Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

(АНТИКУМЕНИЗМ КАК ПОЗИЦИЯ

 

Вовлечение Российской Церкви  в  межрелигиозно-экуменические государственные проекты как закономерный феномен общего отступления  периода  гонений.

 

 

 

 

В данной статье мы продолжим знакомить нашего читателя с «парадоксами» эпохи периода открытых гонений на Российскую Церковь. На этот раз речь пойдет об (антикуменизме. Чтобы понять природу данного необычного явления, требующего ясной оценки и, по сути, введения нового термина в церковную публицистику, необходимо обратиться к истории и фактам.

 

В середине 90-х годов Российская Церковь отделилась от Зарубежной Церкви. Отделилась не в последнюю очередь из-за экуменического курса последней,  направленного на сближение с «мировым православием» и РПЦ МП. Курса, прошедшего через вехи принятия РПЦЗ экуменической экклесиологии греческого старостильного Синода Митрополита Киприана  Оропосского и Филийского и увенчавшегося отступническим Собором 2000 года. Ясно выраженный исторический антиэкуменизм Российской Церкви имел, таким образом, естественное происхождение, являясь одним из главных общецерковных ориентиров. Тем не менее,  в последнее время ряд необычных инициатив внутри РПАЦ заставляет нас говорить о том, что эта позиция постепенно подвергается трансформации. Наряду с неосергианством, прокоммунистической риторикой, поддержкой чуждых совести православного христианина политических идеологий в некоторой, недавно перешедшей из МП и РПЦЗ среде РПАЦ (которая ранее на словах отвергала экуменизм как наибольшее зло), все отчетливее проступает стратегия вступления в государственные межрелигиозно-экуменические проекты. Экуменизм, в отличии от сергианства, которое большинство из этих людей не считают собственно ересью, являлся до последнего времени той табуированной областью, «отмечаться» в которой членам Российской Церкви не дозволялось принципиально. И, тем не менее, ныне, после реставрации в новой России гуманистическо-советского идеологического ландшафта, движение в этом направлении постепенно происходит. В статье «Единая религия в России» наш альманах несколько месяцев назад отметил ряд весьма знаменательных починов, которые де-факто прорывали границу и в эту закрытую область «церковного» сознания и бытия.

 

 

Однако сейчас, по прошествии нескольких месяцев после наших критических отзывов о участии в подобных проектах, пришло время говорить о качественно новом уровне данного процесса. Двумя советниками и «спичрайтерами» Митрополита Валентина Суздальского, Егором Холмогоровым и Александром Солдатовым при участии авторскими рубриками клириков и благочинных РПАЦ иеромригория(Лурье) и прот.Михаила Ардова, а так же ряда приглашенных сотрудников из нецерковной среды, в сети интернет создан новый крупный новостной государственно-экуменический Портал «КРЕДО РУ».

 

При первом взгляде церковного читателя на новостную ленту Портала сразу обращает на себя внимание заставка с символами основных религий и конфессий.

 

 

 

 

 

 

Данное символическое многообразие помещено под изображением Божией Матери и нательного креста рядом с языческим  истуканом  и иудейской минорой

 

 

 

 

 

 

В наборной заставке Православный Крест  «равноправно» идет в одном ряду со "всем остальным" (включая Могендовид). Между изображением Божией Матери и данной заставкой – надпись: CREDO QUIA ABSURDUM EST, (ошибочно приписываемая «абсурдистами» Портала ранне-христианскому апологету Квинту Тертуллиану)

 

Крест у Православных христиан является Святыней. Ставить его в одном ряду и равном  видимом достоинстве (пусть и «чисто функционально») с сатанинскими знаками,  коими безусловно являются и Могендовид богоубийц - талмудических ягвистов, и полумесяц Магометан, само по себе для Православных христиан весьма необычно. Как необычным для Православных является и «светская» и «непредвзятая» популяризация верований, символики и быта еретиков.

 

Впрочем, не символика и не материалы об «иноверных» есть, пожалуй, самое на Портале "странное" А самое "странное", например, в том, что главный редактор Портала Александр Солдатов, являющийся одновременно главным редактором ж-ла Вертоградъ и советником Митрополита Суздальского, в доброжелательной беседе с Председателем Совета Муфтиев России, опубликованной на Кредо.РУ, призывает российских мусульман к… "былому единству" (Ниже мы помещаем один из подобных текстов Портала целиком)

 

В Российской Империи, которой РПЦЗ, КЦ и РПАЦ духовно наследует, шла работа по мягкой и ненасильственной христианизации исламских анклавов, а вовсе не по устранению теологических противоречий в разных ветвях этой,  по классическому определению преп. Иаонна Дамаскина,  семитской ереси. В путинской "России", в которой есть общественный (и международный)  заказ на "нравственный знаменатель" всех "российских религий", все ровно наоборот.

 

Экуменизм как идеология заключается не только в фактах сослужений с иноверными (они, собственно, есть практика, приложимая к идеологии-теории). Более того: экуменизм бывает не только церковный, но и светский. Так, с точки зрения церковного человека даже употребление в светском значении слово «религия» оскорбительно, так как предполагает в контексте некое уравнивание в правах Истины и ереси. Однако современному мiру весьма импонирует «посчитать» Православных за всех остальных. Привести Истину к единому «духовному» знаменателю. Это особенно заметно по «политкорректной», основанной на нормах гуманистической философии религиозной политики США. Это (ныне) заметно по аналогичной политике и в России.

 

Конечно, представители Портала уверяют церковную публику в том, что их Портал - "светское религиозное агентство", "объективно освещающее" "религиозные процессы". Но ведь они - православные христиане? Разве можно быть христианину в светском обществе одним, а в Церкви – иным? Нет. И это даже не благочестивая традиция Церкви, но ясное каноническое установление. Лицемерие и жертвы идолам Церковь всегда считала тягчайшим грехом.

 

 Почему редакторы Портала Крест ставят в одном ряду с Могендовидом? Почему они вообще ведут публичные "беседы" с магометанами, репрезентируют еретиков (пусть и "традиционных" еретиков), и призывают еретиков к единству? 

 

Да, конечно, с магометанами нужно считаться, среди них нужно вести мягкую уважительную миссию. Но никогда в Российской Империи, осуществляя эту миссию,  Крест не ставили рядом с мусульманским Полумесяцем и с талмудическим Могендовидом ( Напротив, на куполах московских храмах после победы над Казанью и, во многом, как реванш за падение Византии, Крест ставится попирающим Полумесяц) Никогда в Российской Империи не призывали шиитов и сунитов, а так же другие исламские секты  забыть внутренние противоречия, но, напротив, пользовались этими противоречиями для ненасильственного распространения Благой Вести. Поддерживали «ересь суфиев» на Кавказе и совсем не мешали уже внутреннему противоборству суфийских орденов (если оно не выходило за рамки закона). Противоположная практика - "светское" "прогосударственное" безбожное «гуманистическое» кощунство, лежащее в русле общемировой тенденции гиперэкуменизма - религии антихриста последних времен.

 

Возможно, мы «не объективны» и строги. На Портале много очень разных материалов. Однако нам все-таки, увы, представляется, что с людьми, участвующими в данном масштабном и прекрасно оплачиваемом государственно-экуменическом проекте у православных христиан не может быть ни общей меры, ни церковного общения.  Кощунство, которое содержится на Портале даже на символическом уровне, не прощается и не прощалось в Церкви никому.

 

Святые каноны говорят нам о том, что евреев-лицемеров, перешедших в Православие, но сохранявших верность синагоге, отлучали. И хотя эта правило касалось иудеев, внешне перешедших в Православную Веру, но сохранивших верность совсем другому исповеданию, теперь это правило, тем не менее, может рассматриваться как частности первичного случая и касаться уже всех двуверных.

 

Невозможно усидеть на двух стульях. Но, вероятно, у этих «светских журналистов» свой собственный подход.

 

Впрочем, увы, главный редактор Портала Кредо.Ру (он же – сотрудник  агентства «Благовест-Инфо») сам вполне откровенно отзывается в беседах с коллегами-журналистами о своем возглавительстве Вертограда и членстве в РПАЦ как о всего лишь (цитируем) «моем духовном хобби», «которое не мешает основной профессиональной деятельности». Учитывая разрушительные последствия его деятельности для самой РПАЦ, приведшей  к легализации в Церкви через его прямую поддержку наиболее страшных искажений Православной Веры и богохульств, приведшей так же к принципиальному отходу от курса духовного стояния Катакомбной и Зарубежной Церквей и вовлечения Церкви в прямой союз с безбожниками, о характере его «основной»  деятельности, не являющейся для «религиозного журналиста» А.Солдатова «духовным хобби», но, напротив, являющегося его главной «заботой»,  людям, непосредственно или косвенно связанным с теми или иными ее аспектами, приходится ныне задумываться всерьез.

 

Лицемерие не может быть частью Истины. Ни "светское", ни "политическое", ни догматическое. Ни какое-либо еще.

 

 

 

«Романитас»

 

 

 

 

(Приложение к статье. По материалам Портала Кредо.Ру.)

 

 

Портал Кредоу                     

 

 

 

 

 

Председатель Совета муфтиев России шейх РАВИЛЬ ГАЙНУТДИН: "Те, кто пытается экуминизировать наше вероучение, - еретики"

 

 

 

 

Шейх Равиль Гайнутдин (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) - председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР). 

 

Родился 25 августа 1959 года в Татарстане. 

 

В 1979 году Равиль Гайнутдин поступил во всемирно известное Исламское медресе "Мир-Араб" в Бухаре. С отличием окончив семилетний курс этого медресе он был назначен первым имам-хатыбом второй Казанской Соборной мечети "Нур Ислам". 

 

С 1985 года - ответственный секретарь Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. 

 

В 1987 году был утвержден на должность имам-хатыба Московской Соборной мечети. 

 

В 1988 году шейх Равиль Гайнутдин стал главным имам-хатыбом - настоятелем Соборной мечети Москвы. 

 

В 1991 году был избран президентом Исламского центра г. Москвы и Московской области. 

 

На учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России 29 января 1994 года, шейх Равиль Гайнутдин избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР). 

 

Шейх Равиль Гайнутдин участвовал во многих международных религиозных форумах и международных конференциях, представляя мусульман Российской Федерации в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Турции, Финляндии, ФРГ, Италии и др. В составе правительственных делегаций России принимал участие в межгосударственных переговорах с Высшим руководством Ирана, Афганистана, Пакистана, Сирии, Египта, Ливана. 

 

Автор книг по мусульманской догматике и ритуалу. Академик Международной академии наук Евразии, Международной славянской академии по науке, образованию, культуре и религии и Международной академии информатизации, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации. 

 

На I Меджлисе руководителей Духовных управлений мусульман России в июле 1996 г. муфтий шейх Равиль Гайнутдин избран председателем Совета муфтиев России. В своих проповедях и в целом в религиозной деятельности последовательно отстаивает идеи межрелигиозного диалога и сотрудничества, выступает за установление гражданского мира и согласия в обществе. В 1998 году за укрепление межконфессионального мира и согласия награжден орденом Дружбы.

 

В советское время мусульмане России подчинялись единому Духовному управлению с центром в Уфе. Сейчас председатель этого управления, Талгат Таджуддин, стал Верховным муфтием России. Тем не менее, большая часть мусульманских общин не признает его духовной и административной власти. Почему?

 

Надо напомнить, что в Советском Союзе не было сана Верховного муфтия. Председатели всех четырех духовных управлений мусульман, существоваших в СССР, были равными. После распада Советского Союза были образованы Духовные управления, в первую очередь, республик Северного Кавказа. А в 1992 году распалось Духовное управление Европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе, и на съездах председателей общин, имамов были образованы независимые Духовные управления Татарстана и Башкортостана.

 

Я тогда был еще членом президиума Духовного управления в Уфе и я предложил признать эти независимые Духовные управления, потому что они были демократично избраны. Но президиум под председательством муфтия Талгата Таджуддина меня не поддержал. Так началось это печальное разделение.

 

В советское время муфтия избирал президиум, состоявший из 11 глав региональных объединений мусульманских общин. Сейчас, в демократических условиях, муфтии выбираются уже на съезде или на конференции.

 

Так имеет ли право называть себя Верховным муфтием человек, которого никто не выбирал? Даже в Уставе Центрального духовного управления записано, что его председатель является муфтием только для тех общин, которые его признают.

 

 

Значит, это разделение чисто административное? Или все же в его основе лежат какие-то иные – богословские или нравственные – причины?

 

 

Дело в том, что российская мусульманская община существует сейчас в принципиально иных условиях, чем в советское время. Современные реалии необходимо учитывать: не нужно ждать указаний "сверху", наши прихожане требуют создания новых учебных заведений, издания религиозной литературы. Талгат Таджуддин не проявлял абсолютно никакой инициативы и, более того, боялся инициативных людей, конкурентов. Приведу лишь один пример. Муфтий Башкортостана Нурмухамед Нигматулла в советское время поехал учиться в Сирию. Став муфтием, Таджуддин вернул его через два года учебы и больше не пустил. Мы ежегодно писали заявления в просьбой отправить нас на учебу в международные исламские университеты – Таджуддин никого не пускал...

 

Есть, конечно, и нравственные, и богословские причины, обусловившие отход мусульманских общин от ЦДУМ. Его председатель пристрастился к наркотикам и алкоголю, а о том, что мне довелось видеть в Уфе, стыдно и говорить. Таджуддин пытался экуминизировать наше вероучение, а тех, кто пытается экуменизировать вероучение, в некотором смысле, можно назвать еретиками.

 

 

Сейчас, на фоне событий в Чечне и в Афганистане, в обществе распространяются самые нелепые представления об исламе. Увы, но немаловажную роль в этом играет и то обстоятельство, что сами мусульманские лидеры обвиняют друг друга в "ваххабизме", "экстремизме" и "фанатизме", стремясь использовать расхожие политические клише в борьбе за духовную власть...

 

 

К сожалению, это правда. Некоторые мусульманские лидеры сами дискредитируют ислам, призывая государственную власть быть судьей в наших внутренних спорах, призывая ее расправиться с "конкурирующими" мусульманскими лидерами. Причем страдают от этой клеветы лучшие, очернить стараются тех, кто работает и ведет свою деятельность шаг за шагом, имея успехи. Именно их – муфтиев Азиатской части России, Татарстана, Башкортостана, республик Северного Кавказа, которые всеми силами борются за сохранение мира в своих непростых регионах, – Талгат Таджуддин называет "экстремистами, радикалами, ваххабитами, врагами России". Вот в этих обвинениях, в этих призывах к расправе, попахивающих 30-ми годами нашего века, - подлинная угроза религиозному и гражданскому миру на нашей земле!

 

Понимаете, силой объединить людей невозможно...

 

Но все-таки есть ли сейчас какая-то надежда на восстановление былого единства российских мусульман? Начнется ли когда-нибудь объединительный процесс?

 

 

Этот процесс уже идет. Мы, муфтии России, едины. Мы создали Совет муфтиев, под руководством которого сохраняем единство, координируем свою деятельность. В рамках этого Совета существует полное взаимопонимание и сотрудничество между Духовными управлениями. Это дает нам уверенность в том, что мы идем в правильном направлении к окончательному объединению мусульманской уммы России. Только это объединение должно произойти естественным образом, "снизу", а не по решению Верховного муфтия или какого-то органа государственной власти.

 

Мы следуем действительно демократическим принципам и считаем, что нельзя заставлять кого-либо подчиняться нам.

 

 

Беседу вел Александр СОЛДАТОВ