Редакция Православного альманаха
«Романитас»
«Вы
даже не можете себе представить, что я могу себе позволить»
[1]
Два дня назад наш альманах высказывался о недавнем
«покаянии» иером.Григория(Лурье)
в ставшей широко известной хуле
на Человечество Господа нашего Иисуса Христа. Однако сегодня,
как выяснилось по многочисленным письмам в редакцию «Романитаса»,
есть повод вновь продолжить эту потрясшую многих тему. Вчера, 4 авг. 2002
года, Иером.Григорий (Лурье),
публично комментируя свою недавнюю хулу на Спасителя, свое последовавшее за
сим «извинение» за «неудачную формулировку», а так же, вероятно, объясняя
«тактику», которая приводит в РПАЦ к запрещениям и отлучениям с ним не согласных,
опубликовал, в частности, следующее:
Sunday, August 4th, 2002
«Вижу, что история с моим неудачно
сформулированным (и ныне стертым) выступлением в ЖЖ произвела на многих слишком
сильное впечатление. поэтому
поясню дополнительно:
ЖЖ -- одно из таких мест, где я как бы
дома, а церковная политика -- это моя работа (единственная работа, в которой
для меня нет ничего, кроме работы). "дом" и "работа" отделены от друга только
логически, но, к сожалению, не локально и не темпорально.
поэтому я даже в ЖЖ остаюсь для кого-то публичной фигурой церковной политики,
за каждой фразой которой нужно присматривать. это имеет свои удобства
(например, я могу легко проговориться о чем-нибудь, так что поймут только эти
мои читатели, и устроить им т.о. информационный слив), но имеет и неудобства
("блюдите, како опасно ходитите"). то есть
для меня эта ситуация -- обыкновенная.
Уверяю всех сочувствующих мне людей, что
ни ЖЖ, ни вся моя деятельность в интернете вместе
взятая не являются самым главным источником проблем, со мною связанных. все-таки в реале всегда хватает
вещей покруче, а интернет-скандалы иногда служат
неплохой дымовой завесой для более серьезной деятельности.
Это очень
легко понять по светской жизни: в светской политике точно так же те, кто
являются идеологами какого бы то ни было, но жесткого и отчетливого курса имеют
массу разной степени недоброжелателей. кто-то (немногие) составляет идейную
оппозицию, все остальные -- ущемленные самолюбия, карьеры и т.п. все эти
недоброжелатели абсолютно или почти абсолютно правы: я пытаюсь делать дело так,
чтобы на самом деле не оставалось места ни для каких
посторонних идеологий и ни для каких не нужных в деле людей.
никакой политкорректности и никакого гуманизма.
соответственно, и к себе я никакой гуманности не жду.
В том случае, о котором мы говорим,
конкуренты сработали совершенно правильно: в течение суток моя неудачная фраза
была распубликована по-английски и из нее был устроен международный скандал. но признанием своей ошибки я
сразу свёл на нет этот скандал (потому что случайные ошибки кого бы то ни было
не являются предметом церковного интереса и церковной политики) и доказал, что
слухи о моей неспособности уступать критике являются преувеличенными»
Насколько мы понимаем иером.Григория(Лурье), третьим абзацем сего заявления он,
в ответ на критику со стороны православных христиан его действий в сети интернет, насмешливо и, одновременно, «устрашающе», по сути
выразил известную декларацию Калигулы, приведенную в качестве заголовка.
Он так же, в общем, провозгласил себя «церковным политиком», продекларировав,
что именно он, простой иеромонах, а не Священноначалие РПАЦ, собирается
определять «идеологический курс» в РПАЦ и решать, какие люди в РПАЦ являются
«лишними».
Выражение «идеологического курса» и решения вопросов
о том, кто является в Церкви «лишним», обычно составляет прерогативу Синода и Первоиерарха. Заявления же, подобные
этим, служат, таким образом, прямой декларацией о полномочиях говорящего (и степени зависимости
от него Иерархии Церкви). Равно как и о его предельно четко выраженных в
заявлении сем будущих намерениях.
Говорить о покаянии как в недавней хуле, так и в
ложных «свидетельствах» Священноначалию,
приводящих к запрещениям и «изъятию» «лишних людей» из среды РПАЦ, как видно из
сего нового публичного признания иером.Григория(Лурье),
совершенно излишне.
Но и бояться этого человека православным христианам,
в общем, более не следует. Страх рождается состоянием неведения. Однако иером.Григорий(Лурье) честно и
откровенно сказал своим критикам и
всем членам Церкви, что, собственно, их в будущем ждет.
5 авг.2002 г.
«Романитас»
1 Гай
Калигула