Романитас. Неофициальный Сервер Российской
Православной Церкви.
Дорогие читатели. Некоторое время назад
Синод РПАЦ издал увещание, в котором потребовал от чад Российской Церкви прекратить
губительную проповедь " православно-суицидальных" идей. Распространители
ереси «закрыли на реконструкцию» один подобный сайт, но другие, в том числе
принадлежащие им сайты оставили. Кроме того в сети
Интернет статьи на данную тематику
нашли широчайшее распространение, и над многими ресурсами, которые их публиковали,
они ныне не властны. Посему, во исполнения решения
Синода,, не достаточным представляется
закрытия одной личной домашней страницы: необходима
покаянная статья, в которой бы эти статьи и изложенные в них популярные человеконенавистнические
и антихристианские идеи «рок-православия»,
растиражированные во многих изданиях и ассоциирующиеся с нашей Церковью,
опровергались.
Однако подобной статьи от идеолога этой
ереси как не было, так и нет. Более того: данную "молодежную политику"
взялись защищать его друзья, опубликовав интервью с ним на эту тему, в котором
ничего особенного не говорится, так как оно призвано обелить и легитимизировать
данный аспект его деячтельности (и это через несколько дней после постановления
Синода!) Отчасти в виду данного обстоятельства коллектив нашего альманаха
решился на публикацию только что написанной, февральской
статьи директора Центра Православного Просвещения Натальи Дмитриевны
Недашковской, возглавляющей
духовное училище, учредители которого ныне в полном составе находятся под
омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Валентина,
Первоиерарха РПАЦ. Нам представляется, что этот
выстраданный труд ясно покажет, что, не смотря на гонения внутри нашей Церкви
на критиков воззрений иеромонаха Григория (Лурье), которые устраивает его
«группа поддержки», в РПАЦ тем не менее достаточное
число уважаемых всем сообществом лиц, которые эти воззрения не разделяют и
против их распространения по мере сил протестуют.
ОКРЫЛЯЯСЬ ПУСТОТОЙ
О ереси «панк-праволавия»
иеромонаха Григория Лурье
Если же правый
глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы
погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено
в геенну. (Мф. 5, 29)
Минувший год был и для РПЦЗ, и для РПАЦ (Российской
Православной Автономной Церкви) Церкви скорбным и трагичным. В РПЦЗ произошел
окончательный раскол, большая часть ее явно склонилась к единению с
«официальным», «престижным» православием. Престарелый, 92-летний Первиерарх Митрополит Виталий чудом Божиим
явил духовную твердость, чем вызвал ненависть и преследования отступников.
В РПАЦ скорби были двойственны. Есть внешняя
сторона: новые гонения, клевета, судебное преследование Владыки Митрополита
Валентина, инспирированные вчерашними ближайшими помощниками, возглавляемыми
бывшим протоиереем Андреем Осетровым. Об этом были сообщения
как в церковной, так и в светской прессе, проводились пресс-конференции.
Внутренняя сторона известна и понятна сравнительно немногим. И связана она с
деятельностью (в основном в Интернете) по пропаганде идей иеромонаха Григория
Лурье и его сподвижников: О. В. Митрениной, А. В.
Солдатова, Т. Г. Сениной. Но именно она определяет бурные события «осетровщины». Так вирус, внедряясь в клетку живого
организма, провоцирует сыпь и горячку...
Вот об этом «вирусе», который нам представляется
смертельно опасным для церковного организма, и приходится говорить. Приходится
— потому что бывшие вначале надежды на то, что тяжелое искушение будет быстро осознанно епископатом РПАЦ и исторгнуто из ее среды не
оправдалось. Осенью прошлого года появилась публикация клирика старостильного Синода Митрополита Калинника иеромонаха
Нектария с догматическим анализом
воззрений о. Григория Лурье «Не к тому змий..». Кончается
она знаменательной фразой: «"В нашей Церкви, –
пишет иеромонах [Григорий], – меня понимают, хотя, конечно, смеются"
(из форума). Очевидно, все-таки не понимают – иначе бы не
смеялись...»
Нам представляется, что очень многие в РПАЦ — и те, кто смеются,
и те, кто сокрушаются о беде, что творится «лурьевцами»,
действительно не понимают всей глубины и гнусности
явления, с которым столкнулись. Не понимают, будем надеяться, по своей
цельности и чистоте, как нормальный ребенок не понимает «взрослых» мерзостей.
***
1. О сути рассматриваемого
явления
Попытаемся все же осознать суть новизн, вносимых в церковную среду, которые иеромонах Нектарий назвал «луцеферианством». Материалом для этого являются статьи о.
Григория Лурье «Попробуем здесь», «Смерть и самоубийство как фундаментальные
концепции русской рок-культуры», «Швейцарская
догматика», «Утро Полины» и огромное количество интернетных
материалов.
Все это многообразие словесной шелухи прикрывает
«примитивное» двойное богохульство.
Первое — хулу на Бога, как Творца
совершенного и прекрасного мiра,
не утратившего до конца этих свойств и после грехопадения сатаны и человека.
Как написано в «Швейцарской догматике»: «Вам хочется быть «хорошим человеком»?
Мне — нет, в чем бы эта «хорошесть» ни состояла. Если
уж все равно надо быть человеком, то я бы лучше постарался стать таким
человеком, каким я сам хочу, а не таким, чтобы кто-то там (даже и Бог) считал
бы меня «хорошим». А если бы я еще сильнее призадумался, то я бы и вообще не
нашел бы в идее «человека» (какого бы то ни было, «человека вообще») ничего
такого, ради чего стоило бы жить, даже при условии бессмертия: бессмысленное не
приобретет смысла, если станет бесконечно длинным... Такая картинка Рая — в
виде бесконечно длящегося и бесконечно счастливого человеческого существования
— начинает сильно смахивать на магометанские мечтания о загробном блаженстве.
Но у мусульман — возведенные в бесконечную степень обычные физиологические
«удовольствия», а у христиан выходит что-то ближе к психоделии:
какого-то особого рода кайфы, не встречающиеся в
обыденной жизни (тот самый «психоделический рай», от
которого отказалась Янка Дягилева!). Тут невольно подумаешь, что в мусульманах
есть все-таки что-то здоровое».
Здесь сразу хочется отметить или безграмотность, или
преднамеренное извращение понятий о. Григория Лурье, афишируемого как
«богослова» и «патролога»: он подменяет положительную бесконечность бытия, благобытия твари в Царствии Небесном — «дурной»
бесконечностью. Последняя будет реализована в аду. Кстати, в этом образчике
ярко виден и характерный стиль нашего автора: глумливый и издерганный,
являющийся антиподом стиля Святых Отцов, исполненного серьезности и плача.
Неразличение, подмена «верха» и «низа» и
демагогическая игра антонимов: мiр как совокупность творения Бога,
созданный как зеркало, в котором для Умных Сил и для человека отражается Его всесовершенство;
и мiр в смысле аскетическом, как
наименование совокупности демонских и человеческих страстей и составляет пафос мiросозерцания «луцеферианства»
(сохраним термин о. Нектария). Впрочем, для него есть и самоназвание автора: «панк-православие»:
«Я сознаю и признаю в себе нечто от рокера и даже... от «панк-православия»…» — пишет о.
Григорий Лурье.
Второе богохульство
— кощунственное искажение возвышенного святоотеческого
учения о конечной цели бытия мiра
и человека — об обожении. Как пишет о. Нектарий
в вышеупомянутой работе: «...некогда Денница рекл есть во уме своем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой… взыду выше облак, буду подобен Вышнему
(Ис.14:13-14). А иеромонах [Григорий] действительно собирается стать равен Вышнему, он пишет: «Бытие Богом – это не бесконечность
ограниченного человеческого существования, а настоящая вечность, не имеющая
не только конца, но и начала…» Он, видимо, надеется превзойти в обожении и Самого Сына Божия, по крайней мере он приписывает это Святым Отцам, которые,
поскольку «в них вполне совершилась настоящая цель воплощения Христова», «сами
стали первоисточником учения Церкви»,
(«Швейцарская догматика») [между прочим, эти богохульства о. Григория и сегодня,
18 января 2002 года находится на его сайте] тогда как Христос говорил о Себе: Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя (Иоан.7:16)».
***
Необходимое пояснение: что такое идеология панк-рока?
Значительная часть работ о. Григория Лурье посвящена
культуре (вернее, антикультуре) панк-рока, в которой он видит прорыв к «подлинному
православию». Поскольку большинству православных мало
что известно о панках, с которыми он ассоциирует
себя, необходимо привести краткую справку.
Движение панков возникло в
1976 году. Главный выразитель — рок-группа «Секс пистолз»
(крайне непристойное) проповедующая радикальное
блудное неистовство. Принципы панков — презрение ко
всему окружающему, анархия, радикальная революция. Самоубийство считается
геройством. Активно пропагандируются сильнодействующие наркотики. На концертах
устраиваются публичные оргии в окружении христианской символики. Один из
современных главных кумиров панков — американская
группа «Плохая религия», имеющая эмблемой перечеркнутый крест.
Движение панков
политически аморфно и легко объединяется с любыми экстремистскими направлениям
— от леворадикальных до фашистских.
Все это характерно и для возлюбленного о. Григорием
Лурье «русского панк-рока».
Наиболее часто анализируемая в его работах группа ГрОб
Егора Летова. Вот некоторые высказывания Летова:
«Я верю, верую во Всемирную, Вселенскую
революцию и готов воевать за нее... В 1917 году наша страна сделала первый
шаг на пути к истине — не бывать ему последним!» (Журнал «Я молодой» №22 (150)).
Сравним с «откровениями» о. Григория из интернета: «Товарищ Сталин совершенно правильно обходился с этой интеллигенцией, у которой кукиши в кармане, — с Булгаковым, Пастернаком и даже Мандельштамом. Он, по крайней мере, вырастил на этом гумусе, что хотел, — великое искусство соцреализма. Это я не к тому, что Сталина не нужно было бы расстрелять, а Булгаковых и Ко. нельзя было бы оставить творить и дальше, — но полезно не забыть, что (и кто) почем. Сталина я уважаю, а Булгакова — нет.
Некто: Очень любопытно узнать, что Вы находите великого в соцреализме?.. Это не ирония?
О. Григорий: Не ирония. Великий пропагандистский проект. Очень эффективный.
Точное попадание в таргет-группу при огромности
этой самой группы... Я ненавидел этот стиль все детство и юность, но в 1987
г., наконец, оценил. Прям-таки глаза раскрылись.
Его творцы были гениальны. (Это, конечно, не Булгаковы с Пастернаками, а Шолохов,
Щусев и т.п., но прежде всего — лично тов. Сталин)»
После этого становится понятной
связь идеологии о.Григория Лурье с обновленным сергианством, которое пытается
навязать нашей Церкви в ее отношениях с государством А.В.Солдатов. Его стремление
представить РПАЦ более подходящей для использования государством является
вторичным, слабым отголоском аморализма о.Григория Лурье.
Продолжим цитату из Е. Летова:
«Да, наша ориентация на экстремум, на предел вполне осознана. Ибо с самого начала нашей деятельности, с 1984 года, мы совершено
ясно представляли себе, что с актуальной цивилизацией надо бороться и что
единственный способ борьбы с нею — экстремизм во всех его формах.... Наш путь
можно сравнить с тем, что в буддизме называется «сектой прямого пути», там
считается, что существует долгий, привычный и безболезненный путь духовной
реализации, приемлемый для большинства, но есть и другой — прямой,
резкий,, травматический, в чем-то страшный и крайне
опасный. Я выбрал второй путь... Реализация такого пути связана с агрессией, с надличностными, нечеловеческими энергиями. Каждый, кто
вступил на этот путь, уже не является человеком в привычном понимании этого
слова...»
Таким образом, мы видим прямое
слияние богословия луциферианского «обожения» с «простым» люцеферианством
панков-нигилистов. Характерно название упомянутой
секты: «прямой путь». Как известно, ортодоксия, православие и означает «прямой».
Вот каково православие о. Григория Лурье! Здесь вспоминается еще одно «обожение».
Как написано в современно еврейском журнале: «Еврейский народ выделился в
особую категорию, отличную от остальных народов. Это отличие является не количественным,
а качественным, принципиальным. Такой подход позволяет понять специфику еврейского
народа. Еврей — не просто человек, которому присуще еще одно качество или
свойство. Еврей — создание, в которое Всевышний внедрил Божественную душу
— дух святости, частицу Самого Бога. Божественная
душа, присущая еврею, — свойство в высшей степени уникальное.
Все создания, включая человечество, являются частью мироздания с его закономерностями
и ограничениями. Еврей же стоит вне мироздания благодаря своей Божественной
душе. Эта особенность еврейского народа сформировалась еще в эпоху праотцев,
и от них передается по наследству каждому еврею, который несет в себе этот
феномен, еврейскую душу, — частицу Самого Бога. Из
этого следует, что подлинная свобода выбора присуща лишь тем, кто обладает
частицей Самого Бога — Божественной душой».
И вновь откровения Е. Летова:
«Знание у меня появилось в 16 лет, когда я получил первое озарение.. Получив этот опыт, я начал действовать. Я знал о том, что
меня ожидает, и добивался этого состояния на концертах, в состояниях ЛСД, с
помощью творчества, дыхательных упражнений и иных способов...» (Интервью
коммунистической газете «Завтра»).
Для полноты картины — образец (один из самых пристойных) творчества ГрОба, вдохновляющего богословие о. Григория:
Не мешайте людям срать
Срать с высоких этажей
На пугливые затылки
Мыльной пеной
Толченым стеклом
Спелыми норами
Черными дырами
Блевать на юг
Хохотать на север
Пердеть на восток
Чтобы в глотке рвалось
Чтобы в легких смеркалось
Чтобы решительно и повсеместно
Стало молодо-зелено
И красно.
Итак, как
справедливо пишет о. Нектарий, «само слово «PUNK», означающее в переводе с
английского «грязь», «отброс», «гниль», «помойка» и пр., одним словом –
разложение. Если задаться целью перевести «PUNK» на русский одним
словом, причем сохраняя, по возможности, смысл и
импульс, вкладываемый в него самими носителями означенной идеологии, то лучше
всего, кажется, было бы это сделать неприличным словом «говно»».
Творения о. Григория просто через край переливаются
текстами такой «поэзии», он их с любовью отыскивает и размещает на форумах,
анализирует в своих статьях, упиваясь темой смерти и трупного разложения...
***
Но, конечно апофеозом
его богословия является протаскивание «открытия» несчастного умершего от сифилиса
Ницше. На протяжении 18-ти с половиной столетий что
только не противостояло Церкви: и ереси, и расколы, — но ни они, ни даже самый
лютый враг христианства, талмудическое еврейство не придумало такой хулы на
Живодавца Христа, какое родилось в гниющем мозгу
безумного Ницше и теперь подхваченного, как откровение «очищенного» (от христианства)
«прямого пути» о. Григория Лурье. Страшно даже повторять эту хулу, но ею кишит
ИНТЕРНЕТ: Христос совершил ... самоубийство: « «Образ смерти» Христа, которому
наша смерть должна быть со-образна,
на языке неверующего мiра давно назван: самоубийство
(Ф. Ницше)» («Попробуем здесь»).
Вот переписка о. Григория Лурье в «клубе самоубийц»:
Некто: «Говорят, что если человек
верит в бога, то ему вроде как тяжелее решиться на шаг [самоубийство]. Скажите,
пожалуйста, верите ли Вы и правда ли это»
О. Григорий: «Смотря как смотреть, можно
так верить, что «решиться» даже легче, есть на эту тему специальная песня Янки
Дягилевой «Стаи летят». Если же верить по православному — то все проблемы
снимаются, а появляются новые( еще хуже ?) (4 января
2002 г.).
Некто: «Я почти в трансе, а жить
не хочется ... вещь великолепная, правда».
О. Григорий: «А «хотеться» жить и не
должно» (5 января 2002 г.)
Возникает вопрос: если сущностью христианства, сущностью
Таинства Крещения является самоубийство, то, может быть, надо и убийц принимать
в РПАЦ «в сущем сане» священников, осуществляющих «таинство»?
2. Как же дошли мы до жизни
такой?
Есть верный слух, что у вас
появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, которое не слышно даже у язычников.... И вы
возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас
сделавший такое дело ....(1. Кор. 5, 1-2).
Такое чудовищное явление, как панк-православие о. Григория Лурье не случайное явление,
как не случайно было появление другого чудовища — экуменизма. Чудовищно
не в смысле ругательства, а по сути: чудовищами
называют фантастическое соединение того, что несоединимо по своей природе. И
если экуменизм справедливо называют все-ересью, то
новорожденную химеру «панк-православия»
можно обозначит как гипер-ересь. Суть экуменизма —
приземление заповеди о любви, низведение ее к земным,
душевным проявлением. Мнимая борьба нигилистического «панк-православия» с экуменизмом приводит к отрицанию
и похулению всех проявлений любви — кроме любви к
своему мнимо-божественному «я». Ступени бесславного пути богоотступничества
обозначены о. Серафимом Роузом в работе «Человек
наизнанку».
Он рассматривает этапы разложения западной
цивилизации, оторвавшейся тысячу лет назад от Церкви, и последовательно
сползавшей в своем мiровоззрении от либерализма, еще
«допускающего» Богу существовать (при том что
жизненные интересы человеческого сердца отдаются исключительно земным
«общечеловеческим ценностям»), до современного яростного богоотрицания
и богоборчества идеологии нигилизма и абсурда.
И если «православный» экуменизм пытается соединить
Истинную религию с либерально-гуманистическими взглядами, то Лурье, яростно сверх-критикуя гуманистическую культуру, видит родство
Православия с нигилизмом. Попутно он хулит и древнюю Церковь, когда пишет в
статье «Попробуем здесь»: «попытаемся лучше последовать примеру ранних христиан
в поисках современных «стоиков» и «киников» — аналогов тех, чьи учения были с
успехом использованы христианством». Так что Апостолы, Мученики и Мужи Апостольские в его представлении «с успехом»
использовали современные им отбросы языческой философии — «киников» [циников].
Можно было бы посоветовать о. Григорию перечитать вышеупомянутую
работу о. Серафима Роуза, где он пишет следующее:
Абсурдное мiропонимание
сложилось в результате некоего прозрения: оно развивает гуманистическую и
либеральную мысль в том направлении, которое гуманисты увидеть не могли.
Идеология абсурда — не просто случайный иррационализм, а плод европейской
цивилизации, сотни лет сеявшей семена затмения и предательства Христовой
правды.
Ошибкой будет, однако, вслед за апологетами абсурда преувеличивать
значение данного факта и рассматривать эту идеологию, вместе с породившим его
нигилизмом, как некий поворот, или возврат к доселе забытым истинам, к более глубокому мiровоззрению.
Бесспорно, она лучше отражает отрицательные и злые стороны человеческой природы
и самой жизни, но от этого мало проку по сравнению с теми фундаментальными
заблуждениями, которые она разделяет с гуманизмом. Оба учения равно далеки от
Бога, в Ком только и есть смысл мiроздания; ни то, ни
другое, соответственно, не имеет ничего общего с духовной жизнью и духовным
опытом, которые происходят непосредственно от Самого
Бога.
(Вставим здесь, что нигилизм преисполнен «духовного
опыта», о котором вещал Летов, руководитель ГрОба — опыта демонского).
Значит, ни тому, ни другому не ведомы истинные масштабы происходящего
в мiре и в душе человека,
и оба, следовательно, разделяют крайне
упрощенный взгляд на мiр и в особенности на человеческую
природу. В принципе они не так уж далеки друг от друга: идеология абсурда
по существу есть разочарованный, но нераскаявшийся гуманизм.
Здесь тоже позволим комментарий: слово найдено — нераскаянность!
Именно это состояние, порождаемое духовной гордыней
пронизывает все выступления — и письменные, и устные о. Григория Лурье.
Его «проповедь» панкам и самоубийцам сводится к
следующему: вы уже, отвергая гуманистическую культуру, всяких там ничтожных
«поющих инженеров» — возвысились до подлинного христианства. Вот только читайте
молитву Иисусову (сейчас ее как мантру
могут читать и буддисты)— и все у вас будет замечательно! «Нельзя
решиться выбрать христианство, не выбрав всего того, что, по отношению к мiру и к своему физическому существованию, выбирает
самоубийца, — и, конечно, не выбрав «кое-чего еще»... чего «словами не назвать»
— «ни мышу, ни камышу, ни конуре, ни кобуре», ни Янке
Дягилевой, ни Егору Летову, ни «Наутилусу Помпилиусу», ни автору этих строк. Можно, однако, молиться со вниманием, одинаково зажмуривая глаза
навстречу «мусорному ветру» мыслей, чувств, воспоминаний, эйфорий,
депрессий...: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Это путь, хотя и страшноватый, — но беспроигрышный:
ведь нам «нечего терять». Этот эксперимент уже спланирован в одной песне Янки (Reggae, 1989), но
для его исполнения нужно еще участие другой заинтересованной стороны, место
которой вакантно. Думаю, не надо объяснять, что я считаю это место — местом
истинной Православной Церкви («Попробуем здесь»).
Замечательный пассаж! Не к покаянию, не к принятию
веры во Христа Воскресшаго и Воскрешающего призывает
несчастных, заблудившихся среди современной помоечной
культуры молодых людей «апостол панк-православия».
Сама его патологическая увлеченность темой самоубийства маскирует для него
самого нераскаянность — невозможность для гордеца совершить действительное
духовное «заклание страстей». Несть таковым изменения, яко не убояшася Бога.
Вспомним одно из писем к духовным
чадам Святителя Игнатия, обращенное к монахине: «Хочешь ли увидеть
свет от Света? Хочешь ли вкусить любовь от Любви исходящую и в Любовь ведущую?
— Возьми мысль твою и повергни к ногам братий и сестер, не различая худых от добрых; скажи помыслу
твоему и как можно чаще повторяй, чтоб от мысли родилось чувство: «это Ангелы
Божий, а я одна грехом и мраком подобна диаволу»...
Суждено Вам найти облегчение для души Вашей у ног братии; определена для Вас
молитва
мытарева, а не Иисусова.
Отверзает для Вас Царствие Небесное исповедание разбойника, а не святыни Иоаннова. Изъемлем из сердца
и глаголем: «слыши дщи
и приклони ухо твое», и когда украсишься покаянием, тогда «Царь царей и Господь господей
возжелает доброты твоея», яже
от покаяния» (письмо №85). Иисусова молитва — великая
святыня
Иоаннова, доступная во времена Святителя
(тем паче — в наше время) даже не для любого монаха, а о. Григорий бросает
ее как жемчужину свиньям в среду поклонников похабной
по форме и сатанинской по сути нынешней молодежной антикультуры!
Из этого прекрасно видно, насколько действительно заботит его слава Имени
Божия, насколько «благоговеет» он пред ним! И чего
стоят при этом его богословские дискуссии, якобы защищающие святоотеческое учение об Имени Божием?
В «беспроигрышной
игре» со святыней, «спланированной» любезной о. Григорию рок-певицей Янкой (судя по всему, покончившей с собою), видите,
находится «достойное место» и для Российской Православной церкви! Великую же честь оказывает
он ей!
***
Однако продолжим цитату из о. Серафима:
Можно сказать, что наступила последняя фаза его [гуманизма] диалектического
развития в направлении от христианской истины, фаза, на которой гуманизм,
следуя своей внутренней логике, и реализуя все последствия своего первоначального
предательства истины, обращается в собственное отрицание и становится своим
кошмарным двойником, гуманизмом наизнанку. Бесчеловечный
абсурдный мiр — хоть он и может показаться нездешним
и диким, — это все тот же одномерный мiр гуманиста,
который выглядит «таинственным» за счет разных трюков и самообмана; это пародия
на реальный, истинный мiр христианина, действительно
таинственный мiр, содержащий высоты и глубины, немыслимые
ни в абсурдном, ни в гуманистическом контексте.
Единственная возможность для твари, из ничто сотворенной, реально противостать
Богу-Творцу, даровавшего ей бытие — это отвержение божественного дара. Но,
конечно, даже о. Серафим, несмотря на его близость к нам по времени и духовной
чуткости не мог вообразить, что будет сделана попытка соединить нигилизм,
с его пафосом обращения в начальное ничто твари, в пустоту, в богоборческое самоубийство—
с Православием.
Гипер-ересь панк-православия составляет
«пару» к исторически предшествовашей ей все-ереси
экуменизма.
Бедствие извращения Слова Божия,
умножение всевозможных лжеучителей — предвозвещено уже давно. Как писал о
причинах этого явления Святитель Игнатий Брянчанинов:
В мiре скорбни
будете, предвозвестил Спаситель ученикам Своим; но
дерзайте, яко Аз победих мир. И вот! — это
Предсказание Спасителя совершается над последователями Его в течение тысячи
восьми сот пятидесяти двух с половиной лет. Но скорби, постигавшия
малое Христово стадо, на этом пространстве времени, очень различны. Сперва было
явное гонение на христиан: все двенадцать главных Апостолов Христовых, за
исключением Иоанна Богослова, окончили земное странствование насильственною
смертию. Впоследствие
времени, это явное гонение преобразилось в более тонкое, неприметное для каждаго, но вполне ясное для умов очищенных, начали
требовать гонители от христиан не отречения от Христа, а принятия ереси,
столько же душепагубной, как и отречение, т. е. требовать не прямо нечестия, но
злочестия. — Далее, гонение сделалось еще тоньше:
оставлено на произвол верование во Христа, а отвергнуто жительство по заповедям
Христовым: — принято жительство
противоположное им, отчего вера никак не может перейти из
вводной в деятельную, тем менее в живую, т. е. духовную. Вера без дел веры, т.
е. без исполнения заповедей Христовых, мертва. Самыя вводныя познания ея остаются для
человека крайне темными и сбивчивыми, как не объясненныя
в нем и ему — деянием, паче Духом Святым. В этом состоянии сбивчивости и
темноты, мы видим в настоящее время многих, считающих себя христианами, и даже
учителями Христовой Церкви (...) [выд. нами]. По
этой причине весьма редко можно слышать истинное Слово Божие
из уст человеческих, хотя и часто можно слышать поддельное. Глад слышания Слова Божия — вот
бедствие, несравненно тягчайшее, бедствие всех бедствий, которыя
когда-либо были попущены на христиан. Но и это — попущение Божие,
которое должно переносить с преданностию воле Божией. Гнев Божий понесу, говорит Пророк. По тягости скорбей, попущенных на настоящее поколение, Господь с
особенной благостию прощает согрешения его...
письмо 269
Тот же Святитель раскрывает и психологическую причину
появления таких извращений, таких глубоко прелестных состояний. О. Григорий,
будучи еще Вадимом Мироновичем, не остерегся в том,
о чем многократно предупреждал Игнатий Брянчанинов:
«Старайтесь читать книги святых Отцов, соответствующия
Вашему образу жизни, чтоб Вам можно было не только любоваться и наслаждаться
чтением отеческих писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу.
Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей,
писавших для народа, научающих мирским добродетелям христианским, идущим для
тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для
иноков общежительных: они должны читать святых Отцов, написавших наставления
для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников
и отшельников! Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, делает
жизнь безплодною. И жизнь истощавается
напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе,
должно скоро их оставить, потому что они ей не под-силу. Такое, превышающее
силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает
душу неисцельно, разстраивает
ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благочестия.
Господь повелел «вино новое», т.е. возвышенныя добродетели
и подвиги, «вливать в мехи новые», т.е. предоставлять подвижникам уже созревшим
в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатию. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие,
чинить ветхую ризу новою заплаткою. Не думайте, что возвышенный подвиг, для
котораго еще не созрела душа Ваша, поможет Вам! Нет! Он больше
разстроит Вас: Вы должны будете оставить его, а
в душе Вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении Вы попустите
себе большия крушения закона Божия. нежели в какия
впадали прежде. «К ветхой ризе не приставляют заплаты новой, потому что от
этого дыра сделается только больше».
письмо 2212.
В 1994 году Епископ Григорий Граббе
пророчески писал о РПЦЗ:
Если наш Синод сейчас не оценит правильно происшедшего исторического момента,
то и так уже бесконечно подорванный его престиж (особенно в России) — будет окончательно и бесповоротно
погублен. Все годы существования Зарубежной Церкви мы пользовались уважением
и славой ни за что иное, как за бескомпромиссную верность канонам. Нас ненавидели,
но не смели не уважать. Теперь же мы показали всему православному мiру,
что каноны для нас пустой звук, и мы стали посмешищем в глазах всех, кто только
имеет отношение к церковным вопросам... Я был свидетелем и участником славного
периода жизни Зарубежной Церкви, а теперь с болью смотрю на то, что считаю
уже ее бесславным концом... Не допустите же, Владыко,
чтобы Ваше имя в истории Русской Церкви было связано не с продолжением мирного
строительства церковной жизни, а с резким и позорным ее разрушением и в России,
и Заграницей.
И через семь лет мы стали свидетелями погружения
большей части этой Церкви в океан «официального православия», а Владыка
Виталий, к которому обращался епископ Граббе, только
чудом вырван из этого процесса. Через год он был в России и радовался, что
истинная Церковь возрождается в России на Суздальской земле. Неужели это
возрождение захлебнется в мутной жиже «панк-православия»?
И сможет ли тогда Владыка Валентин спастись, как сейчас спасается Митрополит
Виталий?
***
Можно было бы еще много говорить о гипер-ереси, внедряемой о. Григорием Лурье — о своеобразной
«аскетике», когда ревнитель высших монашеских подвигов, бросив жену продолжает жить (и в монашеском состоянии) в
непрестанном окружении «послушниц», составляющих то, что сейчас называют
«тоталитарной сектой». О постоянном стиле хохмы всех его высказываний, о его поношении святых, о полемике, ведущейся
им с помощью клеветы на оппонентов. На то он и панк!
Но надо щадить читателей.
В конце поставим только несколько вопросов:
Вопрос 1. Свои взгляды о. Григорий уже не один год
распространяет по всему мiру;
его сайты посещают тысячи людей. Является ли позиция о. Григория действительно
принятой РПАЦ?
В январе вышло постановление
Синода с требованием снять из интернета
информацию на смущающих многих темы рока, самоубийства и др. Но после внешней
«реконструкции» соответствующих сайтов практически все тексты о. Григория
Лурье остались в других местах интернета,
и не появилось никаких материалов, в которых бы выражалось покаяние его и
его единомышленников в своей чудовищной гипер-ереси!
Почему допускается такое разномыслие, которое было
бы невозможно не только в нынешней Зарубежной Церкви, откуда в последнее время
в РПАЦ переходят люди, но и в МП? Ведь по сравнению с панк-богословием
с его человеконенавистничеством, отвержением любви, покаяния, — и экуменизм, и кочетковщина (родственная аскетике
о. Григория), от которых бежали вышедшие из МП, выглядят все-таки более
прилично и человечно! Экуменизм проповедует образ Христа не как возвышенную
икону Совершенного Бога и Совершенного Человека, а как реалистическое
изображение, вроде иллюстраций в протестантских книжках. Абсурдное
«православие» о. Григория Лурье рисует нам страшную, бесовскую карикатуру на
Спасителя. Его «Христос» не будет плакать над умершим другом, а отпустит по
этому поводу какую-нибудь шуточку. Он не будет говорит
о радости женщины, радующейся, что новый человек пришел в Богозданный
мiр (Ин. 16, 21), ибо для него творение бессмысленно и
абсурдно. Потому что этот «Христос» — человеконенавистник антихрист.
Пока «интернет-миссия» Григория
Лурье не имеет большого успеха. Но, не дай Бог, РПАЦ наполнится «панк-православными»! Известно, как
трудно приходить в подлинному
христианству тем, например, кто обратился от неверия по книгам о. Александра
Меня или другой еретической литературе. Что же будет с адептами о. Григория?
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить
хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим
вас» (Мф. 23, 15).
Вопрос 2. Допустим РПАЦ и далее будет терпеть в своем недре панк-монаха
— но потерпит ли Святой Дух похуление Единосущного с
Ним Сына Божия, обзываемого (прости, Господи за
невольное повторение страшных кощунств!) — самоубийцей? Будет ли Он терпеть
хулы на святых, в которых Он ходил и действовал?
Может быть, члены РПАЦ в своей добродетели терпения
превосходят Апостола любви Иоанна, который не терпел
находиться под одной крышей в бане с неким «просто» еретиком Керинфом? Он не думал, что присущая ему благодать будет довлеть,
чтобы спасти его от обрушения этой крыши, раз рядом находится еретик?
Вопрос 3. Если Новомученики
учили, что сергиане, которые под давлением действительно
страшных прещений согласились с оправданием сталинистов
— «причащаются тьмой», то чем причащает о. Григорий,
без всяких прещений расписывающийся в любви не только
к Сталину, но и к самым мерзким богоненавистникам?
Вопрос 4. К сожалению, от Суздальских Владык
приходилось слышать такое высказывание: «Но ведь о. Григорий никого еще не
благословил на самоубийство?!» В 1977 году в Америке еще никто всерьез не
воспринимал секту Д. Джонсона, а в 1978 году 912 его адептов в Джоунстауне покончили самоубийством. Нужно ли ждать
превращения Суздаля в Лурье-таун?
Вот вопросы, которые не могут не беспокоить не
только членов РПАЦ, но и любого, кого не оставляют равнодушным хулы, возводимые
на Сына Божия и Сына Человеческого.
Хотим закончить словами Преподобного Исайи:
«Когда
кто начнет тебе говорить слова неполезные, не слушай их, чтобы не сгубил он
души твоей. Не стыдись лица его, и, боясь опечалить его, не потерпи, чтобы
тебе это говорилось, думая: ведь я сердцем не принимаю того. Нет, не говори
так. Ты не выше первозданного, которого Бог сотворил рукою
Своею, — а ему не в пользу была злая беседа. Беги же и не слушай».
Февраль 2002
г.
Н.Д.Недашковская,
Председатель Санкт-Петербургского
Центра православного
просвещения