Редакция Православного альманаха
«Романитас»
«Насильномученичество»
с золотой медалью
Комментарий к рассылкам ж-ла Вдъ от 10.11 и 17.11. 2003 г
Упраздненный
Учредителем, Братством Апостола Иакова, «редсовет журнала Вертоградъ»,
продолжает как ни в чем не бывало пользоваться
реквизитами Братства и рассылать удивительные материалы по сети Интернет. Один
из последних – интервью Портала Credo.ru с «Благочинным московского
округа РПАЦ протоиереем Михаилом Ардовым».
Он посвящен встрече делегации РПЦЗ(Л) с
«Патриархом» Алексеем Ридигером, которая, как
предполагается, внесет окончательную ясность в поэтапный план сближения Московской Патриархии и Зарубежной
Церкви.
Напомним нашим читателям, что
единомышленник и единоверец прот.Михаила
Ардова иером.Григорий (Лурье) недавно заявил, что еще два
года назад он вместе с Е.Холмогоровым, спичрайтером Первоиерарха
РПАЦ, озвучил идею о необходимости вливания РПЦЗ(Л) в качестве «административного
ресурса» в РПЦ МП при посредстве Администрации Президента. То же самое заявлял
и сам «благочинный московского округа РПАЦ» и «человек со связями» прот.Михаил
Ардов, который, желая здравия Президенту В.В.Путину,
говорил об инициативе объединения как о вливании в Патриархию «здорового
административного ресурса». Уже весьма давно эти люди начали ратовать за идею
о том, что Митр.Лавр «должен
стать удобным и полезным для Правительства В.В.Путина «Патриархом». «Со
своей стороны мы сделаем все возможное», «Лавр – наш Патриарх(тоже)», - заявлял об объединительном процессе в
своем ЖЖ иером.Григорий(Лурье).
Однако в нынешнем интервью в ответ на вопрос
Портала Credo ru «Как Вы оцениваете предстоящую встречу Алексия II с делегацией РПЦЗ(Л)?» протоиерей Михаил Ардов заявляет: «Я
могу принести очередные поздравления работникам ФСБ, которые стали преемниками
работников КГБ, которые в течение десятилетий пытались уничтожить и победить
Русскую Зарубежную Церковь»
Означает ли это, что «церковный диссидент» и звезда телеэфира прот.Михаил Ардов совершил ныне акт саморазоблачения и признался в том, что он и его ближайшие единомышленники из РПАЦ два последних года прямо работали на ФСБ в лице кремлевского политтехнолога г.Павловского, г.Волошина и г.Мейера с целью «победить Русскую Зарубежную Церковь», или, по словам иером.Григория (Лурье), через союз РПЦ и РПЦЗ сделать объединенную РПЦ более послушной и вменяемоей "в смысле осознания своих государственных задач", более послушной для администрации Президента?
Частичный ответ на этот вопрос дают автобиографические книги прот.Михаила Ардова, свидетельствующие о его непосредственной и близкой связи с кружком Ахматовой-Пастернака. Об этом «диссидентствующем» явлении «советского мистицизма» и истории его становления наш альманах писал уже не раз. Недавно в этой связи нам попалась на глаза новая замечательная ссылка:
«Трудно заподозрить в лицемерии писателя К.
Чуковского, испытавшего вместе с поэтом Б. Пастернаком упоение личностью
Сталина. В своем дневнике за 22 апреля 1936 года К.Чуковский записал эпизод,
который очень характерно отражает состояние советской интеллигенции того
времени: "Вчера на съезде сидел в 6-м или 7-м ряду. Оглянулся: Борис
Пастернак. Я пошел к нему, взял его в передние ряды (рядом со мной было
свободное место). Вдруг появляются Каганович, Ворошилов, Андреев, Жданов и
Сталин. Что сделалось с залом! А ОН стоял, немного утомленный, задумчивый и
величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила и в то же время
что-то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные,
одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его - просто видеть - для всех нас было
счастьем. К нему все время обращалась с какими-то разговорами Демченко. И мы
все ревновали, завидовали - счастливая! Каждый его
жест воспринимали с благоговением. Никогда я даже не считал себя способным на
такие чувства. Когда ему аплодировали, он вынул часы (серебряные) и показал
аудитории с прелестной улыбкой - все мы так и зашептали: "Часы, часы, он
показал часы" - и потом, расходясь, уже возле вешалок вновь вспоминали об
этих часах. Пастернак шептал мне все время о нем восторженные слова, а я ему, и
оба мы в один голос сказали: "Ах, эта Демченко заслоняет его! (на
минуту)". Домой мы шли вместе с Пастернаком и оба
упивались нашей радостью" (Чуковский К. Дневник 1930-1969. M., 1994. С.141)»
Этот текст как нельзя нагляднее свидетельствует
о реальном советском характере «культурной оппозиции» времен СССР и объясняет
наилучшим образом двусмысленность заявлений прот.Михаила Ардова, принадлежавшего к этой среде органически
и по сей день. Это среда – лишь по весьма приходящим признакам оппозиционна
системе, на самом же деле она есть ее диалектическое порождение и не мыслима
без основного течения. Возможно именно этим объясняются другие удивительные
сообщения распущенного «редсовета журнала Вертоградъ». 10.11.2003 г. Вертоградъ
размещает интервью Портала
Credo.Ru с Митр.Суздальским Валентином со следующим взятым из текста
интервью заголовком:
«Первоиерарх
Российской Православной Автономной Церкви Митрополит Валентин (Русанцов): “Напрасно
зампред ОВЦС утверждает, что я примеряю на себя ореол мученика. Наоборот, сама
РПЦ МП насильно надевает его на меня”»
Вероятно, именно не осознаваемая четко принадлежность
к совершенно определенному статусу в системе, однако бессознательная
и ежедневная сему статусу присяга, и позволили Митр.Суздальскому Валентину произнести, а редакторам «Портала
Credo.ru» и «Вертограда» разместить
в заголовке сии воистину разоблачительные слова. Потому что православный христианин,
конечно, не смог бы соотнести «мученичество» с чем-то приобретаемым
«насильно», от чего как от не должного и «напрасного» христианину
следует уклоняться. Такой «мученический ореол» возможен только в системе,
в которой равно существуют и «гонимые» Ахматова и Пастернак», и «гонимый»
Митр.Суздальский Валентин.
Вернемся, однако, к интервью прот.Михаила Ардова. Заканчивается оно весьма
показательно:
«Дело в том, что, во-первых, на
сотрудничество с большевиками во главе с Сергием пошли самые беспринципные
архиереи и священники, а во-вторых, начиная с 1943 года, когда это все
легализовалось, советская власть в лице уполномоченных и кагебешников
специально занималась селекцией, продвигались вперед самые беспринципные и
самые порочные священники и монахи, чтобы становиться архиереями. Понятно,
что с беспринципными людьми иметь дело гораздо легче. И несколько поколений
этих людей специально таким образом воспитывалось.
Кто более-менее честен, у кого подлинная
христианская вера, тот мог рассчитывать в лучшем случае на деревенский приход. Ведь
было указание Совета по делам религий не принимать в семинарии - ни в Московскую, ни в Одесскую, - мальчиков, у которых хорошие
аттестаты с четверками и пятерками, только троечников. Шла селекция, и
соответственно, сейчас патриархией управляют вот эти троечники»
Из окончания этого интервью и
становится понятно, что плохие и хорошие патриархийные
деятели, к которым в прошлом принадлежали и прот.Михаил Ардов, и Митр.Суздальский
Валентин, различаются согласно прот.Михаилу Ардову
преимущественно по «оценками в аттестате». «Троечников» продвигал КГБ, «четверочники»
и «пятерочники», которые, согласно прот.Михаилу
Ардову, были «более менее честными, у кого была подлинная христианская вера»
(которая, между прочим, возможна только в Истинной Церкви), «могли рассчитывать
в лучшем случае на деревенский приход», а в дальнейшем, видимо, на Суздальскую
Епархию Российской Автономной Церкви. Кем же тогда являются «золотые медалисты»?
Кем являются обладатели десятков наград от Советской Власти и Экуменических
Патриархатов, «выездные» борцы за мир вроде Митр.Суздальского Валентина? Отчасти логика разделения патриархийных «троечников» и «отличников» на «беспринципных»
и «нравственных» подчеркивает заявленную Братством Апостола Иакова претензию
к начальнику прот.Михаила
Ардова по Порталу Credo.Ru А.В.Солдатову
о том, что А.В.Солдатов «проводил и проводит в жизнь идею VIP-церкви, т.е. привлечение
в Церковь «лиц федерального уровня» на ресурсах и влиянии которых, по его
и иером. Григория (Лурье) мнению только и может быть построено
церковное здание РПАЦ. Одновременно с этим в его деятельности отчетливо прослеживается
деление церковного народа на элитарную верхушку и «чернь»»
Но дело этим не ограничивается. Думать о том, что
КГБ-ФСБ для наиболее ответственных своих заданий привлекал «троечников»,
означает с неуважением относиться к этой почтенной организации, которая
проявляла себя «достойно» по всему миру весьма продолжительный срок. И если в
«альтернативной» РПАЦ собираются одни «пятерочники», это заставляет задуматься
о роли этой организации всерьез. Тем
не менее, чем, как не отсутствием здравого
христианского образования и ясной экклесиологии объясняется новое начинание Суздальской
Церкви, отраженное и в одной из
последних рассылок ж-ла Вертоградъ,
в котором говорится о том, что только что
ассимилированный РПАЦ патриархийный
протоиерей с тридцатилетним стажем Иоанн Мамалыга принят через покаяние, после чего над ним были совершены перерукоположения всех степеней, начиная с чтеца? Напомним, что ранее клирики МП принимались в
РПАЦ через покаяние просто, что тоже
не соответствовало практике всех существующих на сегодняшний день ИПЦ, в
которых к клирикам МП давно применяется покаяние и хиротессия.
Однако и новое «зилотское» начиние
РПАЦ лежит вне экклесиологической логики и смысла,
ибо перерукополагают через все степени только тех,
кого решают крестить в случае их обливательного
крещения заново. Однако протоиерей МП был принят в РПАЦ не через крещение, а
через покаяние. Тем самым принимающая сторона, признав обряд его крещения
совершенным правильно, но не признав того же за совершенно не
пререкаемыми и не допускающими обрядовых
вариаций обрядами посвящения в чтеца, хиротонии в дьякона и священника,
обнаружила свою «троечность» и стремление к показному
«антиэкуменическому» благочестию любой ценой. Даже матфеевский Синод ИПХ Греции не перерукополагает
лиц, над которыми в их Церкви не совершено повторного крещения.
А раз так, то напрасно «Епископ Григорий Денверский», рукоположенный в 2001 году Митр.Валентином по протекции «пятерочников» из Портала Credo.ru кремлевского политтехнолога Глеба Павловского, взывает к верным чадам Зарубежной Церкви обратиться под омофор «Митр.Суздальского Валентина, преемника РПЦЗ, который и впредь будет осуждать сергианство, экуменизм, модернизм, масонство и прочие дьявольские измышления, противные Христу» Ведь последний как раз совершенно погряз в самом доподлинном сергианстве, экуменизме, новых редакциях масонства и прочих дьявольских измышлениях о Христе, включая открытую на Господа нашего Иисуса Христа хулу.
Последовательность второсоветской
группы приближенных Митр.Валентина,
при всех ее противоречивых действиях и заявлениях, не вызывает сомнения, ибо
она тождественна в целом «советскому мистицизму»,
"последовательности" Ахматовой и Пастернака. Чего не скажешь о последовательности
Братства Апостола Иакова и катакомбных христиан РПАЦ, которые эту советскую
«последовательность» ныне оспаривают.
Разве можно спорить с волком о «нравственности» поедания коз и ягнят...
18.11.2003
г. «Романитас»