Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

Кому достанется наследство РПЦЗ(Л)?

 

Комментарии к встрече руководства РПЦЗ(Л) с «Патриархом» Алексеем Ридигером

 

 

 

Последние события, связанные с прибытием в Москву делегации Синода РПЦЗ(Л) на встречу с «Патриархом» Алексеем Ридигером, сослужением с ним, извинением перед ним и запечатленной фотографами ОВЦС МП  целованием его руки, поставили множество вопросов. Проблему имущества РПЦЗ(Л) «Патриархом» Ридигером предложено решить «компромиссно» - путем передачи ее главному объединителю РПЦЗ(Л) и Московской Патриархии, правительству РФ В.В.Путина (совсем недавно подобный «компромисс», правда всего лишь о собственности на журнал «Вертоградъ», предложил Братству Апостола Иакова освобожденный им редактор А.В.Солдатов, невинно заявив о возможности передать контроль над органом Братства «вышестоящей инстанции» - «Синоду РПАЦ») Понятно, что как в первом, так и во втором случае реальный контроль над собственностью будет осуществляться теми, кто подобные «компромиссы» и предлагает.

 

Нас, однако, интересует не судьба имущества фактически само ликвидированной РПЦЗ(Л), сколько судьба ее священников и Епископов. Все ли они готовы к немедленному присоединению к РПЦ МП фактически через покаяние? Вероятно, нет. Епископ Крымской Епархии Агафангел уже выразил свой протест. Осторожное заявление выпустил Митравр. Назревает крупный скандал в среде духовенства и мирян, озабоченных слишком поспешным сближением РПЦЗ и РПЦ МП. Однако куда могут обратиться не согласные на немедленную капитуляцию клирики и миряне Зарубежной Церкви?

 

Вариантов немного. Первое, что приходит на ум, это РПЦЗ(В). Однако эта структура слишком не соборна даже для лавровцев и имеет все черты жесткого парасинодального управления узкой группой лиц. Равно как никакой последовательной экклесиологии, в отличии от Синода Митравра, у нее нет, так как их экклесиологическая жесткость входит в противоречие со всем их жизненным путем.  Остается еще две альтернативы – это греческий старостильный Синод Митриприана и, возможно, Синод Архиепископа Хризостома.

 

Первый в точности соответствует экклесиологии «протестной» части РПЦЗ(Л). И, по нашим сведениям, в одном Петербурге к нему уже готовы присоединиться три священника РПЦЗ(Л). Второй, будучи несколько более строг в части экклесиологии по сравнению с тем, к чему привыкли лавровские священники, тем не менее официально признал в ноябре 2001 гзбрание Митр. Лавра «новым Первоиерархом РПЦЗ» и «выразил надежду на сближение своей Церкви с его Синодом» (к тому времени Митриталий уже  вернул свои полномочия). С тех самых пор никакой официальной дезавуации данного признания Синодом Архиепризостома нового «Первоиерарха РПЦЗ» не было. В Америке по некоторым сведениям Митравел Американский, представитель Синода Архиеп.Хризостома в США, уже после разделения РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В) участвовал в крестном ходе с лавровским духовенством. Кроме того, Синод Архиепризостома близок к лавровцам в части своей социальной программы – он, так же как и они, имеет надежды на государственную поддержку и государственное признание. По сообщению Митрополита Христофора, секретаря Синода Митраллиника, недавно по греческому телевидению выступали двое епископов данного Синода с разоблачением «неканоничных и низложенных» групп старостильников», «которые эксплуатируют религиозные чувства народа», и требовали для своего старостильного Синода «признание и поддержку Закона как единственного канонического и законного старостильного церковного образования в Греции»,  дабы «все прочие  мошенники прекратили существовать».

 

Что касается более важного момента, то есть, собственно, экклесиологии, то вероятно, к Митриприану отойдет наиболее либеральная часть протестного духовенства РПЦЗ(Л), а к Архиеп.Хризостому – наиболее консервативная». Что же будут делать остальные, всегда свято верившие в то, что их Церковь «не соединится с Московской Патриархией, пока та не покается в ересях сергианства и экуменизма», остается только гадать. Ведь каяться предложено именно им, и их епископы уже сделали это. Впрочем, если РПЦ МП это их Мать-Церковь, то они, должно быть, в глубине сердца рассчитывают на материнскую  о блудных детях заботу и материнскую любовь.

 

 

23.11.2003 «Романитас»