшая в начале 90х годов на стыке общин Зарубежной и Катакомбной Церкви, наследует той и другой. Зарубежная и Катакомбная Церковь, будучи едины в Вере и основах социального определения, имели, тем не менее, все годы богоотступничества, разные условия бытия. Если РПЦЗ, ввиду относительно свободных условий существования, всегда имела стремление к миссии и декларировала необходимость общественного действия, то Катакомбная Церковь в условиях давления власти и спецслужб,   стремилась сохранить то немногое, что имела. Сохранить в консервации и чистоте. Условия, в которых существовала Катакомбная Церковь, внесли соответствующий, превратившийся в традицию настрой в Ее ряды. Тем не менее, оставаясь Православными, катакомбные общины понимали, что столь необходимая и неизбежная традиция консервации входит в противоречие с  целями и задачами христианского миссионерства. К началу 90х годов у катакомбных общин сложилось так же четкое понимание, что Зарубежная Церковь, много лет находившаяся вне России, не способна нести миссию в соответствии со знанием российских реалий (скандалы с «Памятью» и ряд иных провалов общественной миссии РПЦЗ). Тем не менее, неповрежденная Православная Вера и проповедь покаяния нуждались в тех, кто мог бы нести их в мир. Выход был найден: конверты из МП.

 

Суздальскую Епархию отличало несколько принципиальных моментов.

 

1.       Она перешла в Зарубежную Церковь и обрела каноническую возможность к объединению с Истинной Катакомбной Церковью.

2.       Она состояла не из не знающих местные реалии зарубежников,  а из прекрасно осведомленных о них бывших чад РПЦ МП.

3.       Приходы псевдо церкви, только что принятые в Истинную Церковь, обладали огромным миссионерским зарядом, который присущ всем неофитским образованиям. Таким образом,  они идеально соответствовала задачам Катакомбной Церкви, равно как и «не компетентной» РПЦЗ.

 

 

Итак, Божиим Промыслом состоялось объединение катакомбных общин и общин РПЦЗ (перешедших в РПЦЗ из МП). Первые обладали десятилетиями выкованной стойкостью и  христианским правомыслием, неповрежденной верой, вторые, при многих недостатках неофитского благобытия, имели существенное достоинство, которым не обладали  катакомбные и зарубежные общины в необходимой степени сами по себе – способностью нести Истинное Православие, поданное Катакомбной и Зарубежной Церковью. Способность к эффективной миссии в России.

 

Пути Господни неисповедимы. Господь устрояет Церковь по разумению Своему. Если попытаться с трепетом и молитвой вглядеться в это разумение, то приходит осознание: РПАЦ, и именно такая, какая Она есть, суть единственная форма истинно-православной  Церковной общности, способная к миссии и росту.

 

 

Изменение миссии (Новый курс)

 

В 2001-2002 годах РПАЦ, до того успешно противостоявшая экуменизму и сергианству  РПЦ МП, впервые в своей истории столкнулась с проблемой внутреннего распространения ереси. Ересь и современные секулярные лжеучения в различных многообразных формах коснулись РПАЦ. Проповедь бракоборчества, не православной экклесиологии, имябожия, «панк-православия» и, главное, проповедь необходимости отхода от преемства миссии «покаяния и устоев» Катакомбной и Зарубежной Церквей. Лидером распространения данных новых для РПАЦ учений и идей стал настоятель санкт-петербургской общины РПАЦ иеромригорий (Лурье), перешедший в РПАЦ в 1999 году. Изменение смысла миссии РПАЦ произошло в отнюдь не случайное время. Именно в этот период к власти в России пришел В.В.Путин и верхушка бывшего ЧК, и именно в этом время на РПАЦ обрушились тяжкие испытания, поставившие под сомнение само существование РПАЦ. Постепенно, хотя и достаточно быстро,  возник и сформировался «новый курс» отношения РПАЦ к обществу и государству, который, чем дальше, тем больше не оставлял камня на камне от прежнего исповедания РПАЦ. Миссия РПАЦ была парализована и, по сути,  дискредитирована. Точно так же, как в начале 90х через связи с сомнительными структурами была дискредитирована миссия Зарубежной Церкви. Разительное сходство ситуации, в отработке которой как тогда, так и сейчас, принимают, судя по всему,  участие различные рукава одной и той же организации, бросается в глаза.

 

Поддерживающие ересь в РПАЦ

 

Вокруг сильного лидера всегда образуется достаточное число людей, которые «питаются» от его идей и составляют его группу поддержки, что и произошло с миссией иеромригория(Лурье). Многие православные люди, не зная о соборно осужденных ересях, проповедуемых этим человеком или не придавая их проповеди должного значения, вошли в общение с ним. Однако, общение с носителем ереси и его поддержка, даже если ты не во всем разделяешь самую ересь или не вполне осознаешь ее существовании, всегда, тем не менее, душевно опасна. Господь отступает от тех, кто защищает и покрывает ересь или еретика, и защитники еретика остаются один на один с духами бесплотными, которые терзают всех христиан. Постепенно у них, как и у собственно еретика, повреждаются самые основы личности христианина, и они, как и еретики всех времен, начинают лгать себе и другим. Дальше – больше,  после лжи начинаются еще более страшные действия, и только покаяние  способно остановить этот процесс.

 

 

Позиция Катакомбной Церкви

 

В этой ситуации особенно важна роль катакомбных общин и архиереев Истинной Церкви. Ведь именно Веру и духовное стояние Катакомбной Церкви несет сама РПАЦ. Слово о том, что Вера Церкви повреждается, а миссия Ее терпит поражение, должны сказать именно они. И они – говорят. Слышит ли их весь организм  РПАЦ?

 

 

Варианты действий православных

 

Прежде всего – исповедническое свидетельство. Распространение информации – той, которая большей частью сокрыта от всей остальной Церкви под спудом умолчания и интриг. Подробное свидетельство на Соборе, если он состоится. Называние имен тех, кто вовлечен в данный процесс на стороне ереси и еретиков, если покаяния данных людей своевременно не следует. Сбор информации об очаге раскола, его истории, пути становления и бытии. Открытое свидетельство всему истинно-православному миру о терпящей духовное бедствие РПАЦ.

Миссия РПАЦ происходит в основном в столицах и именно в них сосредоточен ныне корень греха.

 

 

Отношения РПАЦ с РПЦЗ (В)

 

Череда процессов, протекающих в РПЦЗ(В), позволяет говорить о том, что не смотря на тяжелейшие условия выживания и противоречия периода становления, именно Зарубежная Церковь является естественной союзницей православных в РПАЦ. Союз РПЦЗ(В) и православных христиан, стоящих на  твердых позиция Православия Катакомбной Церкви в самой РПАЦ, посему логичен и неизбежен. РПЦЗ(В) заинтересована в поддержке Православия в РПАЦ более всех остальных истинно-православных Церквей. Ведь РПЦЗ(В) и РПАЦ – две части единой Русской Церкви.

 

Однако этот союз отнюдь не направлен против интересов миссии, как пытаются представить те, кто хотел бы оставить от миссии покаяния Российской Церкви выхолощенную оболочку «альтернативного православия», «удобного для общества» и приемлемого для «политических элит». Напротив, этот союз – за истинную миссию Российской Церкви

 

 

Будущее Российской Церкви и будущее России

 

Общество иерархично – от этой неизбежности никуда не уйти. Оно было иерархично в Российской Империи, оно остается иерархичным и сейчас. Нынешняя общественная иерархия есть по сути «новое дворянство». Этот класс, будучи столь различным и противоречивым по существу, становится единым в момент ясно рефлексируемой опасности для всех.

 

Что такое «новое дворянство»?  Это сумма культурных, научных, политических и административных деятелей и управленцев, выращенных за долгие годы в империи зла. В «лабораториях» которой долготерпеливо растились как сиюминутно необходимые кадры, так и «контр-элита», альтернативно мыслящий костяк, с прицелом на будущее политическое бытие (С тем, чтобы традиция преемства «своей» элиты в случае социальных  катаклизмом, осознававшихся  как возможность умнейшими головами в недрах ВВУ, не пресеклась) В целом данный класс происходит от разночинной российской интеллигенции, которая и явилась катализатором всех разрушительных процессов Российской Империи. Он так же в целом так же достаточно тесно связан как с традицией «шестидесятников» и западнической фрондой внутри Комитета и ЦК, так и (в плоскости этнической) с местечковым еврейством, составившим в 20-е годы основу штрейкбрехерского обновления российских культурных элит, хотя данный класс конечно же  не является мононациональным по существу.  Никакой связи, тем не менее, с российской дворянской культурой данный класс не имеет. Более того: по сути своих общих интересов, при всех собственных противоречиях, он ей строго оппозиционен.

 

Данная культурно-социальная «общность», как и «старое» дворянство, стремится играть в Истинной Церкви особую роль. Ведь не смотря на то, что в Церкви все равны перед Богом,  влияние образованных людей где бы то ни было, особенно людей, имеющих определенный общественный статус (сопутствующий образованию),  всегда велико. Так, принадлежащие к этому классу члены Истинной Церкви,  не стесняются в церковных  документах, для усиления своих позиций, заявлять о себе как об «ученых» или о «профессиональных литераторах»,  совсем подобно тому, как в Российской Империи немалую роль во внутрицерковных процессах играло зачастую то обстоятельство, что кто-либо из споривших сторон имел дворянское достоинство (которому, впрочем, сопутствовало не только образование, но и традиция воспитания и чести. Дворянство, при всех его грехах,  давало стойкую врожденную прививку от лицемерия и лжи. А тем,  кто не лжет, охотнее верят).  Традициями чести «нового дворянства», которые оно впитало с кровью и молоком в империи зла,  является не Православие и не воспитывавшееся в российском дворянстве с младых лет стремление умереть за Православие и Россию,  но, часто, бандитские («византинистские», как они их называют) «правила игры»,  мистические культы советской интеллигенции и «кодексы чести» еврейских кухонь и культур.  Особенную ненависть эти лица испытывают в действительном столкновении с настоящей непреклонностью носителей дворянской культуры, которую они характеризуют как консервативные устои русской аристократии РПЦЗ,  «вредные для Церкви» которые «необходимо изживать» (недавнее размышление на ЖЖ иеромригория(Лурье), посвященное именно этому вопросу )

 

 

Будущее Российской Церкви это будущее всей России, ее зримый нерв, ее духовная судьба. Ведь с изменением духовного климата неизбежны также и изменения социальные. Вплоть до изменений, способных повлиять на восстановление православной государственности и на реставрацию, соответственно, дворянско-монархического  принципа формирования общественных элит. Однако, в данных социальных изменениях существующие  на сей день элиты, естественно, не заинтересованы, ведь они будут означать так же и ротацию социальной иерархии. Быть может отчасти и поэтому различные идеологические фонды РФ, а так же всевозможные неправительственные организации,  уже начали загодя, быть может перестраховываясь, проявлять к миссии РПАЦ, являющейся зародышем восстановления не только Истинной Поместной Церкви, но и истинной российской государственности,  вполне настойчивый интерес. Очевидная природа этой заинтересованности заставляет нас полагать, что члены Церкви, находящиеся в любых формах сильной зависимости от нынешнего нераскаянного постсоветского общества и государства,  имеющие любые формы значимой зависимости от политических, научных и культурных элит,  являются естественным средствами влияния сил, не заинтересованных в данных неизбежных социальных переменах, которые могут и произойти,  коль скоро миссия Истинной Церкви будет иметь успех и восстановлению Православия будут соответствовать  восстановление Православной Государственности на отведенный Богом срок.

 

Эта мысль, кажущаяся, быть может, слишком невероятной и футуристической, перестает казаться таковой, как только мы начинаем прибегать к анализу существующих в России сегодняшнего дня «православно-монархических» настроений и идей. В среде, близкой к РПЦ МП, данный «монархизм» базируется преимущественно на народнической идеологии (т.ннациональной монархии» и т.н. «народной монархии»), а в Истинной Церкви соединяется с апологией коммунистических побед и «империей» путинского «консолидирующего» общество ЧК (вплоть до идеи коронации самого интеллигентного и вежливого кумира и «национального миссии», бывшего оперативника по работе с инакомыслящими из СПБ, исходящей от иных «монархически-ориентированных» членов РПАЦ)

 

Всему свой срок. Самых неожиданных предположений не следует исключать, коль скоро они проявляют себя так или иначе в идеологической среде. Ориентация нынешней власти  на «православие» и «империю» вполне может обернуться через 5 лет (в день окончания второго срока президентства) общественным референдумом за восстановление «православной империи». В конце-концов этот вопрос – дело правильного PR. И тогда в «новое дворянство» успеют не те, кто на своем «Юбилейном Соборе» выразил идеологию гражданского неповиновения «в случае антихристианских действий» имперскому ЧК, но, напротив, те, кто данную идеологию резко осудил как «не соотносящуюся с святоотеческим учением отношений Церкви и Царства» (Е. Холмогоров) и кто провозгласил, что РПАЦ «не будет ставить вопрос о том, что священство выше Царства» (А.Солдатов) любой ценой. И, конечно, те, кто критикуют Синодальную Россию по полной программе, вместе со всеми ее устоями, дворянством и прочим реликтом старорежимных времен.

 

Воистину, они думают об этом.

 

Ну а Церковь, и Катакомбная, и Зарубежная, думают совсем о другом. Империя превратится в антиимперию, коль скоро будет выстроена не на покаянии в богоотступничестве и медленном всенародном  осознании греха, а  на «художественной» или «имперской» апологии Сталина (Холмогоров, Лурье), апологии существующей власти с приданием ей «неотмирного» статуса и заказанном сей властью превозношении коммунистических свершений и побед.

 

Нельзя вступить в одну реку дважды. Истинно православную империю не восстановить  ни «дворянской» РПЦЗ, ни  «ново-дворянским» структурам «альтернативного православия», занесенным непонятно каким духом в РПАЦ.  Ее можно восстановить только покаянием. Внятным призывом  к восстановлению Истинного Православия  и преемства с русской социальной традицией и обновлению в лучшее по сравнению с исходным, состояние и естество.  Ясным и пронзительно чистым голосом Новомучеников Российских, явившим отступившему от Христа миру правду. Правду о Христе, и правду об отступивших от Христа.

 

В предельном выражении, каковым и являлся для России 17-й год (приход к власти «коллективного антихриста»),  всегда есть только два выбора. И именно те, кто пасует на последнем витке (где требуется наивысшее напряжение сил), называют выбирающих Православие ригористами.

 

Они уходят. За их спиной рушатся империи и Поместные Церкви, и именно потому, что они или их предтечи сделали свой «не ригористический» выбор.  Но Православие - остается.

 

Для Православных.

 

В сущности, быть членом Истинной Церкви и членом русского социума очень просто. Необходимо принимать (со всеми его болезнями) дореволюционный российский мир, и не принимать (со всеми его достижениями) – советский и постсоветский. (в понятие "мир" в данном случае, входят, естественно, и Церковь, и Государство и РПАЦ официально руководствуется именно этим принципом отношения, чему свидетельство - сентябрьские протоколы Синода РПАЦ) Т.е. – занимать позицию Катакомбной и Зарубежной Церкви, основы РПАЦ. Потому что поражения того мира знаменовали собою нисхождение православного царства, а победы советского – успехи царства антихриста.  Русская Церковь, отмечающая праздник Покрова Пресвятой Богородицы, день военного поражения русских язычников, сознавала эту простую истину всегда.

 

Что касается мира «постсоветского», то именно по тому же самому «ригористическому» принципу все будет зависеть от точки отсчета. От обновления в лучшее, при отрицании иллюзии лучшего и идеи «меньшего зла». От покаяния и восстановления духовного и социального преемства. От Катакомбной Церкви, которая несет в себе в чистоте и совершенстве  Правду Божию, которая пока еще не осознается всей нашей несчастной Россией сполна. От Истины, любви, милосердия, но и твердой и непреклонной правды. От  вероисповедной, социальной и миссионерской позиции всех нас.

 

 

«Романитас»