Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

 

«Вы даже не можете себе представить, что я могу себе позволить» [1]



 

 

Два дня назад наш альманах высказывался о недавнем «покаянии» иеромригория(Лурье) в ставшей широко известной хуле на Человечество Господа нашего Иисуса Христа. Однако сегодня, как выяснилось по многочисленным письмам в редакцию «Романитаса», есть повод вновь продолжить эту потрясшую многих тему. Вчера, 4 авг. 2002 года, Иеромригорий (Лурье), публично комментируя свою недавнюю хулу на Спасителя, свое последовавшее за сим «извинение» за «неудачную формулировку», а так же, вероятно, объясняя «тактику», которая приводит в РПАЦ к запрещениям и отлучениям с ним не согласных,  опубликовал, в частности, следующее:

 

 

Sunday, August 4th, 2002

 

«Вижу, что история с моим неудачно сформулированным (и ныне стертым) выступлением в ЖЖ произвела на многих слишком сильное впечатление. поэтому поясню дополнительно:

 

ЖЖ -- одно из таких мест, где я как бы дома, а церковная политика -- это моя работа (единственная работа, в которой для меня нет ничего, кроме работы). "дом" и "работа" отделены от друга только логически, но, к сожалению, не локально и не темпорально. поэтому я даже в ЖЖ остаюсь для кого-то публичной фигурой церковной политики, за каждой фразой которой нужно присматривать. это имеет свои удобства (например, я могу легко проговориться о чем-нибудь, так что поймут только эти мои читатели, и устроить им т.о. информационный слив), но имеет и неудобства ("блюдите, како опасно ходитите"). то есть для меня эта ситуация -- обыкновенная.

 

Уверяю всех сочувствующих мне людей, что ни ЖЖ, ни вся моя деятельность в интернете вместе взятая не являются самым главным источником проблем, со мною связанных. все-таки в реале всегда хватает вещей покруче, а интернет-скандалы иногда служат неплохой дымовой завесой для более серьезной деятельности.

 

Это очень легко понять по светской жизни: в светской политике точно так же те, кто являются идеологами какого бы то ни было, но жесткого и отчетливого курса имеют массу разной степени недоброжелателей. кто-то (немногие) составляет идейную оппозицию, все остальные -- ущемленные самолюбия, карьеры и т.п. все эти недоброжелатели абсолютно или почти абсолютно правы: я пытаюсь делать дело так, чтобы на самом деле не оставалось места ни для каких посторонних идеологий и ни для каких не нужных в деле людей. никакой политкорректности и никакого гуманизма. соответственно, и к себе я никакой гуманности не жду.

 

В том случае, о котором мы говорим, конкуренты сработали совершенно правильно: в течение суток моя неудачная фраза была распубликована по-английски и из нее был устроен международный скандал. но признанием своей ошибки я сразу свёл на нет этот скандал (потому что случайные ошибки кого бы то ни было не являются предметом церковного интереса и церковной политики) и доказал, что слухи о моей неспособности уступать критике являются преувеличенными»

 

 

Насколько мы понимаем иеромригория(Лурье), третьим абзацем сего заявления он, в ответ на критику со стороны православных христиан его действий в сети интернет, насмешливо и, одновременно, «устрашающе», по сути выразил известную декларацию Калигулы, приведенную в качестве заголовка. Он так же, в общем, провозгласил себя «церковным политиком», продекларировав, что именно он, простой иеромонах, а не Священноначалие РПАЦ, собирается определять «идеологический курс» в РПАЦ и решать, какие люди в РПАЦ являются «лишними».

 

Выражение «идеологического курса» и решения вопросов о том, кто является в Церкви «лишним», обычно составляет прерогативу Синода и Первоиерарха. Заявления же, подобные этим, служат, таким образом, прямой декларацией о  полномочиях говорящего (и степени зависимости от него Иерархии Церкви). Равно как и о его предельно четко выраженных в заявлении сем будущих намерениях.

 

Говорить о покаянии как в недавней хуле, так и в ложных «свидетельствах»  Священноначалию, приводящих к запрещениям и «изъятию» «лишних людей» из среды РПАЦ, как видно из сего нового публичного признания иеромригория(Лурье), совершенно излишне.

 

Но и бояться этого человека православным христианам, в общем, более не следует. Страх рождается состоянием неведения. Однако иеромригорий(Лурье) честно и откровенно сказал своим критикам и всем членам Церкви, что, собственно, их в будущем ждет.

 

 

5 авг.2002 г. «Романитас»

 


 

 

1 Гай Калигула