документы
О Б Р
А Щ Е Н И Е
АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА, КЛИРА, МОНАШЕСТВУЮЩИХ И МИРЯН РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
АВТОНОМНОЙ ЦЕРКВИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РУКОВОДСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНАМ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА, ПРАВИТЕЛЬСТВАМ МИРА
Уважаемые господа, дорогие братья и сестры!
Тревожное и бедственное положение, в котором
оказалась наша Православная Церковь, вынуждает нас обратиться к Вам.
Господь ведает о несправедливости происходящего, но об этом должны знать и
люди. В особенности те, от которых во многом зависят судьбы стран и
народов. Мы верим, что любой политический деятель, заботящийся о свободе и
справедливости, не сможет остаться равнодушным к столь грубому и вопиющему
попранию элементарного права человека – исповедовать веру в своего
Создателя и принадлежать к Его Церкви.
Мы исповедуем святую Православную веру, в
основе которой лежит Божественное Откровение, переданное нам Апостолами и
Святыми Отцами, запечатленное в Святом Евангелии, в деяниях Святых Соборов
и в писаниях отцов и учителей Церкви. Мы исповедуем свою принадлежность к
той Православной Церкви, которая существует в России с Х века.
В минувшем ХХ веке Православная вера и
Церковь, как всем хорошо известно, подверглись таким сильным испытаниям,
каких не было в истории человечества. Она была почти полностью уничтожена,
отдельные небольшие общины православных христиан в СССР сохранялись, в
основном, в подполье – в “катакомбах”.
На нелегальном, катакомбном положении мы
оставались все советские годы, потому что не могли принять тот путь
компромисса и отказа от свидетельства о своей вере, на который встала
легализованная большевиками в 1943 году Московская патриархия. Кроме того,
мы всегда считали и считаем, что в вопросах внутренней церковной жизни,
догматики, канонического права, церковного управления, Церковь не может
подчиняться государственной власти. Вернуться к открытому,
легальному существованию мы смогли лишь в конце 1980-х – начале
1990-х годов, когда руководство СССР отказалось от гонений
на веру и Церковь (разве в начале
90-х годов руководство СССР отказалось от гонений на Истинную Церковь?»Романитас»).
К сожалению, и после нашей легализации
светская власть периодически оказывала и до сих пор оказывает давление на
РПАЦ. Незаконно, с помощью омоновских
дубинок, у нас отбирали храмы, из которых изгонялись верующие (в качестве
примеров можно упомянуть храмы в г. Трубчевске
Брянской обл., Волгограде, Железноводске Ставропольского края, Белгороде,
Нижнем Новгороде, Каинске, Новосибирске,
Уссурийске, Ногинске Московской обл., Кинешме
Ивановской обл., Воткинске Удмурдской респ.,
Санкт-Петербурге, Москве и т.д.). Отнятые у нас храмы передавались
Московской Патриархии.
Будучи законопослушными гражданами
своего государства, мы смиренно подчинялись решениям властей предержащих (наша Церковь не признает РФ правоприемницей Российской Империи, так как сама РФ
считает себя правоприемницей СССР. Большинство
Законов РСФСР и СССР по-прежнему действуют, а Российской Империи – нет. «Романитас».), которые
были несправедливы по отношению к нам. Мы никому
и никогда не хотели мстить, наносить вред или ущемлять чьи-то права. Мы
никогда не просили у государства помощи на восстановление наших храмов,
хотя именно по решению государственных властей эти храмы закрывались и
разрушались. Мы никому не мешали исповедовать свою веру (сколь бы
“неправильной” мы ее ни считали) (а
разве мы не проповедуем, что Московская Патриархия не является Церковью? «Романитас».), мы лишь
стремились неповрежденной хранить Православную Веру, которую исповедуем, и
смиренно жить так, как подобает православным христианам.
Российская Православная Автономная Церковь
имеет приходы и общины верующих, как легальных, имеющих государственную
регистрацию, так и катакомбных. Имеются мужские и женские монастыри и
скиты. Кроме того, имеются приходы и общины, монастыри на Украине, в Белоруссии,
в США, Англии, Палестине и других государствах, как ближнего, так и
дальнего зарубежья.
Верующие РПАЦ – законопослушные
граждане, уважающие конституционный строй России, не призывающие и не собирающиеся призывать
кого-либо к “гражданскому неповиновению” (Это прямой контр-тезис к Соц.Доктрине РПЦ МП. Т.е. мы, в случае
антихристианских действий власти, будем более «послушны» и «смиренны», чем
она. «Романитас»), везде и во всем стремящиеся соблюдать закон и проповедующие
законопослушание как обязательную христианскую добродетель.
Нам непонятно, почему такая позиция
показалась кому-то опасной и вредной для российского государства. А тот
факт, что кто-то из влиятельных политических лидеров России считает именно
так, явствует из беспрецедентных гонений на РПАЦ, как по команде начавшихся
более года назад. Такие гонения были лишь при советском богоборчестве.
Ныне все повторяется: провокации и поджоги,
избиения и угрозы убийства, открытая враждебность властей и клевета в
печати, наконец — чудовищное по своей нелепости и цинизму судебное
преследование. Всё это происходит не в языческом, не ведающем Христа Риме,
не в коммунистическом Советском Союзе, всё это происходит сегодня в России,
где так много говорится об укреплении государственности и правопорядка, о
“диктатуре закона”, о свободе выбора и правах верующих, о возвращении
уважения к религии и о возрождении Православия.
С особой тревогой мы отмечаем факты открытого
участия в гонениях на РПАЦ представителей государственной власти —
городских и областных чиновников, сотрудников прокуратуры, МВД, спецслужб.
Доходит до нас и информация о высоких покровителях гонений,
злоупотребляющих данными им якобы от Президента России полномочиями.
Почему представители государственной власти
считают для себя возможным соучаствовать в гонениях на Православную
Автономную Церковь, на своих же законопослушных граждан, исповедующих
традиционное для России Православие? Хорошо зная, что церковная
деятельность РПАЦ, протекающая строго в рамках закона, не может
представлять никакой опасности для государства, нам остается предположить
лишь одно: в России фактически попирается принцип светского государства и
власть хочет признать в качестве “единственной законной Православной
Церкви” религиозную структуру Московского Патриархата, к которой мы не
принадлежим.
Так, подспудно,
разрушается конституционный строй нашей страны, потому что в Конституции
четко сказано, что Россия есть светское государство (А мы признаем эту Конституцию, преемствующую
Конституции «светского государства» безбожной власти, или мы признаем нелегитимность
большевистского переворота и призываем к возвращению к истинной
законности и покаянию? «Романитас».),
и все религиозные общины, большие и маленькие, православные и неправославные, древние и возникшие недавно – здесь
абсолютно перед законом равны. Ни РПАЦ, ни Московский патриархат, ни
какая-либо другая конфессия не
может, согласно Конституции, обладать в нашей стране особыми привилегиями и
признаваться государством “единственно истинной”, “единственно каноничной”
или “государствообразующей”. Более того, в
светском государстве, при равенстве всех конфессий,
РПАЦ даже нельзя считать “оппозицией” Московскому Патриархату,
потому что перед лицом закона наш правовой статус ничем не отличается от
статуса РПЦ МП (и поэтому мы не
против РПЦ МП? «Романитас».). В преамбуле
действующего Федерального закона “О свободе совести и о религиозных
объединениях” (принят в 1997 г.) государство даже заявляет о своем особом
уважении к Православию, которое и исповедует наша Церковь. Нигде в
российском законодательстве нельзя найти даже намека на то, что государство
признает Московский Патриархат единственной православной конфессией в России. Православными именуют себя и
традиционные для России старообрядцы, которые существуют как
самостоятельные общности уже 350 лет. Не может же светское государство
выступать судьей в богословском и церковно-каноническом споре и решать за
своих граждан, кто из них имеет право именоваться православными, а кто -
нет. Но даже в этом случае, став судьей, государство
должно было бы выслушать со всем вниманием и беспристрастием аргументы всех
сторон, и мы, иерархи, клирики и миряне Российской Православной Автономной
Церкви, были бы готовы с фактами в руках доказывать, что именно наша
Церковь содержит традиционную Православную веру, обладает канонической
иерархией и имеет полное право считаться одной из традиционных конфессий в России.
Очевидно, что участие государственных
структур в преследованиях нашей Церкви есть не правовая, не государственная
позиция, а политическое решение определенных лиц. Местные владимирские и
суздальские власти открыто покровительствуют террористической деятельности
военизированной организации “Наше Дело”, боевики которой ходят по Суздалю,
где размещается духовный центр РПАЦ, в военной форме, избивают на улице
церковнослужителе, устраивают поджоги церковных зданий, распространяют
экстремистские листовки и угрожают убийством Первоиерарху.
Нынешнее критическое положение, которое
грозит нашей Церкви новым переходом на нелегальное положение, уходом в
катакомбы, заставляет нас вновь ясно и недвусмысленно сформулировать
отношение РПАЦ к современному российскому государству.
Нынешние (как, впрочем, и любые) гонения не
способны уничтожить Церковь Христову – просто ей вновь придется искать иные
формы своего бытия в изменившихся внешних условиях. Гонения, а особенно –
исповеднический и мученический подвиги, во все периоды церковной истории
только укрепляли Церковь и посрамляли ее гонителей, которым следует более
внимательно относиться к урокам истории.
Как и в случае с
христианам древнего Рима или советской эпохи, усиление гонений на нашу
Церковь не приведет к нашему гражданскому неповиновению (но как раз христиане древнего Рима, как
и Новомученики Российские, обличали гонителей
Веры Христовой. Не «обличал» и не «призывал» только Митр.Сергий Старогородский.
«Романитас»), а тем более - восстанию
против существующей власти. Мы
готовы смиренно переносить любые гонения (что означает термин «смирение» в отношении гонений? Христиане смиряются только перед Богом
и властью от Бога. «Романитас».) и, по мере сил, отстаивать свои законные права.
Согласно статье 14 Конституции РФ: “1.
Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные
объединения отделены от государства и равны перед законом”. Данное
положение говорит, что в основе отношений государства и религиозных
организаций лежит принцип свободы совести и вероисповедания, поскольку
никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной. То есть государство, его органы и должностные лица не
вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают
им выполнение каких-либо государственных функций.
Второй пункт ст. 14 Конституции РФ указывает
на равноправие религий и религиозных объединений, которые не пользуются
никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по
сравнению с другими. И не важно как религия или религиозное объединение
называется, сколько лет оно существует на территории Российской Федерации,
сколько у него прихожан и приходов. Государство в вопросах свободы
вероисповедания и убеждений нейтрально, т.е. не становится на сторону
какой-либо из религии или мировоззрения. В независимости
от личных верований руководителей государства и их личных предпочтений тех
или иных конфессий (что такое «конфессия»? РПАЦ – «одна из конфессий»? «Романитас».).
Государство издает законы, обеспечивающие воплощение в
жизнь свободы вероисповеданий, и устанавливает ответственность за ее
нарушение. За скорбление религиозных чувств граждан. Для возможности действовать на территории
РФ религиозное объединение должно иметь устав и быть зарегистрировано в
Министерстве юстиции.
Все перечисленные положения нашли отражение в
законе РСФСР “О свободе вероисповеданий” от 25 октября 1990 года.
Статья 28 Конституции Российской федерации
гласит “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с
ними”
Данные положения закреплены
в ст. 18 Международного пакта об экономических, социальных и культурных
правах от 16 декабря 1966 года, ст.9 Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколами к ней.
Данное положение Конституции РФ определяет
наше общество, как общество, в котором человек вправе свободно и гласно
исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со
стороны государства и общества.
А в Декларации о ликвидации
всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25
ноября 1981 года говорится, что нетерпимость и дискриминация на основе
религии или убеждений означают любое различие, исключение, ограничение или
предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или
следствием уничтожение или умаление признания, пользования или
осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод.
Никто не должен подвергаться принуждению в
выборе религии или при изменении вероисповедания, где принуждение может иметь
самые различные формы, как-то: физического, психологического,
административного, уголовного и т.п. свойства.
Нарушение положений ст.28
Конституции РФ влечет уголовною ответственность по ст. 148 УК РФ за
воспрепятствование законному осуществлению права на свободу совести и
вероисповедания, а за оскорбление чувств и религиозных убеждений граждан с
использованием для этого средств массовой информации или в иной публичной
форме, а равно путем разрушения или повреждения культовых зданий,
сооружений, иных предметов мировоззренческой символики, памятников,
захоронений, нанесения на них оскорбительных надписей и изображений
предусмотрена уголовная ответственность по ст. 214 УК РФ.
Таким образом, в отношении РПАЦ и ее верующих
имеется нарушение конституционных прав и свобод, не выполнение положений
международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, и
попустительство со стороны прокуратуры Владимирской области лицам,
нарушающим Конституцию и законодательство РФ.
На протяжении более года РПАЦ терпит всевозможные
оскорбления, как в печати, так и на стенах памятников архитектуры в
музейном граде Суздале, поджоги монастыря, храма, дома и т.д. Большинство
из тех, кто принадлежит к РПАЦ, преследуются местными и областными
властями, избиваются церковнослужители и терпят угрозы вплоть до
физического уничтожения.
Мы убедительно просим всех стать на защиту
прав верующих и дать возможность пользоваться нашим конституционным правом
на свободу вероисповедания беспрепятственно, следуя нашим религиозным
убеждениям.
Опираясь на изложенную выше нашу церковную
позицию, мы просим своё Российское Правительство, Правительства всех стран
мира, международные правозащитные организации отнестись с подобающим
вниманием к созданным отдельными российскими чиновниками проблемам, препятствующим
Российской Православной Автономной Церкви пользоваться своим
конституционным правом на свободу вероисповедания.
Мы просим предоставить нам возможность
существовать так, как существуют граждане всего свободного мира, и
беспрепятственно следовать своим религиозным убеждениям.
Председатель
Архиерейского Синода Российской Православной Автономной Церкви
Митрополит Суздальский и Владимирский
Валентин
Члены Архиерейского Синода РПАЦ
Архиепископ Феодор
Архиепископ Серафим
Архиепископ Виктор
Епископ Илларион
Епископ Тимофей
Епископ Антоний
Епископ Амвросий
Епископ Григорий
Епископ Антоний
Епископ Геронтий
Секретарь Архиерейского Синода прот.Аркадий Маковецкий
Секретарь Епархии Архимандрит Иринарх (Нончин)
Секретарь Первоиерарха прот.
Николай Новоселов
Архимандрит Евфимий, Архимандрит Антоний,
Благочинный г. Москвы и настоятель храма Св. Царя
Мученика Николая прот. Михаил Ардов, Благочинный
Ставропольского округа прот.Георгий
Новаковский, Благочинный Удмурдского округа прот.Валерий Ельцов, Благочинный Краснодарского округа прот.Николай Хирный, Схиигуменья Ризоположенского
женского м-ря Евфимия,
Игуменья обители милосердия Святителя Иоанна Максимовича, игуменья
Свято-Елизаветинского женского м-ря, Настоятеля
мужского м-ря в честь Святых Новомучеников
и Исповедников Российский Митрополит Валентин, Ректор Духовного училища
иеромонах Феофан, прот. Архимандрит Севостьян, Архимандрит Иаков, прот.Николай Кобычев, прот.Владимир Ковтун, прот.Анатолий
Новаковский, прот.Роман
Новаковский, прот.Михаил
Макеев, прот. Андроник,
иерей Станислав Скальский, Игумен Парфений, игумен Трофим, прот.Валентин Нончин,
иеромонах Симон, иерей Виктор, иеромонах Давид,
иеромонах Сергий, иерей о. Андрей Федюнин, иеромонах о. Артемий
Смитченко, иерей Виктор , иеромонах Григорий,
иерей Алексей, иерей Роман Павлов, Иерей Виктор Роу,
иерей о. Сергий Евчик, иерей Анатолий Монаков, прот.Евгений
Старостин, иерой Сергий, прот.Геннадий
Варламов, иеромонах Августин, Архимандрит Серафим, иеромонах Феодосий, иерей Андрей Валевский,
иерей Валерий, протодиакон Владимир, протодиакон Сергий,, иеродиакон Киприан, протодиакон Сергий, иеродиакон Иоанн,
иеродиакон Илия, протодиакон Алексей, иерей Геннадий Комаров, иерей Виктор
Заика, прот.Владимир
Шишков, диакон Павел, иерей Дионисий из Нью-Джерси, прот.Георгий,
игум.Серафима, настоятельница Елисаветинского
м-ря. игумения Мариам, настоятельница м-ря
Святых Апостол, наместник м-ря Успения иером. Георгий, настоятель Святоникольского
храма в Нью-Йорке, Архимандрит Антоний, наместник м-ря в честь Животворящей Троицы и прочее
духовенство, монашествующие и миряне
|