Пасхальное послание

 

 

Высокопреосвященнейшего Митрополита Суздальского и Владимирского ВАЛЕНТИНА

Боголюбезной пастве Российской Православной Церкви

 

 

« Яко воистинну священная и всепразднственная,
сия спасительная нощь, и светозарная,
светоноснаго Дне Востания сущи провозвестница,
в нейже Безлетный Свет из гроба плотски всем возсия..».

(Канон Святыя Пасхи, тропарь 7-й песни)

 ХРИСТОС  ВОСКРЕСЕ!

 

        Возлюбленные о Воскресшем Христе Архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сёстры!

 

В день Светлого Христова Воскресения неземная радость вновь наполняет сердце каждого православного христианина. Нам становятся близки и понятны описанные в Евангелии чувства учеников Христовых -- святых Апостолов, -- которые они пережили в ту великую и светоносную ночь, почти две тысячи лет назад.

Ныне всё существо наше, вся вселенная полны радости, ибо Христос упразднил смерть и даровал нам жизнь вечную! Чтобы сохранить и умножить залог жизни вечной, чтобы наследовать Царствие Небесное и всегда быть с Господом, нам необходимо черпать силы в Церкви Божией. Святитель Феофил Александрийский так говорит об этом: «Для мореходцев Бог назначил убежище острова,  а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святые Церкви, в которых соблюдается учение истины».

К сожалению, некоторые наши соотечественники еще разделяют странное верование, которое является анахронизмом тоталитарного коммунистического, безбожного режима. Они считают, что христианами являются все те,  кто приняли Святое Крещение; что для того, чтобы называть себя христианином, достаточно одного лишь Крещения. Даже с некоторых церковных амвонов иногда доносится проповедь о "православных по Крещению, или по рождению", а не по вере и не по жизни. Большинство наших соотечественников действительно крещено в младенчестве. Но мало кто из них отмечает спасительные церковные праздники, соблюдает посты, стремится сознательно исполнять заповеди Божии. Такие люди крайне пренебрежительно относятся к церковной жизни, ошибочно полагая, что она состоит из неких внешних, почти "фольклорных" обрядов. Они считают, что "главное -- верить в душе", причем верить во что-то неопределенное, обозначаемое псевдофилософским термином "высший разум". На самом деле, дорогие братья и сестры, все эти красивые слова о "вере в душе" и о "высшем разуме" являются ни чем иным как прикрытием своего нежелания жить по Евангелию, как стремлением приспособить веру к своим греховным немощам, заблуждениям и невежеству. Евангелие призывает человека полностью, кардинально изменить свою жизнь, оставить "мертвецов" века сего и всецело последовать за Воскресшим Христом. А Христос -- это не абстрактный "высший разум", это Живая Личность Богочеловека, это Путь, Истина и Жизнь.

Христос -- Глава Церкви, воинствующей земной и торжествующей Небесной, поэтому первым признаком нашего следования за Воскресшим Христом является активнейшее участие в жизни Церкви. В Церкви нет ничего мелкого, малозначительного, неважного. Каждый ее обряд имеет самый возвышенный и глубокий смысл; каждый ее обряд установлен Самим Господом либо непосредственно, либо через Своих святых, для того, чтобы мы духовно очищались, восходя от жизни греховной к уподоблению Богу, чтобы мы становились Богоносцами.

Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий), в согласии с древними Святыми отцами и учителями Церкви, указывал, что та исключительная радость Пасхи, которую испытывает в Святую Пасхальную ночь верующая душа, есть как бы предвкушение той вечной, немеркнущей радости, которая будет лежать в основе райской жизни, райского блаженства. В каноне Пасхи, который мы только что слышали, Святая Церковь прямо призывает нас: "В нарочитом Дни Воскресения Царствия Христова приобщимся". А в последнем тропаре канона Пасхи таинственно объединены в одно целое Новая Пасха, Которая есть Сам Господь Иисус Христос; Царствие Небесное, вход в которое открыло для нас Христово Воскресение; и Причастие Тела и Крови Христовых, которое является самым зримым и явным способом нашего приобщения к вечному блажеству жизни с Богом и в Боге. "О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем Дни Царствия Твоего!"

Да умножится елико возможно наша радость о Христе Воскресшем, ибо Победитель смерти очистил людей от греха, снял древнюю клятву, открыл источник благословения небесного, ради стремления к которому жизнь во многоплачевной юдоли земной приобретает значимость и смысл.

Благую Весть о Воскресении Христовом мы, христиане, возвещаем миру, который еще лежит во зле, в котором еще царствует грех. "Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим", -- говорится в песнопении Великой Субботы. В силу своей немощи и духовной расслабленности мы не смогли поделиться счастьем Воскресения со всеми людьми на земле, поэтому многие еще не познали блаженства веры во Христа Господа. Поэтому в мире так много скорби, печали, поэтому все земное бытие проникнуто трагизмом и преисполнено противерочиями -- нравственными, социальными, политическими, экономическими. Вера в Воскресение Христово, радость евангельского Благовестия, обетование вечной жизни во Христе снимают все эти противоречия. Но мир не знает этой веры, не разделяет этой радости, не слышит Божия обетования. Не знает, не разделяет, не слышит потому, что мы не донесли до мира эту весть. Мы, христиане, не можем спокойно и равнодушно взирать на то печальное зрелище, которое являет собой окружающий мир. Пасхальная радость должна стать импульсом для проповеди Евангелия, должна побудить каждого из нас свидетельствовать о Воскресении Христовом нашим ближним и дальним, призывая всех в спасительную ограду Церкви Бога Живаго.

Возлюбленные о Христе Воскресшем собратья-Архипастыри, всечестные отцы, честное иночество, сугубо приветствую вас, моих усердных сослужителей и сомолитвенников, и паки сердечно поздравляю  со всерадостным праздником Христовой Пасхи! Христос Воскресе! Пусть не омрачается лучезарность души, освобожденной от ада и греха Воскресением, -- Христос с нею во веки! Церковь и каждый из нас живет радостью Воскресения не только в светоносный день Пасхи. Вся наша церковная жизнь насквозь пасхальна, поэтому и радость Воскресения не должна тускнеть в нас никогда, не взирая ни на какие внешние обстоятельства.

«Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф. 28.20), -- сказал Господь. Помните об этом всегда, не теряйте и не умаляйте радости, которую испытывает каждый из нас, когда всем своим существом чувствует: се, Господь рядом. Главное -- оставайтесь с Господом сами, будьте достойны Его присутствия, а Он, Неложный, не оставит вас никогда, Он сделает вас сонаследниками Своего вечного блаженства, даровав вам все, что имеет Сам.

"Радости вашей никто не отнимет от вас», -- еще одно обетование Божие, о котором мы должны помнить в тяжелых обстояниях нашей превременной земной жизни. Наша нелицемерная радость о Господе, наша искренняя любовь друг ко другу и ко всем людям -- вот лучшие доказательства истинности нашей веры и нашей Церкви. Если у нас не будет этого фундамента, то сотни томов исследований в области богословия и канонического права окажутся бесполезными.

Враг нашего спасения стремится отнять у нас  Пасхальную радость, поссорить нас, внести раскол в нашу христианскую общину, используя наши слабости и человеческие ошибки. Гонения, которые с новой силой обрушились на нашу Церковь, побуждают нас усилить свои молитвы к Воскресшему Христу, прося Его милости и покровительства, терпения и смирения перед волей Божией. Мы чаще должны молиться: «Да будет воля Твоя, Господи, и на мне грешном, яко благословен еси во веки веков»!

Призываю на всех вас благословение Воскресшего Христа и искренне желаю неповрежденно хранить веру Православную и неразрывное единство с Истинной Церковью во Христе Иисусе во веки веков. Аминь.

 

Воистину Христос Воскресе!

 

Просящий  ваших святых молитв

 ____________________________________ ,

Митрополит Суздальский и Владимирский.

Пасха Христова 2002 г.,

г. Суздаль.