Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Кому достанется наследство РПЦЗ(Л)?
Комментарии к встрече руководства РПЦЗ(Л) с «Патриархом» Алексеем Ридигером
Последние события, связанные с прибытием в Москву делегации Синода РПЦЗ(Л) на встречу с «Патриархом» Алексеем Ридигером, сослужением с ним, извинением перед ним и запечатленной фотографами ОВЦС МП целованием его руки, поставили множество вопросов. Проблему имущества РПЦЗ(Л) «Патриархом» Ридигером предложено решить «компромиссно» - путем передачи ее главному объединителю РПЦЗ(Л) и Московской Патриархии, правительству РФ В.В.Путина (совсем недавно подобный «компромисс», правда всего лишь о собственности на журнал «Вертоградъ», предложил Братству Апостола Иакова освобожденный им редактор А.В.Солдатов, невинно заявив о возможности передать контроль над органом Братства «вышестоящей инстанции» - «Синоду РПАЦ») Понятно, что как в первом, так и во втором случае реальный контроль над собственностью будет осуществляться теми, кто подобные «компромиссы» и предлагает.
Нас, однако, интересует не судьба имущества фактически само ликвидированной РПЦЗ(Л), сколько судьба ее священников и Епископов. Все ли они готовы к немедленному присоединению к РПЦ МП фактически через покаяние? Вероятно, нет. Епископ Крымской Епархии Агафангел уже выразил свой протест. Осторожное заявление выпустил Митр.Лавр. Назревает крупный скандал в среде духовенства и мирян, озабоченных слишком поспешным сближением РПЦЗ и РПЦ МП. Однако куда могут обратиться не согласные на немедленную капитуляцию клирики и миряне Зарубежной Церкви?
Вариантов немного. Первое, что приходит на ум, это РПЦЗ(В). Однако эта структура слишком не соборна даже для лавровцев и имеет все черты жесткого парасинодального управления узкой группой лиц. Равно как никакой последовательной экклесиологии, в отличии от Синода Митр.Лавра, у нее нет, так как их экклесиологическая жесткость входит в противоречие со всем их жизненным путем. Остается еще две альтернативы – это греческий старостильный Синод Митр.Киприана и, возможно, Синод Архиепископа Хризостома.
Первый в точности соответствует экклесиологии «протестной» части РПЦЗ(Л). И, по нашим сведениям, в одном Петербурге к нему уже готовы присоединиться три священника РПЦЗ(Л). Второй, будучи несколько более строг в части экклесиологии по сравнению с тем, к чему привыкли лавровские священники, тем не менее официально признал в ноябре 2001 г.избрание Митр. Лавра «новым Первоиерархом РПЦЗ» и «выразил надежду на сближение своей Церкви с его Синодом» (к тому времени Митр.Виталий уже вернул свои полномочия). С тех самых пор никакой официальной дезавуации данного признания Синодом Архиеп.Хризостома нового «Первоиерарха РПЦЗ» не было. В Америке по некоторым сведениям Митр.Павел Американский, представитель Синода Архиеп.Хризостома в США, уже после разделения РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В) участвовал в крестном ходе с лавровским духовенством. Кроме того, Синод Архиеп.Хризостома близок к лавровцам в части своей социальной программы – он, так же как и они, имеет надежды на государственную поддержку и государственное признание. По сообщению Митрополита Христофора, секретаря Синода Митр.Каллиника, недавно по греческому телевидению выступали двое епископов данного Синода с разоблачением «неканоничных и низложенных» групп старостильников», «которые эксплуатируют религиозные чувства народа», и требовали для своего старостильного Синода «признание и поддержку Закона как единственного канонического и законного старостильного церковного образования в Греции», дабы «все прочие мошенники прекратили существовать».
Что касается более важного момента, то есть, собственно, экклесиологии, то вероятно, к Митр.Киприану отойдет наиболее либеральная часть протестного духовенства РПЦЗ(Л), а к Архиеп.Хризостому – наиболее консервативная». Что же будут делать остальные, всегда свято верившие в то, что их Церковь «не соединится с Московской Патриархией, пока та не покается в ересях сергианства и экуменизма», остается только гадать. Ведь каяться предложено именно им, и их епископы уже сделали это. Впрочем, если РПЦ МП это их Мать-Церковь, то они, должно быть, в глубине сердца рассчитывают на материнскую о блудных детях заботу и материнскую любовь.
23.11.2003 «Романитас»