Редакция Православного альманаха
«Романитас»
Катакомбная Церковь сегодня
Интервью катакомбных Епископов NN православному альманаху «Романитас»
Сегодня, 31 июля 2002 года представители редакции нашего альманаха
встречались и имели беседу с двумя Епископами крупной истинно-православной церковной общности, существующей, как и
РПАЦ, на основе указа 362 Святейшего
Патриарха Тихона. Данная церковная
организация хорошо известна историкам истинного Православия, так как существует преемственно с 30-х годов.
Большинство архиереев, клириков и мирян РПАЦ, а так же значительное число
духовенства РПЦЗ(В)
исповедуют Ее истинной Церковью,
хотя соборно выраженного мнения нет ни у той, ни у другой. Эта ветвь
Истинно Православной Российской Церкви является ныне в России единственно крупной и известной
церковной общностью, наряду с общинами РПЦЗ(В) и РПАЦ.
Однако приходы ее, разбросанные по всей
стране, в отличии
от большинства приходов РПЦЗ(В) и легальных приходов РПАЦ, не имеют
государственной регистрации и к ней
совершенно не стремятся. Церковная организация ее строится по-прежнему по катакомбному принципу, подобно катакомбным
приходам РПАЦ, находящимся в ведении Архиепископа Сухумского и Абхазского
Серафима.
К сожалению, несмотря на рекомендации и теплых прием, нам отказано пока
в праве публично сообщать имена архиереев, с которыми представители нашего
альманаха имели беседу, равно как и название Синода, так как на подобные
действия у беседовавших с нами Епископов не было благословения Первоиерарха. Тем не менее
просвещенный читатель, знающий историю Истинного Православия в России, легко поймет по некоторым признакам, о какой известной
ветви Истинной Церкви идет речь и вряд ли спутает ее с расплодившимися за
последнее время различными «катакомбными» авантюристами. Пока же мы упросили
архиереев и сопровождавших их лиц рассказать нам хотя бы вкратце о положении дел
в их церковной общности анонимно и без лишней конкретики, объясняя эту
необходимость почти полным отсутствием информации и естественным интересом нашего
читателя к КЦ. Мы вернемся к освещению
положения дел в данной истинно-православной церковной общности, равно как и к
его истории вероятно еще не раз. В самом
ближайшем будущем, нам, вероятно, даруют право называть числа, некоторую конкретику и
некоторые имена.
Итак, пока мы можем сообщить, что означенный Синод состоит из шести Архиереев, Епископов и
Архиепископов и возглавляется
Митрополитом. Был недавно и седьмой
архиерей, но он ушел в раскол и был через соборную процедуру лишен сана. Канонической нормой, на основе которой существует данное церковное управление, является, как и
говорилось выше, указ 362. Нам не было
сообщено о количестве приходов и клириков, однако предложено было в этом
вопросе смотреть на «естественные пропорции». В Москве существует всего лишь
одна община, чего не скажешь (судя по « пропорциям») о других городах. Регулярно проводятся протоколируемые
Архиерейские Соборы с участием духовенства (но пока без мирян), существует несколько настоящих
уставных монастырей (включая мужские), время от времени предпринимаются попытки
налаживания связи с РПЦЗ(В). Духовенство практически повсеместно не
работает на мирских работах, живя от общин (есть не очень жесткая,
впрочем, установка на то, чтобы
духовенство не соблазнялось мiром и инерционной от него зависимостью,
поэтому Синод и общины стремятся обеспечить своих священников всем
необходимым). Все прославленные святые РПЦЗ, заканчивая не прославленным
самой РПЦЗ Митр. Филаретом включительно,
признаются и почитаются. Церковь повсеместно пользуется Зарубежным Календарем.
Газеты или церковные листки не выходят, вся информация о жизни Церкви
передается из уст в уста (но установки на подобный подход сейчас особенной нет, просто не было пока строгой необходимости)
Теперь - о главном. Епископы уверили нас в том, что
несмотря на слухи о якобы мягком отношении их Синода к РПЦ МП, Церковь имеет Соборное Определение о не общении с
патриархией ни в каких формах ни ныне, ни в будущем. Принимаются клирики РПЦ МП
только через хиротесию, а миряне РПЦ МП - строго единым уставным порядком, через покаяние с
исповеданием отказа от ересей сергианства и экуменизма. Достаточно часто, в случае обливательного
«крещения» в МП, мирян крестят. Владыка N1 так же сообщил нам, что
« устал опровергать нелепые слухи» о том, что в 50-е годы от них благословляли
«ходить за саном» в МП, и что если кто-то так и поступал, то вопреки
воле Священноначалия и, впоследствии, не принимался. И хотя у них никогда не было
соборно выраженного мнения о тайнодействиях РПЦ МП, они всем нынешним составом
своих архиеерев отвергают возможность тайнодействий в
РПЦ МП, хотя и полагают, что иные формы благодати возможны и там, и уважительно
относятся к некоторым монастырям «консервативного
крыла», не отвергая их молитвенный опыт, но и не полагая, что те – в Церкви.
Отсутствие огульной хулы на все явления жизни в РПЦ, характерной для некоторых полусектантских сообществ, без признания ее, впрочем, церковью, и ее «тайнодействий»- истинными, является весьма правильной и взвешенной
позицией, полной и сострадания, и любви. А дополненная достаточно давним
решением Архиерейского Собора не принимать клириков РПЦ МП в «сущем сане»,
подобная позиция представляется логичной, православной и универсальной. В
отношении приема клириков и мирян из всех истинно-православных сообществ было
сказано, что каждый случай рассматривается отдельно и соборно, на основании
имеющейся информации о них, но миряне в любом случае принимаются мягко, через
приобщение. Клирики принимаются чаще всего (хотя слова «чаще всего» условны, так как прецеденты очень редки) после соборного
рассмотрения их дел и через присягу Архиерейскому Синоду.
Чаще всего, меж тем, клириков растят самостоятельно. У Синода имеется
некое подобие Училища, хотя и, понятно, без вывесок. Общины живут достаточно
тихо и закрыто. Личное миссионерство, тем не менее, сейчас вполне поощряется,
однако не поощряются контакты c «обществом» и «властью», даже на
«профессиональной» основе. В отношении последних у Синода вполне православное
исповедание – среди этих «субстанций» проповедовать бессмысленно, общества не
обращаются, обращаются во Христа конкретные люди. Тем не менее
Синод понимает необходимость само позиционирования в раздробленном
истинно-православном мире и собирается обратиться к необходимости налаживания
общественно-церковных контактов со всей истинно-православной средой. Понимает он так же и необходимость быть сколь - либо известным именно в общественно-информационной среде с тем, чтобы обеспечить возможность для всех ищущих
нахождения дороги к Истинной Церкви, однако последнее обстоятельство находится в
некотором противоречии с необходимостью соблюдения здоровой дистанции от того, что осталось на территории Российской Империи
после 80-летнего царства империи зла. Присутствует вполне традиционное для КЦ недоверие ко всем формам «вовлеченности в
контекст» и четкое отсутствие общественных амбиций. Впрочем, Синод прекрасно
понимает, что наследует нелегкой миссии Церкви Новомучеников,
обращавшихся в свое время и ко всей «общественной среде». С проповедью
необходимости покаяния мiру,
отступившему от
Христа. Но немногочисленность Церкви не позволяет Ей пока брать на себя больше,
чем дарует Господь.
Нас поразила обстановка в доме, принимавшем архиереев. Опрятные монахини
лучились добротой и спокойствием, многочисленные посетители-миряне связно
излагали существо дела и, получав совет, уходили,
благословясь, архиереи были весьма строги, коммуникабельны,
внимательны, ответственны, умны и информированы и, в то же самое время, вполне искренни и просты. Говорили каждому нуждающемуся
архипастырские слова, ясные, точные, добрые и духовные. Чувствовалась настоящая
церковная атмосфера. Совершенно отсутствовал некий специфический для многочисленных
нынешних городских подделок сектантский
и романтический «дух катакомб», с его историями про «последние времена», неописуемой
злокачественной псевдо асоциальностью
и заунывным младостарчеством. Ничего такого
не было и в помине. Сердце – не всегда надежный барометр, но часто весьма
точный.
Из нашей редакции на встрече было два человека. Когда основной наплыв
посетителей закончился, у нас была возможность побеседовать несколько часов
и быть приглашенными в конце на архиерейскую службу. Конечно, отношение к
представителям нашего альманаха, членам РПАЦ, было заранее предопределено рекомендацией известного
им члена Церкви (по предварительной договоренности которого мы и пришли), а так же тем обстоятельством,
что труды одного из наших постоянных авторов, историка Церкви Владимира Мосса,
пользуются у них большим уважением. В
ответ на подробные ответы на наши вопросы мы так же сообщили им о положении
дел в нашей Церкви, о канонизации митр. Филарета, о новых
приходах в Америке, о наших катакомбных архиереях, о гонениях на нашего Первоиерарха,
о сопутствующей этим гонениям невозбранной, к сожалению, (пока) публичной
проповеди ереси, богохульств и росте
неообновленчества в
нашей собственной среде. О том, что многие православные христиане ныне
надеются на созыв Церковного Суда, который только один в состоянии положить
предел распространению соборно осужденных ереси, неообновленчества,
уголовным и каноническим беззакониям, воспрянувшим на мутной
волне несправедливых гонений на Первоиерарха РПАЦ. Они сочувственно и понимающе выслушали нас, сказали, что уже,
к сожалению, много слышали об этом и, прощаясь, благословили. Мы договорились
о том, что будем вскоре давать, если наше священноначалие благословит нам,
информацию по истории их хиротоний, подвижникам,
возможным будущим и текущим событиям,
рассказывать об их позиции по тем или иным общественным и церковным вопросам.
Давать всю ту информацию, которая поможет налаживанию общения РПЦЗ(В), Катакомбной Церкви и РПАЦ. Тем более что, как нам показалось, позиции наших
постоянных авторов и высказанные позиции Епископов КЦ, как и следовало ожидать, в
Боге Истины, в одинаковых для всех истинно-православных
оценках тех или иных процессов, сродни и близки.
Истинная каноничная Российская Церковь существует ныне в виде не имеющих
общения друг с другом автономных групп, существующих на основе Указа 362.
Чем больше будет между ними доверия и понимания, тем ближе – Объединительный
Собор всех нас
31 июля 2002 года «Романитас»