Святой Праведный Иоанн Кронштадский
"Слово плоть бысть"
(Слово на Рождество Христово)
Слово стало плотию,
т. е. Сын Божий, собезначальный Богу Отцу и Духу
Святому, соделался человеком, воплотившись от Духа
Святого и Марии Девы. Дивное, ужасное и спасительное таинство! Безначальный - принял начало по человечеству; бестелесный - стал плотоносцем; Бог - человеком, не переставая быть Богом;
неприступный, Которого трепещут Серафимы и Херувимы, лица закрывая, - для всех
доступным в рабьем виде. Отчего и для чего же такое снисхождение Творца
к преступным Своим тварям, к человечеству, которое по
своей воле отпало от Бога, своего Творца? По величайшему, неизглаголанному
милосердию ладыки к Своему
созданию, Который не мог видеть весь род человеческий, Им созданный, наделённый
дивными дарами, порабощённым дьяволу и навеки обречённым на страдания и муку. И
Слово стало плотию!.. Для того,
чтобы нас земных сделать небесными, грешных - святыми; чтобы от тления возвести
к нетлению, от земли - на небо, от рабства греху и дьяволу - в славную свободу
чад Божьих, от смерти - к бессмертию; чтобы нас сделать сынами Божьими и спосадить на престол как царских детей.
О безмерное благоутробие
Божье! О неизреченная премудрость Божья! О чудо,
ужасающее ум не только человеческий, но и ангельский!
Воздадим славу Богу! С
пришествием на землю Сына Божия во плоти, по принесении
Им Себя Самого в жертву за грешный род человеческий,
вместо проклятия, которое изречено было в начале Богом, людям верующим даруется
благословение Отца небесного, они получают усыновление и обетование вечного
наследия жизни; сиротствующему по причине греха человечеству снова возвращается
Отец небесный через таинство возрождения, т. е. через крещение и покаяние. Люди
избавляются от мучительнейшей смертоносной державы
дьявола, от терзаний греха и всяких страстей; человеческое существо обожается ради безмерного милосердия Сына Божия, и ему седмижды семьдесят
раз отпускаются грехи; грешники - помилованы, нечистые - очищаются,
осквернённые - освящаются, немощные – исцеляются; обесчещенным
даруется безмерная честь и слава, омрачённые просвещены божественным светом
благодати и разума, уму человеческому дан разум Божий – «мы имеем ум Христов»*,
говорит св. апостол Павел, человеческому сердцу - сердце Христово; тленное - обессмертствовано, нагое
и израненное грехом и страстями - украшено божественною славою, голодное и
жаждущее - насыщено и утолено питающим и укрепляющим душу словом Божьим и
пречистым Телом и божественной Кровью Христовой; безутешные - утешены, насильствованные от дьавола -
избавлены и избавляются.
Что же от нас, братья, требуется,
чтобы воспользоваться всей благодатью, принесённой нам свыше на землю Сыном
Божьим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в
Евангелие или в спасительное небесное учение; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца; общение в молитвах и
таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели:
христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота
и незлобие сердца.
Принесем эти добродетели, брат и
сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения вместо злата, ладана и смирны,
которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на
смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу
Христу. Аминь.
Примечания:
1 Коринф. 2, 16.