Об отстранении от должности Архиерейским Синодом РПЦЗ своего Первоиерарха

 

 

Синод РПЦЗ отстранил от занимаемой должности митр.Виталия и, вместе с этим, вышел окончательным победителем в продолжающейся после осеннего Собора РПЦЗ схватке православных и экуменистов. Последняя оппозиция в РПЦЗ раздавлена, клирики Западно-европейской Епархии так и останутся под запрещением, будущий осенний Собор скорее всего утвердит Первоирархом Вл.Лавра.

Как ко всему этому относиться? К сожалению - никак. Мы не можем, вслед за некоторыми эксцентричными "журналистами" назвать произошедшее ни революцией, ни переворотом, так как, будучи православными христианами, не смеем всякий раз в свою пользу толковать каноны и церковные установления. Ситуация такова, что нам нечего ответить консервативным силам ЗЦ, отстаивающим ныне тезис о незаконности именно этого решения. Не смотря на то, что наши симпатии с очевидностью на стороне митр.Виталия, мы не можем назвать факт его отстранения "абсолютно неканоническим произволом", так как все-таки ЗЦ — не Поместная Церковь и существует на основании указа 362, не предполагающего столь же жесткого иерархического принципа в построении единства свободных частей Российской Церкви и Первоиерарх РПЦЗ в данном свободном объединении разрозненных частей Церкви не обладает правами Патриарха. По отношению к нему Синод поступил не красиво, не справедливо, и с некоторыми нарушениями протокола и положений об РПЦЗ — но и только.

Другое дело, что действия членов Архиерейского Синода в принципе не могут рассматриваться как законные, так как многие его члены повинны в серьезнейших канонических нарушениях в прошлом, в которых они до сих пор не принесли покаяния. Но повинен в них и сам митр.Виталий. И, главное, консервативные силы ЗЦ, включая интернет-издание "Церковный Листок", не считают эти действия таковыми. Речь идет не столько о решениях осеннего Собора 2000 г. РЗЦ, но об антиканоническом "суде" над Вл.Валентином и Российскими Преосвященными, отголоском коего по нашему глубочайшему убеждению во многом является нынешняя печальная ситуация.

Митрополита Виталия необходимо поддержать, так как он вместе с группой оставшихся верными Православию клириков исповедует ныне православные подходы. Решения Архиерейского Синода РЗЦ против него незаконны, но не потому, что Синод не имел именно на них своего права, а потому, что члены его повинны в различных серьезнейших антиканонических деяниях (и прежде всего - в факте антиканонического "устранения" Российских Преосвященных, без которого и осенний Собор и нынешние решения были бы невозможны). Многие члены Архиерейского Собра ЗЦ в принципе канонически не дееспособны. Однако, если в дальнейшем Божией Милостью случится маловероятное и порядок в РЗЦ будет восстановлен, всем консервативным силам ЗЦ для того, чтобы выжить, необходимо будет ставить вопрос именно так, как ставили его Российские Преосвященные в 1995 году.

Нынешние события, как бы нам не не хотелось, воспользовавшись ими лично, рассматривать их как подтверждение наших позиций, являются тяжким сбыванием самых печальных прогнозов.