Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

Тревожные новости из Греции

 

 

 

От редакции «Романитаса» Размещаем информацию экспросопа макариевского Синода в России архимандрита Нектария (Яшунского) о тревожном положении в Греции. Мы оставляем эту информацию без каких-либо собственных комментариев, надеясь, тем не менее, в ближайшее время опубликовать разъяснения Секретаря Синода Архиепископа Хризостома Епотия. Скажем так же, что решение разместить данную информацию было принято после прочтения документов на официальном сайте Синода Архиепризостома и консультаций с официальными лицами из окружения Архиепископа Николая, которые подтвердили многие сведения, приведенные в статье, а так же согласились со следующими из них выводами.

 

Мы будем благодарны всем нашим читателям за любые дополнительные сведения и, после их проверки, обязуемся представить их к публикации.

 

24 сент. 2004 г. «Романитас»

 

 

*****************************************************************************

 

 

 

Церковные события в Греции

 

 

Архимандрит Нектарий (Яшунский)

 

17.08.04 в Священный Синод Церкви ИПХ Греции пришло официальное требование хризостомовской группировки, зарегистрировавшейся в государстве как "Некоммерческая Ассоциация "Церковь ИПХ Греции"" (ни одна другая православная юрисдикция будь то старо- или новостильная не зарегистрирована как целое в Греческом государстве: юридическими лицами там являются отдельные приходы, монастыри и т.п., а не Церковь как таковая, ибо она не есть субъект обычного права), с требованием отказаться от использования их "фирменного знака" - названия "ИПХ", угрожая в противном случае привлечением к судебной ответственности в государственных инстанциях. В этом документе, официально врученном через судебного исполнителя и подписанного архиеп. Хризостомом Киюсисом говорилось: "Заявляем вам, что дальнейшее употребление вами названия "Церковь ИПХ Греции" повлечет за собой соответствующие последствия … и поставит нас, как Матерь Церковь, в неприятное положение, когда мы будем действовать против вас силой закона ради ограждения наших прав и, главным образом, ради правильного окормления благочестивой паствы ИПХ Греции.

 

Это заявление весьма встревожило и всех прочих старостильников, ибо понятно, что начав с главных конкурентов, хризостомовцы не предполагают затем оставить в покое и иных, более малочисленных. Тем более настораживающим является оно и потому, что хризостомовцы уже несколько лет периодически заявляют, что приступят к искоренению всех прочих ИПХ как только добьются признания в качестве "второй государственной Церкви". Переход же от одних лишь голословных заявлений к действиям заставил многих предположить достижение неких предварительных соглашений.

 

Предположения эти вскорости подтвердились. Так, 1.09.04 секретариат новостильной Элладской Церкви по связям с прессой издал Коммюнике о намерении ее главы, архиепископа Христодула начать процесс сближения со старостильниками для разрешения "старостильнической проблемы", на которое хризостомовцы поспешили откликнуться столь же официальным образом, огласив 7.09.04 через своего Представителя по связям с общественностью митр. Геронтия Пирейского и Саламинского ответ (опубликованный во многих греческих газетах, а также на официальном интернет-узле хризостомовской группировки: http://www.ecclesiagoc.gr/pegasus/h005/pegint.dll?faq0011.peg|44), где он от имени представляемой им организации говорит о согласии на предлагаемый новостильниками диалог: "Если новостильная Элладская Церковь желает начать серьезный, искренний, открытый и честный диалог по поводу так называемой "старостильнической проблемы", то пусть она знает, что мы никогда от него не отказывались", и предостерегает от попыток вести такой диалог с другими "дискредитированными юрисдикциями самозванных ИПХ", поскольку они "не суть старостильная Церковь". Примечательно, что в заявлении новостильников, ответом на которое является данное выступление старостильного митрополита, говорится, что предпосылкой для ведения диалога служит тот факт, что старостильники претерпели "изменение своего церковного сознания", каковое утверждение не было опровергнуто хризостомовским представителем.

 

Поскольку помянутое заявление новостильников не упоминало о конкретных старостильных юрисдикциях, а говорило о сближении со старостильниками вообще, то Священный Синод Церкви ИПХ Греции под председательством Его Блаженства, Блаженнейшего Макария, Архиепископа Афинского и всея Греции издал по сему поводу 24.08/6.09.04 Коммюнике, в котором между прочим говорится: "Мы, составляющие Иерархию Церкви Истинно-Православных Христиан ("старостильников") Греции ... заявляем всем:

 

1. Не существует ни в Греции, ни во всем мире "старостильной проблемы", но несомненно существует новостильная, которую создали новостильники... Различие между нами и новостильниками - это не просто различие календарей, но различие между Православием и ересью, поскольку на практике посредством перемены календаря Святую Христову Православную Церковь поразила все-ересь экуменизма...

 

2. С возмущением отвергаем заявление, что мы якобы претерпели "изменение своего церковного сознания"! ...

 

3. Разрешение новостильно-экуменической проблемы, которая непосредственно затрагивает основные догматы и вопросы Веры, не может быть чем-либо иным, кроме всецелого и решительного отречения и отмены всех тех новшеств, которые ввели экуменисты, начиная с 1920-24 гг. ... Поскольку же отсутствует изъявляемое делами расположение или хотя бы выражение расположения к таковому исправлению экуменических действий, постольку и какое бы то ни было "сближение", "диалог" или "контакт" будет лукавством и бессмыслицей.

 

4. Заранее недвусмысленно заявляем, что мы отвергаем как антиканоничую, беззаконную, неоправданную и несвященную всякую попытку одностороннего "признания" или достижения униатского типа "единства", или лукавого выступления новостильной иерархии в роли третейского судьи (имеется в виду между различными старостильными группами - а.). Истинные и неновшествующие православные христиане Греции, единомудренные и единомысленные в духе самопожертвования и самоотречения, по благодати Христовой всячески готовы столкнуться с любым предательством свободы, юже имамы во Христе, да нас поработят (Гал.2:4). Не устрашимся, не предадим сию Священную Борьбу за Православие, подтвержденную восемьюдесятью годами жертв, трудов и кровей, хотя бы и нашлись некие, - чего мы искренне не желаем,- которые от нас изыдоша, но не беша от нас (1Иоан. 2:19) и которые дерзнут предать и извратить то, что им вверено Божественным Промыслом, и на которых несомненно падет небесный гнев ... и крови и труды преждеотшедших Отец наших, вопиющие на них ко Господу.

 

 

И естественно, кто бы ни задумал организовать какое бы то ни было гонение против нас... он очень скоро поймет сказанное ему с неба: жестоко ти есть противу рожна прати (Деян. 26:14)".

 

Эти события послужили также поводом к одному прециденту, который может послужить на пользу достижению единства Священной Борьбы, т.к. Священный Синод, выпустив это Коммюнике, обратился в матфеевский и киприановский синоды, спрашивая мнения последних по этому поводу. Означенные синоды выразили свое согласие и солидарность. И лишь хризостомовцы, несмотря на все вышесказанное, выразили готовность к переговорам с новостильниками, подтвердив тем самым справедливость высказанных ранее предположений, что их угрозы привлечь к судебной ответственности за использование названия "ИПХ" всех прочих старостильников обусловлены достижением предварительной договоренностью о взаимопризнании с государственной Церковью.

 

Для людей знакомых с новейшей историей Российской Церкви не составит труда усмотреть в линии поведения хризостомовцев, пытающихся опереться на неправославную светскую власть с целью подавления не принадлежащих к ним ИПХ, прямую параллель с митр. Сергием Страгородским, искоренявшим рукой ГПУ всех несогласных с его новым церковным курсом.