Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

Любовь, смирение, доброта  и… чувство юмора

 

 

Череда последних  указов архиереев РПЦЗ(РПЦИ) и их каноническая действительность

 

 

 

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ(В) О СИНОДАЛЬНОМ СЕКРЕТАРЕ

 


Ввиду неопределенности, создавшейся в связи с различными сообщениями в интернете касательно должности Синодального секретаря в Русской Православной Зарубежной Церкви под омофором Его Высокопреосвященства Митрополита Виталия, мы сочли необходимым напомнить, что с 23 октября/5 ноября 2001 года Синодальным секретарем является никто иной как:

 

Митрофорный Протоиерей Вениамин Жуков
Храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших – 19 rue Claude Lorrain, 75016 Paris, France.
тел. Храма: 33.1.45.27.24.82;
тел. настоятеля: 33.1.69.04.23.54.

 

† Митрополит Виталий
† Архиепископ Варнава
† Епископ Сергий
30 декабря/12 января 2003 года

 

 

 

Комментарий «Романитаса»: Доводим до сведения всех наших читателей, что лица, решившиеся на публикацию данного «Заявления», несколько «ошибаются». Секретарем зарегистрированной в государственном управлении православной религиозной организации (РПЦИ) является по-прежнему протопресвитер Виктор Мелехов. Соответствующие записи есть в государственных регистрационных документах РПЦИ и министерства юстиции, где он, наряду с архиереями и священниками, принявшими на себя различные обязанности в новой организации, значится одним из учредителей. Кроме того,  Протопресвитер Виктор Мелехов имеет соответствующие бумаги о его полномочиях Секретаря от самих архиереев РПЦИ.

 

 С точки зрения юридической - никакого собрания учредителей, которое вывело бы из состава оных протопресвитера Виктора Мелехова, не происходило. С точки зрения церковной - никакого Церковного Суда с его участием – так же. Соответственно, мы вынуждены довести до сведения всех заинтересованных лиц, что по букве закона, человеческого и церковного, Протопресвитер Виктор Мелехов по-прежнему является Секретарем РПЦИ и с канонической,  и с юридической точек зрения.

 

Что касается «назначения синодальным Секретарем протоиерея Вениамина Жукова» - то это «назначение», даже если бы был канонически и юридически урегулирован вопрос с протопресвитером Виктором Мелеховым, все равно не имело бы силы. Ведь никакого «Синода РПЦИ-РПЦЗ» не существует, он только должен был быть избран на предстоящем Соборе. Тогда каким именно «секретарем» является протениамин Жуков? Протопресвитер Виктор Мелехов, нужно отдать ему должное, никогда не называл себя «Секретарем Синода», в отличии от тех, кто ныне узурпирует (несуществующие, впрочем) церковные полномочия.

 

 

 

 

Что ж. В духе мира и любви (а так же доброго чувства юмора) Рассмотрим следующее «Заявление»  «Архиерейского Синода РПЦЗ»

 

 

 

Каноническая зависимость в РПЦЗ(В)  в России

 

Заявление

 


В связи с запросами многих верующих из России касательно их непосредственной канонической зависимости на территории России, напоминаем, что Архиерейским Собором от 23 октября/5 ноября 2001 года, преосвященный Варнава был возведен в сан Архиепископа с присуждением ему титула Каннского и Европейского. Следовательно, в компетенцию Архиепископа Варнавы, в качестве епархиального архиерея входят священнослужители и приходы Русской Православной Церкви Заграницей, находящиеся на территории Европы.

 

Посему, во всех европейских приходах нашей Церкви, на положенных местах Богослужения, после имени Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, необходимо возносить имя Преосвященнейшего Варнавы, Архиепископа Каннского и Европейского.

 

Что касается дальневосточных приходов, поминающих Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, они могут для различных нужд, относящихся к архиерейскому попечению, обращаться также к Архиепископу Варнаве.

 


† Митрополит Виталий
† Архиепископ Варнава
† Епископ Сергий
30 декабря/12 января 2003 года

 

 

 

 

Комментарий «Романитаса»: Итак, второе «Заявление»– столь же загадочное, сколь и первое. Начинается он со слов о том, что необходимость его вызвана вопросами верующих об их канонической зависимости на территории России. Далее в Указе приводится совершенно точная информация о том, что Архиепископ Варнава действительно является европейским Преосвященным. Но отсюда де-факто делается вывод о том, что верующие в России должны его поминать и идти под его омофор. Какая, однако,  между этими двумя утверждениями, равно как и между Россией и Европой связь?  Россия – не более Европа, чем, скажем, Великобритания (остров). В смысле поместно-территориальном она не является Европой и российские священники канонами не обязаны идти в подчинение «французскому»  Архиепископу Варнаве. Почему бы российским верующим не иметь в таком случае, за отсутствием в настоящее время российских Епископов, прямое подчинение Митрополиту Виталию? Тем более что печальный опыт взаимодействия с Вларнавой у российских верующих уже был, и Вл.Варнава является в России, мягко говоря, фигурой, увы, не слишком популярной…Нужно думать о рукоположении новых архиереев для русской земли, а не об управлении Россией из Франции. Но, опять же, и эта задача Вларнаве вряд ли под силу. Печальный опыт, когда он, вместо уважаемого всей катакомбной Церковью иосифлянина оихаила Рождественского, рукоположил о.Лазаря, у всех перед глазами. Да и Митрополит Валентин является плодом его же, собственно, хиротонии.

 

Не говоря о прошлом, что сделал Вларнава своими неосмотрительными действиями в России ныне?  История неканонического принятия и неканонического же исключения Лазаря – это потеря тысячи человек в одном Воронеже, например.

 

Не менее странно и вероисповедание Вларнавы. Даже сейчас, имея возможность высказываться открыто, он требует от РПЦИ «не осуждения» сослужения иерархов РПЦЗ с новостильниками в прошлом, меж тем как Новомученики, мать-Церковь РПЦЗ, с ними никогда не вступали в общение. Что это, как не продолжающаяся и поныне поддержка традиции разномыслия с Церковью Святых?

 

 

Сейчас о Вларнаве говорят как о «заместителе Первоиерарха» и как о его «преемнике» (что отражено даже на официальном сайте РПЦЗ). Но это совершенно безответственные, и, мало того, антиканоничные утверждения. Кроме того что они нарушают Каноны Седьмого Вселенского Собора о невозможности поставления «наследников», они так же унижают достоинство других архиереев.

 

Мы совсем не против Владыки Варнавы. Он, нужно отдать ему должное, совершил духовный подвиг в 2000 году, который искупил в глазах многие его прошлые «ошибки». Однако нужно действовать по канонам.

 

 

И, наконец, третье «Заявление», венчающее череду последних посланий. Самое интересное из всех.

 

 

 


ЗАЯВЛЕНИЕ

 

по вопросу о. Виктора Мелехова

 

 

 

4/03/Р                    

 

 5/18 января 2003 г.

 

 Навечерие Богоявления

 

 

 

В связи со смущением, вызванным за последнее время среди нашей Боголюбивой паствы всевозможными обвинениями на иерархов и клириков нашей Церкви, главным инициатором которых является о. Виктор Мелехов, мы считаем необходимым заявить следующее.

 

С момента его принятия в нашу Церковь в ноябре 2001 г., о. Виктор Мелехов, по свойственному ему обычаю руководителя, пытался влиять неоднократно на ход церковной и административной жизни нашей Церкви, присваивая себе титул Секретаря.

 

Неудавшаяся попытка стать во главе управления Церковью привела его к использованию метода ложных обвинений на Её архиереев и клириков, ставших помехой на его пути. Исходя из подозрений на отдельных священнослужителей, он стал наносить осуждение всей Церкви, утверждая, что ничего, якобы, в возрожденной Русской Православной Церкви Заграницей, под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, не изменилось со времени прежнего Синода, отступившего от своего исконного пути. Он пытался подорвать среди верных чад нашей Церкви доверие к своим  архиереям, обвиняя их в том, что «они до сих пор не приняли соборного вероисповедания». Он порочил всех тружеников нашей Церкви, называя нашу церковную жизнь «безобразием по грехам и заблуждениям вероисповедным». Он возбуждал в России волнение, вину в котором приписывал архиереям Русской Православной Церкви Заграницей.

 

По всем этим действиям о. Виктор подпадает под осуждение 6-го Правила 2-го Вселенского Собора и других подобных правил.

 

 

Однако, помимо всего вышеизложенного, осуждение о. Виктора Мелехова уже имело место. Действительно, в 1986 и 1987 гг. архиереями Русской Православной Церкви Заграницей был принят ряд решений касательно клириков, ушедших в так назыв. Бостонский раскол, в том числе и о. Виктора Мелехова. Раскол возник на почве нарушений нравственных правил, происходивших в Бостонском Преображенском монастыре и с целью избежать тщательного разследования дела Архиерейским Синодом. Он прикрывался «проповеданием истинного Православия», которому якобы наши архиереи изменили.

 

По делу нравственных преступлений  игумена Пантелеймона и монахов Бостонского монастыря, как и по делу ушедших в раскол клириков имеются определения Русской Православной Церкви Заграницей: от 4/17 сентября 1986 г., 1/14 декабря 1986 г., 4/17 февраля 1987 г., 19 августа/ 1 сентября 1987 г.    

 

В силу вышеизложенного о. Виктора Мелехова следует считать как принятого в лоно Русской Православной Церкви Заграницей в сущем сане  неосмотрительно, по причине неустановившегося еще в то время нашего управления и отсутствия архива.  Будучи запрещенным в священнослужении, Определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 4/17 февраля 1987 года, как и все клирики, последовавшие в раскол за быв. Архимандритом Пантелеймоном, он вместе со всеми не принесшими покаяния и продолжавшими священнодействовать лишил сам себя сана, согласно Определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 19 августа/ 1 сентября 1987 года. Ныне бывший священник Виктор Мелехов может спасаться в лоне Русской Православной Церкви Заграницей как мирянин.

 

 

Призываем нашу Боголюбивую паству не поддаваться волнению от всевозможных обвинений на архиереев и клириков нашей Церкви. Несмотря на личные ошибки, бываемые по человеческой немощи, все мы исповедуем истинную православную веру, которой дорожим выше всего на земле, не принимая никаких ложных современных учений и отклонений, губительных для Церкви Христовой и для спасения души. Наша Церковь, своим малым стадом, является воистину Российской Церковью, законной правопреемницей и последовательницей 1000-челетней Русской Православной Церкви, на что Московская Патриархия никак не может претендовать. Об этом знают не только наши верующие, но и все наши недруги, которые долгими стараниями смогли нанести два года назад сокрушительный удар по свободной Русской Церкви и которые, теперь разочарованные Её возрождением, пытаются всесторонне Её разрушить. В этом разрушении под благовидными предлогами участвует и бывший священник Виктор Мелехов.

 

Мы призываем также воздержаться от церковно- и духовно- губительного всестороннего обсуждения всех церковных дел на так назыв. интернет-форумах. В них проявляется часто самоуверенность, при неведении и безответственности в вопросах церковного домостроительства, от людей не живущих любовью Христовой, и потому вольно или невольно направляющих свои разсуждения к разрушению всякого духовно-пастырского авторитета и тем нанося Церкви жестокие удары.

 

Услышим слова Апостола:

 

«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»

 

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий» (I Кор. XII, 29; XIII, 1).

 

Да благословит Господь Бог верных чад Русской Православной Церкви Заграницей и подаст им обильно Свою милость.

 

 

 

+ Митрополит Виталий (подпись)

+ Архиепископ Варнава(подпись)
+ Епископ Сергий (подпись)

+ Епископ Владимир (подпись)

+ Епископ Варфоломей (подпись)

 

 

 

 

Комментарий «Романитаса»: После такого количества подписей иерархов Церкви какие-либо слова с нашей стороны в любом из случаев будут выглядеть не смиренными. Однако, как заявил недавно Епладимир, «РПЦЗ - не римо-католическая организация».  Мы не можем своим молчанием идти против Христа, ведь молчанием предается Бог. Даже если речь  идет о столь представительном волеизъявлении архиереев.

 

 Ведь, по сути, более вопиющего антиканонического документа сложно себе представить. Не касаясь вопроса о том, что экклесиологические тезисы оиктора Мелехова и приводимые им факты в данном «Заявлении» иерархов РПЦЗ не были рассмотрены вовсе, заметим все же, что архиереи РПЦЗ не могли не знать, что они же (Митр.Виталий) в 1987 году «лишили о.Виктора сана». И, если они сослужили с ним в 2001 году, они одним этим фактом подчеркнули, что то решение было ошибочным.

 

Так на самом деле и было. Когда оиктор приехал в Мансонвиль – все ему были очень рады. Были и смущенные вопросы – «Как мы тебя, «раскольника», будем принимать?»  Он отвечал: «Если я раскольник – то и Вы раскольники, раскольники от Лавра». «Я ушел в непосредственное подчинение Вл. Авксентия по вероисповедным причинам и не признаю Вашего тогдашнего суда надо мной». И они, архиереи РПЦИ, смирились с этим, осознали свое тяжкое малодушие в прошлой, единой с экуменистами церковной организации, раскаялись в нем и, духе мира и любви, сослужили с оиктором.

 

Теперь же, когда он стал неугоден, его вновь лишают сана! Удивительное дело. Если он был простым мирянином, придя в РПЦЗ в 2001 году, то как могли архиереи РПЦЗ совершить кощунство и позволить служить Литургию мирянину?! Ссылка на архив – заведомо не годится. Дело Бостона было самым громким за всю историю РПЦЗ. Но если они приняли его как священника (а они приняли его как священника и, более того, сделали Секретарем), как они могут ныне без суда и следствия «лишать» его сана вновь?

 

Воистину – помрачение, попущенное Богом по нашим грехам. Даст Господь – Зарубежная Церковь все-таки найдет в себе силы с ним справиться. Мы не обвиняем никого – слишком сильные страсти вокруг и все им подвержены (мы в том числе). Но необходим Собор и необходимо всеобщее покаяние. И необходимо право чести для исповедников Веры.

 

В противном случае РПЦЗ никогда не обретет Россию – Она постепенно превратится в «русскую» секту в своем «дальнем зарубежье».  Катакомбная Церковь  не пойдет на союз с отвернувшимися от тех, кого Она ныне в Зарубежья наиболее уважает и считает исповедниками – чтеца Владимира Мосса и протопресвитера Виктора Мелехова. РПЦЗ останется только, по образу действий ее нового «секретаря»  протоиерея Вениамина Жукова, привлекать в России сбежавших из МП проштрафившихся провинциальных клириков (что, кстати – прямо противоречит практике Катакомбной Церкви) и немного невменяемых «русских патриотов» с «памятным» прошлым. Воистину – печальный конец… В этом случае, обещаем, мы сделаем все от себя зависящее для того, чтобы довести до всех исторических общин Катакомбной Российской Церкви правду о событиях в РПЦЗ.

 

Будем, однако, пока молить Господа о прощении нам наших грехов, прекращении этого помрачения и покаянии. Архиереев православных ныне осталось в мире совсем немного, а без архиереев, какие бы они не были, все-таки прожить нельзя. Это не означает, впрочем, что архиереям не следует вежливо и смиренно напоминать о канонах и Православной Вере, коли они столь зримо и открыто, «обидевшись» на правду, пошли против нее.

 

Будем надеяться также, что подписи под данными «Указами» получены обманными или сомнительными путями и действовавшие не ведали в полной мере, что именно они творят.  Все может разрешить ныне только Всецерковный Собор.  До него же мы будем по-прежнему публиковать в деталях всю доступную нам информацию о ситуации в Зарубежной Церкви и главных фигурантах нынешнего не православия и раскола – оаисии Малыхине и о.Вениамине Жукове – вплоть до их обще церковного покаяния.  Раскольниками являются не те, кто говорит правду, но те, кто гонит исповедников, кто идет в своем личном помрачении против церковного учения, совести, веры и Господа нашего Иисуса Христа.

 

Мы не стали бы писать о личностях… и мы этого не хотим. В Церкви многое лучше покрывать молчанием, если не нарушается главное – вероисповедание. Позицию оиктора поддерживает половина священников РПЦЗ(В), половина архиереев РПЦЗ(В)  (ныне скрыто) и, совершенно определенно, Катакомбная Российская Церковь. И, несмотря на то, что вся старая администрация РПЦИ, секретарь, казначей, благочинные отстранены в результате революции и интриги, устроенной французским духовенством, от дел -  в Церкви может наступит осознание. Мы все-таки еще немного, надеясь и уповая на Господа и торжество Правды Его,  подождем.

 

 

 

22.01.2003  «Романитас»