Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

Ложный патриотизм как причина краха РПЦЗ

 

Письма Свиларета и Арх.Антония Женевского о «деле о.Дмитрия Дудко» и перепечатка новой статьи протеже «французского» духовенства

 

 

От редакции «Романитаса» в предверии публикации:

 

Фигура патриархийного «диссидента» омитрия Дудко в семидесятых годах явилась тем камнем преткновения, который окончательно показал различное отношение к теме патриотизма в самой РПЦЗ. Первые, подобно Свиларету Вознесенскому, настаивали на необходимости верности РПЦЗ патриотизму Новомучеников, патриотизму Катакомбной Церкви и Небесной России. Их оппоненты, в первую очередь Архиепнтоний Женевский, чьим протеже по сути и являлся о.Дмитрий Дудко, настаивали на необходимости «иметь то, что имеешь», и говорили о том, что «русский народ» даже и в МП сохраняет Божию благодать. Данная «патриотическая» «экклесиология», присущая по традиции и ныне всему «французскому» крылу РПЦЗ (о чем см.посл.статью В.Ю.Кириллова), входит в противоречие с Верой Святых Новомучеников, о чем не уставал повторять Свиларет, понимая, что в случае фигуры «критика МП» и «русского патриота» о.Дмитрия Дудко РПЦЗ столкнулась с настоящей и хорошо организованной духовной провокацией.  С провокацией, которая имела уже в 90-е годы продолжение в виде союза Епарнавы с  «патриотической» организацией «Память» и другими подобными структурами, вовлеченными в контакт с РПЦЗ с провокационными целями для Ее дискредитации и провоцирование в ней духовного раскола. Провокациями, которые продолжаются и по сей день через «патриотическую» риторику «французского» духовенства, которое в семидесятые годы не уставало восхищаться Дудко и печатать его труды, а ныне, много лет спустя,  даже видя, к чему привела подобная политика большую часть Зарубежной Церкви, принципиально не изменило своих экклесиологических позиций. Но карты раскрылись и мы можем видеть плод подобного «патриотического» подхода в прямых апологиях Сталину, которые создает ныне сия «знаковая фигура», этот сергианский лжесвященник – «лучший из лучших» и «достойнейший сын России» с точки зрения изменников вере Святых.

 

Наш альманах приводит две позиции, два отношения к делу омитрия Дудко, данных практически в один год. Два отношения, которые выражают прямо противоположный взгляд на эту фигуру, а так же на экклесиологическую проблематику в отношении РПЦ МП. Кроме того, мы печатаем статью омитрия Дудко от 2002 года, которая ныне показывает любому христианину, кто же именно в деле о.Дмитрия Дудко (и - через это дело - в споре о характере самой патриархии – принципиальном споре для самой РПЦЗ) оказался прав.

 

Протопресвитер Виктор Мелехов, духовный сын Свиларета, и протоиерей Вениамин Жуков, духовный сын Арх.Антония Женевского, суть два Секретаря, два альтернативных именных «В», поддерживавших старца Владыку Виталия с двух сторон в его стремлении после Собора 2000 года сформулировать духовные принципы РПЦЗ(В). И сейчас мы снова сможем убедиться в том, кто именно исторически был наиболее преемственнен всему курсу Первоиерархов РПЦЗ Митрнтония, Анастасия и Филарета,  и кто, напротив, продолжает не делать выводов из цепочки собственных предательств данного курса, дорожа своей молитвенной связью с «великим удерживающим» и «аввой Зарубежной Церкви» Арх.Антонием Женевским. Кто продолжает, вопреки сонму чистых и предельно внятных голосов Российских Святых, тянуть обломки РПЦЗ в бездну сергианства и ложного патриотизма – окончательный и безповоротный путь в омут духовного небытия для РПЦЗ.

 

 

 

 

Святитель Филарет Вознесенский

 

«Из письма о деле омитрия Дудко» 1980 г.

 

«…Когда митрергий обнародовал свою преступную декларацию – от сов.церкви сразу отделились верные чада церковные, и создалась катакомбная Церковь. А она в свою очередь анафематствовала официальную церковь за ее измену Христу.

 

И вот в этой-то церкви лукавнующих протекала деятельность омитрия Дудко, который в печати прямо заявил, что с советской церковью не порывает и остается в ней. Если бы его духовные очи были открыты, и он видел истинную природу официальной церкви – то, вероятно, нашел бы в себе мужество сказать – «возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду…

 

Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывает в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними, которая за это находится под двойной анафемой, как указано выше? Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами? Ответ ясен»

 

 

 

Архиепископ Антоний Женевский

 

«Открытое письмо к омитрию Дудко» 1979 г.

 

“...Спешу утешить Вас тем, что часть Русской Церкви, свободная за границей своей родины, никогда не считала официально признанную в СССР Московскую Патриархию – безблагодатной....


…мы никогда не дерзали отрицать благодатность официальной Церкви, ибо верим, что таинства, совершаемые священнослужителями ее, суть таинства. Поэтому наши епископы принимают в Зарубежную Церковь ваших священнослужителей в сущем сане...

 

 

 

 

О. Дмитрий Дудко: "Молюсь за упокой души Сталина"  2002 г.

 

 

 

 

Сталин мне кажется человеком, который сумел овладеть революционной стихией. Ведь революция стремительно надвигалась и ее ничем нельзя было остановить. Но какая должна быть гениальность у этого человека, который сумел ей овладеть и дать ей правильное направление. И мы в дни перестройки видим, что оставшиеся коммунисты многие настоящие патриоты и близкие к православию, а некоторые стали и православными. Чего стоит выражение Зюганова: Россию из кризиса можно вывести только путем православия. Западная мамона не приемлема как для православных, так и для коммунистов, также и нашествие всяких сект. (Я передаю своими словами, но смысл подан правильно.)

 

В силу всего этого он уже должен быть верующим человеком. Но по порядку, как я об этом думаю.

 

Я неожиданно и непонятно для себя стал к нему относиться уважительно, я ведь, как и все, на него смотрел критически. Как получилось, что я к нему повернулся такой стороной, не могу объяснить себе. У меня нет веских доводов, а что есть, сразу могут разлететься от чьих-то более сильных, но вот я к Сталину отношусь хорошо, даже молюсь за упокой его души.

 

Правда, иногда что-то тревожит: можно ли? Ведь он числился в безбожниках, но не останавливаюсь на этой мысли и продолжаю молиться за упокой его души. Я молюсь и за чекистов, ведь это его детище, и они сейчас, хотя и есть среди них предатели, оберегают страну от окончательного развала. Например, президент Путин.

 

Маршал Василевский говорил определенно: Сталин - верующий человек. Рассказывают такой случай. Сталин спросил у него: а как твой отец? Он что-то ответил: не моих взглядов, вроде мракобес. Сталин сказал: родителей не надо забывать.

 

После такого разговора его отец стал получать помощь, и когда сын встретился с отцом, тот решил, что он помогал ему, и стал благодарить, а Василевский сделал предположение, что помощь отцу посылал сам Сталин от его имени, ибо он сам все-таки боялся посылать.

 

Сталин - неразгаданная личность, при том гениальная. У него ничего случайного нет. Даже культ личности не случаен, ибо этим он хотел заменить до времени понятие Бога, сам же славы он не любил.

 

Он и защищал людей, но так незаметно, Шолохова спас от смерти да и многих других, это должно раскрыться.

 

Мы забываем, что он создал крепкое государство, а это большая защита людей. Вот сейчас нет крепкого государства и как все мучаются.

 

Так что Сталина еще придется разгадывать и разгадывать, и наше это доброе предположение какая-то капля в разгадке.

 

Был ли он революционером, даже коммунистом, можно поставить под вопросом. Солоухин пишет, что он последние пять лет просто подписывался И.Сталин.

 

Он обладал большой скромностью и был бессребреником, после смерти у него не нашли средств даже на похороны.

 

Знаю, что эти мои предположения могут не понравиться, но здесь нет никаких задних целей, тем более, что я при Сталине сидел.

 

Кстати, даже в лагере была забота о человеке, законную пайку всегда выдавали, при современных критиканах даже зарплату не выдают. Есть о чем подумать.

 

Не случайно Сталин учился в Духовной Семинарии, он из семьи верующих. Мать его, которую он всегда навещал, никогда не теряла веры, значит и он поступал в семинарию по убеждению, но, видимо, жизнь верующих толкнула его примкнуть к революционерам в поисках правды.

 

13-9

(Из дневника)

 

Священник Дмитрий ДУДКО

(род.1922)

Из кн. "Перестройка или квадратный корень числа" (Москва, ФОРУМ)

 

 

 

ИЗ МЫСЛЕЙ СВЯЩЕННИКА О СТАЛИНЕ

 

...Как я заметил, у нас в России подвергаются осуждению те, кто имеет государственное направление. Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. Так осудили государственника Ивана Грозного, расширившего границы России, обвинив его в жестокости. Хотя стоило бы задуматься, мог ли молиться за всех казненных жестокий человек? Не есть ли здесь акт любви? Как это ни странно, за многие годы за Ивана Грозного подали голос только Сталин и в наше время - митрополит Иоанн Санкт-Петербургский, Так же - осудили святого Иосифа Волоцкого, победившего ересь жидовствующих и, может быть, надолго удержавшего духовный разброд России. Он тоже в лице судей оказался жестоким, хотя был добрейшей души человек.

 

Теперь вот настало время реабилитировать Сталина Впрочем, не его только, но само понятие государственности Сегодня мы сами воочию можем увидеть, какое преступление есть безгосударственность и какое благо - государственность! Как не кричат, что в советское время много погибло в лагерях, но сколько гибнет сейчас без суда и следствия, безнаказанно, безвестно, ни в какое сравнение не идет та гибель. Весь ограбленный и обманутый народ теперь вздыхает: был бы Сталин, не было б такой разрухи.

 

Но эта реабилитация, так сказать с человеческой точки зрения, а мне предстоит - с духовной, поскольку я священник.

 

Начну сразу с вопроса. Что лучше - "деспотизм" сталинских времен или демократия нашего времени - сталинцы, скажите, - тот же деспотизм, подавление свободы, принижение личности. Либерализм, демократия - значит полные права, полная свобода всего и вся

 

Нет, господа, перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм. Скажите, пожалуйста, когда было больше обездоленных, заключенных, пусть и не в тюрьмы, когда преступность и безнравственность имела такую свободу па улицах и на телевидении, в печати и без печати? Когда еще, в какие времена, весь народ, за исключением немногих, сидел на голодном пайке? Когда и какие правители с таким цинизмом, как теперь, разрушали собственную экономику в угоду более сильному соседу?

 

Но как все это, что я говорю, сообразовать с христианскими понятиями, спросят у меня? Христианство, что ли, атеизмом поддерживается? Ведь при сталинском деспотизме все было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду.

 

Но, видимо, не случайно философ Н.Бердяев говорил: атеизм - это дверь к Богу с черного хода И мы сейчас видим, как многие атеисты стали по-настоящему верующими. Я никогда не забуду, как один высокопоставленный атеист-коммунист мне сказал, что, хотя он и коммунист-атеист, но воспитан на православной традиции. Да, как ни покажется странным, но в русском атеизме-социализме есть и православная традиция, поэтому коммунистическое движение в России вписывается в русскую историю. Это часть нашей истории, которой не вычеркнуть. А вот будет ли сегодняшняя демократия частью нашей истории, хотя бы потому, что она, не посоветовавшись с Западом, ничего не предпринимает? Это чуждое явление для России!

 

Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Хотя бы потому, что атеизм - дверь с черного хода. Демократы, как не объявляют себя верующими... они верующие, только в Золотого тельца, в бизнес, в мамону ... А в Евангелии прямо сказано: не можете служить одновременно Богу и Мамоне!

 

Теперь я хочу припомнить, как наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, допустим, такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.

 

Да, Сталин нам дан Богом, он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить. И поверженной ее боятся хваленые капиталистические страны. И то, над чем смеялись постоянно: вставил, мол, решетку. Мол, Царь Петр прорубил окно в Европу, а Сталин закрыл ее. Значит, правильно делал (мы далеки от мысли - чтоб не сообщаться с Западом), при нем мы не видели такого морального разложения, такой преступности, которую видим сейчас, когда выбросили эту решетку.

 

Как ни горько сказать, но решетка на Запад нам необходима, это благо для России. Она помогает нам видеть неповторимость, самобытность России, как святой Руси, богоносной страны, и, если хотите. Третьего Рима в лучшем смысле этого слова. А Четвертому не бывать - это тоже верно.

 

Есть у Сталина такое выражение: прошлое принадлежит Богу. Богу с большой буквы. Как это понимать? Прошедшее устарелое? Или прошлое - вся наша земная жизнь, настоящее ведь только в иных мирах. А я думаю даже так. Под прошлым можно понимать то, что предоставить можно только для суда Божьего, Бог только все может рассудить правильно. Мне отмщение и Аз воздам. Наш суд это просто суд человеческий, это в лучшем смысле слова, а вообще наш суд субъективный, эгоистический, только для себя. Так что, если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники.

 

Давайте, наконец, хотя бы разберемся вот в чем. Если б победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались на самом деле, а не по названию, как при Сталине, винтиками. Все бы были трудовой армией для каких-то темных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и - сохранил Россию. Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться.

 

Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.

 

Чур, перекрестись ... - да, я это слышу, кому кланяешься, мол, не Антихристу ли?

 

А вот вам я задам вопрос. Антихрист придет от атеистов или верующих? В том-то и дело, что от верующих, на Библии будет клясться. Поэтому я утверждаю, как по Евангелию: один сказал пойду и не пошел, другой сказал: не пойду и пошел.

 

Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек, это можно было бы показать на фактах, если бы не рамки нашей статьи. Не случайно в Русской православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже вечную память, так случайно не могло произойти в самое "безбожное" время. Не случайно он и учился в Духовной Семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему ее приобрести. А мы этого не понимаем ... Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней мере для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым...

 

Священник Дмитрий ДУДКО

 

"Правдау" 11 ноября 2002 г