Редакция Православного альманаха

 «Романитас»

 

 

 

Слово

О «божественных муравьях» и черных термитах

 

 

 

Первоиерарх РПАЦ, Высокопреосвященнейший Митрополит Валентин, в проповеди  с амвона высказался в поддержку «собирающей» деятельности  духовных чад и сподвижников Иеромонаха Григория (Лурье)

 

 

 

 

 

«Это не правильные пчелы, у них не правильный мед»

 

Александр Милн

 

 

В Воскресение, 16 февраля 2002 года Первоиерарх Российской Православной Церкви посетил московский храм Царя Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских. За Божественной Литургией им была сказана проповедь, некоторые места которой прямо и непосредственно касались событий, произошедших в храме за несколько дней до этого момента. События эти связаны с актом «физической расправы», мотивированной ложным обвинением администратора в наличии на Сервере «Романитас»  «не корректного» материала, касающегося политических заявлений Вдъ и лично иеромригория (Лурье) и трактовавшегося как неизбежный «духовный акт». (Строчки из материала, которые нам ставились в вину, касались гипотетического и широко рекламируемого присоединения к РПАЦ «политических элит», и были ложно и намеренно расценены как  «личное оскорбление», при том, что там ничего подобного, естественно, не содержалось. Этот материал называется «Впечатления от пресс-конференции в защиту РПАЦ, прошедшей 3 сентября 2001 г. в Москве, в Доме Журналиста». Он не содержит никаких указаний на личности «присоединяемых политических и культурных элит». Тем не менее, от нас, после его появления три месяца назад, некое близкое к оригорию (Лурье) лицо потребовало «избегать посещения храма» под внятной угрозой физической расправы в случае не выполнения «распоряжения» и не внятными мотивами обвинения в «клевете на Вл.Феодора». Сам Влеодор был очень удивлен, и заявил, что никто на него не клеветал.. Обсуждаемый материал можно посмотреть здесь   http://www.romanitas.ru/Actual/vpechatlenia.htm )

 

Владыка Первоиерарх по окончанию Литургии с амвона  храма подчеркнул, обращаясь к пастве, что «необходимо всем жить в мире». «Нужно всем трудиться как пчелкам, собирая в улей мед». Далее, Владыка Первоиерарх заметил, что «никто не должен поднимать руку свою на верного или неверного». Владыка Первоиерарх, сделав паузу, заявил далее, что он, тем не менее, полностью «признает и сознает», что тот, на кого подняли руку, виноват (это было интонационно подчеркнуто). Владыка Первоиерарх, по-прежнему не называя имен, снова подчеркнул безусловную виновность означенного лица. Однако, продолжил далее Первоиерарх, нельзя  заниматься  рукоприкладством и восхищать чужую власть судить. Все в свое время. Тот человек, который виноват,  получит свое.  Тот, кто виноват, все равно  обязательно получит свое и  понесет заслуженное наказание.

 

Далее, Владыко Первоирерарх сообщил пастве, что «стоящий здесь Александр Солдатов (ред. Ж-ла Вдъ,  ближайший сподвижник иером. Григория Лурье) есть не что иное как «божественный муравей, который собирает (Церковь)». Равно как и «труженица Ольга» (Ольга Митренина, секретарь ж-ла Вдъ, духовное чадо и ближайшая поверенная  иеромригория (Лурье) )  Владыко Первоиерарх заявил, что тот, кто виноват, «просто хотел бы занять место Александра Солдатова».

 

Владыка Первоиерарх призвал того, кто виноват,  к покаянию, равно как и «всех озлобленных, завидующих и клевещущих».

 

После Божественной Литургии удалось, наконец, выяснить, в чем именно обвиняется на этот раз тот, кто виноват. Как было сообщено нам различными официальными и неофициальными лицами,  тот, кто виноват, обвиняется не в том, что ему «не правильно инкриминировали» в момент физической расправы, не в «оскорблениях» и не в «клевете» (Слава Богу!), однако он, тем не менее, виноват в том, что «он распространяет напечатанную на его деньги брошюру против иеромригория (Лурье) Натальи Дмитриевны Недашковской, директора Центра Православного Просвещения РПАЦ, в которой Наталья Дмитриевна  Недашковская, критикуя деятельность иеромонаха Григория (Лурье), якобы «обрушивается и на суздальских Владык»

 

На самом деле, мы можем совершенно определенно утверждать, что эти неофициальные  заявления, к сожалению, не соответствует действительности. Тот, кто виноват, безусловно человек многогрешный, однако он, если нам не изменяет память, не участвовал финансово, идейно или организационно в издании этой, по выражению некоторых неофициальных лиц, «подметной брошюры» и не занимался ее распространением, хотя и солидарен христианскою своею совестью с тем, что в ней написано. Рад бы, тем не менее, участвовать, почел бы за честь, да время и «финансы» не позволили.  Кроме того, в этой брошюре, изданной православной женщиной, верным чадом РПАЦ, верстающей лично книги Владыки Первоиерарха и готовящей образовательные курсы для священников РПАЦ, ее автор, Наталья Дмитриевна Недашковская,  не «обрушивается на суздальских Владык»  То же самое можно сказать и об «Обращении к Синоду» историка Церкви чтеца Владимира Мосса (которое тоже ставилось почему-то в вину тому, кто виноват. Вообще, такое подозрение по идее должно быть очень лестным.) против публичных проповедей и действий иером. Григория (Лурье) и его сподвижников. И о заявлениях против данных действий других клириков и мирян РПАЦ. Однако, постольку поскольку некоторые (всего лишь некоторые) из этих заявлений, действительно публиковались на нашем Сервере, и редакция несет полную церковную ответственность за их публикацию, коллектив нашего альманаха, хотя бы для того, чтобы продемонстрировать, что мы вовсе не стремимся «занять место Вдъ»,  принял решение с сегодняшнего дня понести уже предрешенное  наказание и снять с Сервера «Романитас» и всех будущих редакционных документов заглавие «Неофициальный Сервер Российской Православной Церкви», оставаясь, меж тем, по-прежнему, как и ранее, полностью на позициях Архиерейского Синода РПАЦ.

 

Что не помешает нам и в дальнейшем, оставаясь на церковных позициях Архиерейского Синода РПАЦ,  давать церковную оценку тем или иным событиям в церковной жизни. С этого дня мы станем гораздо более пристально следить за развитием событий, мы постараемся стать в нашем анализе более детальны. Мы приложим все усилия к тому, чтобы ситуация вокруг проповеди и политической деятельности иером. Григория (Лурье) и его сподвижников стала широко известной как в среде священства и епископата РПАЦ, так и в среде всего истинно-православного мира,  для чего все ключевые материалы теперь будут одновременно по мере возможностей переводиться на английский и греческий языки,  а русское издание «Романитаса» обретет, наконец, печатную форму.  Мы постараемся учесть все наши ошибки. Мы будем стремиться к тому, чтобы более детально изучать ныне положение дел и в самом Суздале и доносить правду обо всех событиях церковного значения до наших читателей. Кроме того, коллектив нашего альманаха продолжит работу над подготовкой к печати (и, в дальнейшем, к распространению) новой редакции книги историка Церкви Владимира Мосса «Православная Церковь на перепутье», куда известный в РПАЦ и во всем истинно-православном мире исследователь намеревается включить новые главы по новейшей истории РПАЦ.

 

 

Всех верных Православию в РПАЦ можно только физически устранить (к чему, похоже, все и движется), но не заставить переменить свое мнение, что-нибудь «забыть» или «простить» (прощать можно и должно только личные прегрешения против тебя лично), отказаться от критики распространения  ереси и нечестия  или заставить перейти «куда-либо еще». Это наивные надежды, которым можно только улыбнуться. Пока ересь и спекуляции не осуждены, мы будем о них снова и снова говорить, и говорить, увы, достаточно твердо. Даже если клевета бессильных что-либо сделать, «победоносные» интриги повинных в распространении ереси, понуждаемые их клеветой запреты священноначалия и физические атаки обезумевших от ярости и чувства вины представителей «политической элиты»  будут единственным ответом. В приложение к этому сообщению вновь публикуем список наших формальных претензий к политическим, богословским и миссионерским инициативам  данной группы, широко распространяющимся в сети интернет и бумажных изданиях страны. Вместе с тем, вновь хотим подчеркнуть, что с исчезновением проблем и покаянием в создании оных, немедленно решится, в духе мира и любви, и самый вопрос.

 

 

 

 

Приложение

 

Принципы примирения в духе мира и любви с группой, поддерживающей политические, богословские и миссионерские инициативы иеромригория (Лурье)

 

 

 

 

Ситуация относительно проповеди учений иеромонаха Григория (Лурье) и сочувствующих ему  вызывает в РПАЦ, да и, ныне, во всем истинно-православном мире все больше вопросов, недоумений и протестов. В данной статье мы сформулируем, каковы могли бы быть, с нашей точки зрения,  принципы, на основании которых могло бы состояться примирение в духе мира, всепрощения и любви православных христиан с носителями данных учений. Мы сформулировали 10 принципов, которые не отражают всего спектра несогласия, однако говорят о главном. Это не условия, не ультиматумы, но именно принципы, на основании следования которым в духе мира и любви возможно бы было покаяние и примирение. Вот они:

 

1.В книге «Призвание Авраама» иеромонах Григорий публично проповедал, что  вовсе не Правила Гангрского Собора, а одно из частных мнений Василия Великого времени его дружбы с еретиком Евстафием, является «учением Церкви» по вопросу возможности или невозможности оставлять жену «ради Господа» без ее на то согласия. Таким образом он предпринял попытку реформировать каноническое право Церкви, введя в него то, что не являлось и не является определяющим церковным Правилом по данному вопросу, и, напротив, осудил определяющее Правило, записанное в Книге Правил, придав ему статус «случайно туда включенного». Меж тем мнение-как-исключение, да еще и неизвестное каноническому праву Церкви, не может стать мнением-как-правилом. Сместив баланс между Правилом и исключением, назвав Собор в Ганграх «не авторитетным», и заявив, что позицию Церкви по данному вопросу озвучил свасилий Великий в одном из своих писем, о.Григорий предпринял атаку на взаимоувязанное и взвешенное каноническое право Церкви. Он должен публично от этого своего деяния отказаться.

 

2.В той же книге оригорий проповедал, что только девственники живут по благодати Нового Завета, тем самым выведя из Новозаветной Церкви всех брачных христиан. Это есть внятная экклесиологическая ересь и хула на Церковь. Ересь, разделяющая Церковь на два «института» и две  «партии», и оставляющая одну из них за чертою новозаветного спасения (иного же не знаем). Он должен от этой исповеданной им невиданной по уровню оскорбления Церкви ереси  публично отказаться.

 

3. В той же книге оригорий, следуя своим взглядам о «переводе высокого монашеского качества в низкое количество «полу языческих толп» в момент возникновения христианских империй»,  осудил Св.Равноапостольного Царя Константина, назвав его « Новым Моисеем Ветхого Завета». Меж тем сам Спаситель говорил о «ветхозаветном» Иоанне Предтече, что хотя он и был большим из рожденных женами, но меньший в Царствии Небесном будет выше него. О.Григорий назвал христианскую империю «ветхозаветным институтом», равно как и «брак», что есть хула на православную государственность и православное супружество. Он должен от этого публично отказаться.

 

4. В этой же книге оригорий объявляет супружество грехом, называя целомудренным только брак, исключающий плотскую брачную жизнь, а всякое плотское супружество называя допустимым "по снисхождению", то есть грехом. Т.е. прямо противоречит учению о браке Апостола Павла. На «неофициальном форуме РПАЦ» он, развивая эту мысль далее, заявляет, что детородство не заповедано христианству, что любые плотские отношения в браке, независимо от степени близости супругов и формы их проявления,  всегда и во всех своих появлениях есть суть грех. От этой ереси оригорий должен публично отказаться.

 

5. В этой же книге оригорий исповедует, что «Новый Завет начинается там, где кончаются правила», что совершенно не верно. Он вводит так же новое учение о девстве, фактически представляющее девство обязательно необходимым для новозаветного спасения, чего Церковь соборно не утверждает, присваивая Апостолу Павлу изощренно казуистический способ мышления в духе «пастырского лукавства». Так же он проповедует против слов апостола Петра, который говорил, что он хотел бы, чтобы молодые вдовицы вступали в брак и рожали детей.  Институт девства в понимании оригория является близким к сверхдолжной заслуге латинского богословия. Он должен от этого мнения публично отказаться.

 

6. О.Григорий и его чада исповедуют осужденного четырьмя Православными Патриархами иером. Антония .Булатовича святым и его учение православным. Они множат тексты в защиту имябожия. Ныне они, по настоянию Синода РПАЦ, закрыли один свой подобный сайт. Однако в других местах Сети и в бумажных изданиях их статьи по-прежнему проповедуют имябожие. О.Григорий Лурье должен публично подтвердить, что он считает невозможным проповедь имябожнических идей и распространять запрещенную Святейшим Правительствующим Синодом имябожническую литературу. Невозможным - плоть до Всероссийского Собора, специальная комиссия которого и полномочна вынести на Собор предложение о продолжении данного запрета, или о его снятии.

 

7.О.Григорий должен принести публичное покаяние в огульной хуле на Синодальную Церковь и обязаться не позволять впредь себе и своим чадам отзываться о Ней в столь пренебрежительно-шокирующих выражениях. Он и его чада так же должны извиниться за огульную хулу на Новомучеников Российских и не позволять себе ее впредь. О.Григорий так же должен покаяться за «уравнивание» в каноничности сергиан и иосифлян и за общую риторику «не каноничности» Синодальной Церкви. И особенно это касается правил и установлений в церковно-приходской жизни, сформированных в империи.

 

8.О.Григорий и поддерживающие его лица должны отказаться от неосергианских тезисов, выдвинутых ими в  отношении взаимоотношений Церкви и нынешнего государства. О.Григорий и поддерживающие его лица должны признать имеющим силу анафему Патриарха Тихона, иосифлянскую анафему, Постановление Зарубежной Церкви от 1953 года в отношении принимаемых в нашу Церковь политиков и публичных лиц, связанных с посткоммунистической идеологией преемства СССР и спекуляции на его «свершениях и победах». Церковь не может идти на союз с теми, кто все еще представляет данную обновленную «безконфликтную» идеологию, основанную на идее преемства СССР и беспокаянства - в тех или иных ее аспектах.

 

9.О.Григорий и поддерживающие его лица должны отказаться от светских, идоложертвенных, угодливо-политических и псевдо церковных утверждений, порочащих репутацию РПАЦ. От идеи «альтернативного Православия», идеи «отсутствия гонений на государственном уровне», идеи «социальных ветвей православия», идеи «здоровья» у древних еретиков, идеи «государственной полезности РПАЦ», «удобоуклонности к «использованию» РПАЦ для «отработки» каких-либо государственных «моделей»» и ее «большей чем у МП социальной терпимости»  и т.д. Все это нечестие и суетливое угодничество суть настоящий позор.

 

10.О.Григорий должен публично покаяться за соблазн, который происходит от его «рок-православной» проповеди и прекратить популяризировать демонические элементы современной культуры. Он должен отказаться от идеи о том, что Истинной Церкви «должна» соответствовать «Истинная Культуры» в виде рок-музыки и рок-философии и покаяться в том, что он являлся активным популяризатором «суицидально-православного» и «духовного» истолкования демонических текстов, которые не имеют с Православием общей меры. Он так же должен покаяться в своей уничижительной критики нравственного учения Церкви, попираемого данной люциферианской идеологией прежде всего и прямо и непосредственно ему противостоящей.

 

Покаяние в каждом из этих пунктов должно быть публичным, так как и сама проповедь носила и носит публичный характер. Торжества «противников данных учений» в случае покаяния  конечно же не будет, будут лишь слезы радости от обретения утраченного общения и доверия. Однако мы надеемся, что после покаяния, если оно состоится, оригорий и поддерживающие его лица, предпримут так же меры к устранению личного и беспрецедентного давления на их «обвинителей».

 

 

«Романитас»