Редакция Православного альманаха
 «Романитас»

 

 

Катакомбная Церковь сегодня

Интервью катакомбных Епископов NN православному альманаху «Романитас»

 

 

Сегодня, 31 июля 2002 года представители редакции нашего альманаха встречались и имели беседу с двумя Епископами крупной истинно-православной  церковной общности, существующей, как и РПАЦ,  на основе указа 362 Святейшего Патриарха Тихона.  Данная церковная организация хорошо известна историкам истинного Православия, так как  существует преемственно с 30-х годов. Большинство архиереев, клириков и мирян РПАЦ, а так же значительное число духовенства РПЦЗ(В)  исповедуют Ее истинной Церковью,  хотя соборно выраженного мнения нет ни у той, ни у другой. Эта ветвь Истинно Православной Российской Церкви является ныне  в России единственно крупной и известной церковной общностью, наряду с общинами  РПЦЗ(В) и РПАЦ. Однако приходы ее, разбросанные  по всей стране,  в отличии от большинства приходов РПЦЗ(В) и легальных приходов РПАЦ, не имеют государственной  регистрации и к ней совершенно не стремятся. Церковная организация ее строится по-прежнему  по катакомбному принципу, подобно катакомбным приходам РПАЦ, находящимся в ведении Архиепископа Сухумского и Абхазского Серафима.

 

К сожалению, несмотря на рекомендации и теплых прием, нам отказано пока в праве публично сообщать имена архиереев, с которыми представители нашего альманаха имели беседу, равно как и название Синода, так как на подобные действия у беседовавших с нами Епископов не было благословения Первоиерарха. Тем не менее просвещенный читатель, знающий историю Истинного Православия в России,  легко поймет по некоторым признакам, о какой известной ветви Истинной Церкви идет речь и вряд ли спутает ее с расплодившимися за последнее время различными «катакомбными» авантюристами. Пока же мы упросили архиереев и сопровождавших их лиц  рассказать нам хотя бы вкратце о положении дел в их церковной общности анонимно и без лишней конкретики, объясняя эту необходимость почти полным отсутствием информации и естественным интересом нашего читателя к КЦ.  Мы вернемся к освещению положения дел в данной истинно-православной церковной общности, равно как и к его истории вероятно еще не раз.  В самом ближайшем будущем, нам, вероятно, даруют  право называть числа, некоторую конкретику и некоторые имена.  

 

Итак, пока мы можем сообщить, что означенный  Синод состоит из шести Архиереев, Епископов и Архиепископов  и возглавляется Митрополитом. Был  недавно и седьмой архиерей, но он ушел в раскол и был через соборную процедуру лишен сана. Канонической  нормой, на основе которой  существует данное  церковное управление, является, как и говорилось выше,  указ 362. Нам не было сообщено о количестве приходов и клириков, однако предложено было в этом вопросе смотреть на «естественные пропорции». В Москве существует всего лишь одна община, чего не скажешь (судя по « пропорциям») о других городах.  Регулярно проводятся протоколируемые Архиерейские Соборы с участием духовенства (но пока  без мирян), существует несколько настоящих уставных монастырей (включая мужские), время от времени предпринимаются попытки налаживания связи с РПЦЗ(В).  Духовенство практически повсеместно не работает на мирских работах, живя от общин (есть не очень жесткая, впрочем,  установка на то, чтобы духовенство не соблазнялось мiром и инерционной от него зависимостью, поэтому Синод и общины стремятся обеспечить своих священников всем необходимым). Все прославленные святые РПЦЗ, заканчивая не прославленным самой РПЦЗ  Митр. Филаретом включительно, признаются и почитаются. Церковь повсеместно пользуется Зарубежным Календарем. Газеты или церковные листки не выходят, вся информация о жизни Церкви передается из уст в уста (но установки на подобный подход сейчас  особенной нет, просто не было пока строгой  необходимости)

 

Теперь - о главном. Епископы  уверили нас в том, что несмотря на слухи о якобы мягком отношении их Синода к РПЦ МП, Церковь  имеет Соборное Определение о не общении с патриархией ни в каких формах ни ныне, ни в будущем. Принимаются клирики РПЦ МП только через хиротесию,  а миряне РПЦ МП - строго единым  уставным порядком, через покаяние с исповеданием отказа от  ересей сергианства и экуменизма.  Достаточно часто, в случае обливательного «крещения» в МП, мирян крестят.  Владыка N1 так же  сообщил нам, что « устал опровергать нелепые слухи» о том, что в 50-е годы от них благословляли «ходить за саном»  в МП,  и что если кто-то так и поступал, то вопреки воле Священноначалия и, впоследствии, не принимался.  И хотя у них никогда не было соборно выраженного мнения о тайнодействиях РПЦ МП, они всем нынешним составом своих архиеерев отвергают возможность тайнодействий в РПЦ МП, хотя и полагают, что иные формы благодати возможны и там, и уважительно относятся к некоторым монастырям  «консервативного крыла», не отвергая их молитвенный опыт, но и не полагая, что те – в Церкви. Отсутствие огульной хулы на все явления жизни в РПЦ, характерной для некоторых полусектантских сообществ, без признания ее, впрочем,  церковью, и ее «тайнодействий»-  истинными, является весьма правильной и взвешенной позицией, полной и сострадания, и любви. А дополненная достаточно давним решением Архиерейского Собора не принимать клириков РПЦ МП в «сущем сане», подобная позиция представляется логичной, православной и универсальной. В отношении приема клириков и мирян из всех истинно-православных сообществ было сказано, что каждый случай рассматривается отдельно и соборно, на основании имеющейся информации о них, но миряне в любом случае принимаются мягко, через приобщение. Клирики принимаются чаще всего (хотя слова «чаще всего»  условны, так как  прецеденты очень редки) после соборного рассмотрения их дел и через присягу Архиерейскому Синоду.

 

Чаще всего, меж тем, клириков растят самостоятельно. У Синода имеется некое подобие Училища, хотя и, понятно, без вывесок. Общины живут достаточно тихо и закрыто. Личное миссионерство, тем не менее, сейчас вполне поощряется, однако не поощряются  контакты c «обществом» и «властью», даже на «профессиональной» основе. В отношении последних у Синода вполне православное исповедание – среди этих «субстанций» проповедовать бессмысленно, общества не обращаются, обращаются во Христа конкретные люди. Тем не менее Синод понимает необходимость само позиционирования в раздробленном истинно-православном мире и собирается обратиться к необходимости налаживания общественно-церковных контактов со всей истинно-православной средой. Понимает он так же и необходимость быть сколь - либо известным  именно в общественно-информационной  среде с тем,  чтобы обеспечить возможность для всех ищущих нахождения дороги к Истинной Церкви,  однако последнее обстоятельство находится в некотором противоречии с необходимостью соблюдения здоровой дистанции от того,  что осталось на территории Российской Империи после 80-летнего царства империи зла.  Присутствует вполне традиционное для  КЦ недоверие ко всем формам «вовлеченности в контекст» и четкое отсутствие общественных амбиций. Впрочем, Синод прекрасно понимает, что наследует нелегкой миссии Церкви Новомучеников, обращавшихся в свое время и ко всей «общественной среде». С проповедью необходимости покаяния мiру,  отступившему от Христа. Но немногочисленность Церкви не позволяет Ей пока брать на себя больше, чем дарует Господь.

 

Нас поразила обстановка в доме, принимавшем архиереев. Опрятные монахини лучились добротой и спокойствием, многочисленные посетители-миряне связно излагали существо дела и, получав совет, уходили, благословясь, архиереи были весьма строги, коммуникабельны, внимательны, ответственны, умны и информированы и, в то же самое время, вполне искренни и просты. Говорили каждому нуждающемуся архипастырские слова, ясные, точные, добрые и духовные. Чувствовалась настоящая церковная атмосфера. Совершенно отсутствовал некий специфический для многочисленных нынешних городских подделок сектантский и романтический «дух катакомб», с его историями про «последние времена», неописуемой злокачественной псевдо асоциальностью  и заунывным младостарчеством. Ничего такого не было и в помине. Сердце – не всегда надежный барометр, но часто весьма точный.

 

Из нашей редакции на встрече было два человека. Когда основной наплыв посетителей закончился, у нас была возможность побеседовать несколько часов и быть приглашенными в конце на архиерейскую службу. Конечно, отношение к представителям нашего альманаха, членам РПАЦ,  было заранее предопределено рекомендацией известного им члена Церкви (по предварительной договоренности  которого мы и пришли), а так же тем обстоятельством, что труды одного из наших постоянных авторов,  историка Церкви Владимира Мосса, пользуются у них большим уважением.  В ответ на подробные ответы на наши вопросы мы так же сообщили им о положении дел в нашей Церкви, о канонизации митр. Филарета, о новых приходах в Америке, о наших катакомбных архиереях,  о гонениях на нашего Первоиерарха, о сопутствующей этим гонениям невозбранной, к сожалению, (пока) публичной проповеди ереси,  богохульств и росте  неообновленчества в нашей собственной среде. О том, что многие православные христиане ныне надеются на созыв Церковного Суда, который только один в состоянии положить предел распространению соборно осужденных ереси, неообновленчества, уголовным  и каноническим беззакониям, воспрянувшим на мутной волне несправедливых гонений на Первоиерарха РПАЦ. Они сочувственно  и понимающе выслушали нас, сказали, что уже, к сожалению, много слышали об этом и, прощаясь, благословили. Мы договорились о том, что будем вскоре давать, если наше священноначалие благословит нам,  информацию по истории их хиротоний, подвижникам, возможным будущим  и текущим событиям, рассказывать об их позиции по тем или иным общественным и церковным вопросам. Давать всю ту информацию, которая поможет налаживанию общения РПЦЗ(В), Катакомбной Церкви и РПАЦ. Тем более что, как нам показалось, позиции наших постоянных авторов и высказанные позиции Епископов КЦ, как и следовало ожидать, в Боге Истины, в одинаковых для всех истинно-православных оценках тех или иных процессов, сродни и  близки.

 

Истинная каноничная Российская Церковь существует ныне в виде не имеющих общения друг с другом автономных групп, существующих на основе Указа 362. Чем больше будет между ними доверия и понимания, тем ближе – Объединительный Собор всех нас

 

31 июля 2002 года  «Романитас»