Романитас
: Неофициальный Сервер Российской Православной Церкви
Мир Культуры
О феномене отличия внешней миссии Истинной Церкви от
обмирщенных “православных объединений” мира сего
Современный мир есть сообщество людей, объединяющихся в различные формальные или не формальные светские профессиональные, политические, национальные, спортивные
, религиозные или псевдо религиозные “объединения”. Эти “объединения” обладают выраженными формами индивидуальности и отличий, которые используются имя для того, чтобы адресно и точно соответствовать вкусовым и частным приоритетам привлекаемых ими людей. Не имея возможности да и необходимости в данном небольшом размышлении рассматривать весь спектр подобных общественных явлений, скажем лишь о православных “религиозных объединениях”, о том, что представляет для нас в данном случае минимальный, хотя и несколько заостренный в связи с некоторыми необычными поветриями интерес.“Православные религиозные объединения”, конкурирующие друг с другом и столь многочисленные в 21 веке, отличаются от Церкви Божией и в малом и в большом. В них не творится истинное Тайнодействие, в них проповедуются замысловатые современные синкретические учения. Впрочем, эти, только и имеющие смысл реальности, не слишком понятны большинству. Но то, что делает их отличными от Церкви Божией по вещам вполне зримым, по их внешней и общественно заметной миссии, очевидно и для посторонних непредвзятых и внимательных людей. Строго говоря, понять, что сообщество Московской Патриархии или какое-либо еще псевдо церковное образование не является Церковью, может и обыкновенный историк-атеист. Данную необычную мысль мы и постараемся здесь ясно показать.
Различные
“православные религиозные объединения” отличаются в своей внешней миссии, т.е. в конкретном, исторически известном способе Свидетельства, от древней или современной Церкви Христовой совершенно принципиальным образом. В чем же принципиальное отличие? В том, что они почти не проповедуют внешнему миру Истину Христову, личную истину покаяния, которая для современных обывателей не столько не понятна, сколько в целом не комфортна.Проповедуют они совсем иное. Проповедуют они
различные качества собственных “объединений”… т.е специфику самих себя. Некоторые их них, стремясь адресно привлечь к себе заинтересованную публику, позиционируют себя как сообщества “либеральные” и “прогрессивные”, некоторые как “укорененные” и “национальные”, некоторые как “харизматические”, иные как “ортодоксальные”. Некоторые так же в своем обращении к миру указуют на свою юридическую (каноническую) правильность, что так важно для людей, стремящихся к тщательности и аккуратности, либо же отсутствие злоупотреблений государственными привилегиями, что в другое время и другим героям сослужило серьезную в России позитивную службу. Они указуют на высокий моральный облик священнослужителей или благоприятный климат для образованных людей. Иные из объединений говорят о своем привлекательном для общества и государства в целом оздоровительном статусе, либо же о конкретных политических симпатиях или антипатиях. Некоторые распространяют заманчивые романтические легенды своего основания, либо указывают на особую тщательность и аутентичность исполнения обрядов.Существуют и более тонкая специфика. Некоторые дают своим потенциальным чадам возможность выбрать, например,
мормоново многоженство, либо же, напротив, оставить без проблем и одного наскучившего супруга, ради Господа списав его со счетов.Все эти “объединения” сообщают
на весь мир и о многих других формах своих отличий – тех или иных. Но никто из них, исключая, пожалуй, не рассматриваемых в данном размышлении протестантов, не свидетельствует постоянно, зримо и ясно о главном: о Христе. И никто не обличает мир сей, от Него отошедший.Внешнее свидетельствование любого подобного
религиозного объединения ориентировано, что естественно, на привлечение в него новых людей. Люди и приходят - по “интересам”. Как и заведено в этом мире, некоторых интересует высокий образовательный ценз, некоторых – общественная респектабельность, некоторых, параллельно с “православием”, ярко выраженные политические приоритеты, некоторых легенда, некоторых обряд. Эти люди, привлеченные “православной культурой” в той или иной ее “общественной” специфике и ипостаси, и приходят в данные сообщества, делая их еще более мирскими.Не приходят только те, кто нуждается в покаянии, кому нужна именно Церковь
. Не приходят те, что ищут не современных общественных политкорректных подделок, мирно уживающихся друг с другом в едином общественном информационном пространстве, но Господа нашего Иисуса Христа. Потому что ни слова “покаяние”, но слова “Христос” в данных внешних миссиях, проводимых средствами новейших PR- компаний, почти или совсем не звучит. Как не звучит и Христово обличение мира. Если же кто и взывает к покаянию, то не перед Истиной, но , посредством умелых манипуляций, перед самими собой.Эти слова, слова о
конкретной и предельной Истине, в их страшном и пронзительном смысле воспринимаются миром как заведомо сектантские, малоинтересные и вульгарные. “Религиозным объединениям” предлагается “место под солнцем”, но только в том случае, если с ясной апостольской чистотой данные речи в их информационной камарилье совершенно не звучат. Ведь тех, кто настойчиво говорит об Истине, просто не пускают в теле эфир. Эфиру, равно как и иному информационному пространству, необходим не Христос, а общественная проблема, общественно интересное качество и общественный феномен.Впрочем, необходимо констатировать, что подобное положение в
общем-то обычно. Не следует думать, что современный мир в этом смысле принес нечто принципиально иное. Господь говорил Апостолам, что если некто не желает слушать Слово Божие, необходимо отрясти прах с ног своих и с миром идти.Проблема, однако, в том, что “православные сообщества
” воспринимаются миром как единая часть его собственной культуры. Культуры нравов, культуры национальной, политической, научной, общественной или какой-либо еще. И сообщества эти, прекрасно понимая правила игры, вопиют в столь заманчивые для них информационные небеса: “Мы не секта!” Мы – не таковы.Мы
– не таковы, мы - законопослушные, правильные, каноничные, своеобычные, интеллигентные… Мы – плоть от плоти вашей, мир от мира…
Самое страшное для этих сообществ
– “выбыть из игры”. Перестать быть частью Культуры и общественного светского бытия. Да и не только в этом дело, увы. Дело еще и том, что они ведь и действительно не думают о Христе. Они думают о том, как они выглядят в глазах внешних, и какой удельный вес имеет их “общественная корпорация” в мире сем. Они не думаю о тех, о ком думал Христос как о главной жатве Своей. О немощных и несчастных. Они думают о мире и культуре. Культуре общественной, политической или какой-либо еще.Игнорирование главного проявляется во всем. На ересь в данных сообществах так же не обращают серьезного внимания, или критикуют одну ересь с позиции другой. Протяжные эскапады Свято
-Тихоновского Богословского Института, поддерживаемая стонущими под игом жидовства русскими патриотами из СПБ против Спасо-Преображенской Высшей Школы не есть понимание сути ереси как таковой, но есть внутренняя игра, амбиции религиозной культуры. Ересь обязательно должна быть, иначе чем же еще жить как не борьбой?Есть, впрочем, и другой подход. Ересь это Культура
Мысли. Такая же как и Истина. Более того: какая-нибудь “полу ересь” бередит кровь, “провоцирует” на “духовный поиск” и бодрит, дает столь необходимый Культуре адреналин. Полу ересь это вообще хорошо. Без нее несколько скучно и даже неправильно жить.Как и быть
“просто в Церкви”. В Церкви, которая частью Культуры и мира, особенно современного, абсолютно не является.Однако эти религиозные объединения и есть по сути винтики Культуры, ее зримые части. Части
православной культуры, которая тем и отличается от церковной, что всегда говорит миру угодное ему и приемлет идоложертвенное.
12/25 ноября
Свт.Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского
Антон Тер-Григорян